Жизнь как сон

 Яков сидел у постели жены и вся его жизнь проходила перед мысленным взором. Он рос в небольшом городке Белоруссии, в семье было пятеро детей. Любимой их игрой была игра в прятки. Они знали много мест, куда можно было спрятаться, чтобы тебя не нашли. Яков любил прятаться в сарае.


 Отец был сапожником. С четырнадцати лет он стал привлекать Якова к сапожному делу, учил секретам мастерства. Когда гитлеровская Германия напала на Советский Союз, Якову было 17 лет. Старший брат ушел на фронт. Через год вслед за ним отправился Яков. Он, телефонист-наводчик, обеспечивал связь командира батареи, находившегося на наблюдательном пункте, с огневыми позициями. Телефонный кабель часто выходил из строя, приходилось под огнем устранять повреждения на линии. Спрятаться было некуда. Яков был ранен в ногу, попал в госпиталь. Так он оказался в Оренбурге.


 Палата была большая, десять коек и все были заняты ранеными. Два месяца он пролежал, потом начал учиться ходить на костылях. В это время главный бухгалтер госпиталя Семен Петрович Боровский искал себе помощника. Хоть он и назывался главным бухгалтером, помощников у него не было. Он был в единственном числе, и ему трудно было справляться с расчетами и отчетами.


- Хлопцы, кто из вас умеет считать? – Спрашивал он раненых.
- Мы только дни считаем, когда уйдем отсюда.
- Помогите, ребята, сам не справляюсь. Помощник нужен.
- Так вот Яков из четвертой палаты, все что хочешь тебе сосчитает.
Пошел Семен Петрович в четвертую палату.
- Кто тут у вас Яков?
- Ну, я Яков, - отозвался молоденький, худой и бледный паренек.
- Ты мне и нужен! Считать умеешь?
- Умею.
- Вот и ладно. Ходить можешь?
- Только на костылях.
- Тогда бери костыли, пошли со мной.


Так Яков стал помощником главного бухгалтера. Считать Яков умел хорошо, но в бухгалтерском деле разбирался слабо. Семен Петрович его поднатаскал, и когда Яков сменил костыли на палку, с которой он так и проходил всю жизнь, оставил его у себя бухгалтером.


 В 1944г. советские войска освобождали Белоруссию, объединенный Оренбургский госпиталь перевозили в Могилев. Начальник послал Якова помочь собрать вещи девушкам-санитаркам из соседнего госпиталя. Там он впервые увидел свою Мирьям. По прибытии в Могилев Яков помогал девушкам устроиться на новом месте и потом продолжал опекать Мирьям. Незаметно пролетели годы, и вот теперь она уже полтора месяца лежит без сознания в лечебнице для тяжело больных. Он каждое утро приходит, часами сидит у ее постели, разговаривает с ней. Врачи не оставляют никакой надежды на выздоровление, но Яков все же надеется.


- Помнишь, Мирьям, как мы с тобой познакомились? Ты была такая красавица, а я простой парень. Я не смел даже надеяться, что ты когда-нибудь станешь моей женой. Я продолжал приходить к тебе, приглашал погулять, посмотреть кино, помогал, если появлялись какие-то проблемы. Постепенно ты привыкла ко мне, тебе стало меня не хватать, если я не приходил несколько дней. В конце концов мы с тобой поженились. Свадьбы не было, время было суровое. Мы поужинали вчетвером, с твоей подругой и моим другом. Вот и вся свадьба.


- Я учился, стал специалистом в бухгалтерском деле. Меня пригласили главным бухгалтером на электростанцию в город Лида, дали квартиру. В Лиде у нас родилась Ниночка, а через два года – Жаночка. Я приходил с работы усталый, девочки с радостным возгласом: “Папа пришел!” выбегали мне навстречу, я обнимал их и усталость куда-то исчезала. После ужина они забирались ко мне на колени, начинали что-то рассказывать, просили меня нарисовать домик, рядом с ним дерево, речку... Потом ты укладывала детей спать и мы оставались вдвоем. Это были лучшие годы нашей жизни.


- Помнишь, Мирьям, как мы вернулись в Могилев. Нам дали квартиру в двухквартирном доме с участком земли. Здесь у нас родился сын, наш Павлик. Он был такой забавный. Девочки его очень любили, играли с ним. – Якову показалось, что, когда он говорил о Павлике, на лице Мирьям промелькнула мимолетная улыбка. - Мне трудно было с больной ногой обрабатывать землю. Ты мне помогала, а потом и дети подросли, стали помогать. Зато у нас были свои овощи, фрукты, ягоды. Дети выросли, получили образование, работали. Дочери вышли замуж, подарили нам внуков. Павлик оставался с нами, потом и он женился, зажил своей семьей.


- Помнишь, Мирьям, как мы остались вдвоем. Нам было уже за пятьдесят, а мы чувствовали, что у нас начинается вторая молодость. Мы больше времени проводили вдвоем, радовались тому, что мы вместе; ходили на прогулки, общались с друзьями, начали посещать театры, слушали музыку, обменивались мыслями. Весь мир принадлежал нам двоим. – И снова на лице Мирьям промелькнула мимолетная улыбка. – А по праздникам к нам приходили дети и внуки, дом наполнялся радостью встречи, гомоном голосов. Ты готовила к праздничному столу вкусные блюда, которые только ты умеешь готовить.


- Помнишь, Мирьям, как незаметно выросли наши внуки. Для нас было неожиданностью, что старшая внучка выходит замуж. Как мы радовались рождению первой правнучки! Назвали ее Милой. Она, действительно, была очень милым ребенком. Поскольку ее родители были очень загружены, Милочка много времени проводила у нас. Я водил ее в детский садик, потом в школу, в различные кружки. Теперь ей уже 18 лет. Она говорит, что из всех бабушек и дедушек мы с тобой для нее самые близкие. Она приходит ко мне, когда у нее есть время, покупает продукты, готовит для меня еду. Спрашивает о тебе и передает тебе привет. Последние слова Якова Мирьям слушала с открытыми глазами.


- Дорогая моя! Мне уже девяносто лет, а я люблю тебя еще сильнее. Не покидай меня. Жизнь пролетела как сон. У нас с тобой были трудные времена, но мы были молодыми и любили друг друга. В целом, нам с тобой приснился хороший сон. Единственное, чего я хочу, это до конца быть с тобой вместе.


 Мирьям слушала, шевелила губами, но сказать ничего не могла. Яков вышел из палаты, попросил женщину-врача зайти.
- Что случилось? – Спросила врач.
- Моя жена открыла глаза и хочет что-то сказать.
Врач зашла в палату, посмотрела на Мирьям, лежавшую с открытыми глазами и шевелившимися губами.


- Фантастика! – Сказала она. – Ну, что ж, будем лечить!


• Лечебница - лечебное учреждение специального назначения.


Рецензии