5. Дамбулла

 Дамбулла - это не только буддистский пещерный храм на вершине горы, но и самая большая коллекция изображений Будды.

Как-то уж так в истории Цейлона повелось, что ланкийские цари, как бы это поделикатнее выразиться, сторонились встречаться с врагом нос к носу. На боевом слоне родное войско не возглавляли, а предпочитали, коль «в лазоревой дали» показались не совсем приятельские корабли, укрыться в каком-нибудь надёжном монастыре. Вот и король Валагамбаху четырнадцатилетнюю оккупацию столицы Анурадхапуры (со 103-его по 89 год до н.э.) пересидел у монахов. А потом велел выстроить храм в Дамбулле и преподнёс его им в дар за приют и терпение. Об этом сообщают брахманские надписи над входом.

Храм – сооружение весьма необычное и непростое. Во-первых, построено на 150-метровой скале. Во-вторых, находится в пяти карстовых пещерах, часть из которых естественная, другая – рукотворная. И в-третьих, являл и являет собою до сих пор сплошную галерею живописи. Также плотно обрисовывают стены только наши внуки. Разница есть, но не в интенсивности, а в ином: реставраторы храма из кожи вон лезут, чтобы сохранить фрески, а родители малышей, – чтобы сохранить чистоту стен.

Первые со своей задачей, несмотря на возраст изображений, справляются очень успешно. Благодаря чему в одном месте нашему взору предстали картины главных моментов жизни Будды: его рождение, отречение от царской жизни, прозрение, семь недель после озарения, чтение первой проповеди, уход в блаженство Нирваны. В другом месте – события из истории буддизма: встреча королём святого Махинды, принесшего учение Будды и реликвии на остров, строительство первого буддийского монастыря, посадка саженца дерева знаний в Анурадхапуре. Впечатляюще выглядят и главные моменты истории страны: высадка основоположника сингальской нации Виджая на Цейлоне, битва королей на слонах... И тысяча маленьких Будд, будто наштампованных на потолке одной из пещер.

А вот родительские успехи весьма скромны, перманентны, спорадичны и целиком зависят от количества времени и водоэмульсионной краски на квадратный метр размалёванной отпрысками стены.

С настенной живописью мы прояснили: её много, за ней старательно ухаживают потомственные мастера, хранящие секреты изготовления минеральных красителей и пластыря. Разобраться со скульптурами так быстро не получится. Там их, по моей прикидке, от полутора до двухсот наваяно. Только позолоченных статуй Благословенного 73 штуки! А ведь имеются еще и незолоченые, и «иже с ними» «Херувимы» по всей иерархической лестнице. Деваться некуда, придется заглянуть в каждый храм отдельно. Только не хватайтесь сразу за сердце и валерьянку. Гуманитарная катастрофа никому не грозит, ибо до Винни Пуха мне ещё расти и расти, посему ни в одной норе, то есть в пещере, надолго не застряну.

Итак, в первой, Дева Раджа Вихарая, всего семь скульптур: пять Будд (одни из них лежачий), его преданный ученик Ананда и бог Вишну. Все относятся к 1 веку до н. э., к тем самым временам «хороброго» короля Валагамбаху, с которого всё и началось.

Его фигура стоит при входе в следующий храм – Маха Раджа Вихарая. Напротив короля – очередной Будда в виде мифического дракона. Слева от Просветленного бог Матрея, справа  бог Ната (запоминаете?). За ними еще парочка богов и хранителей отпечатка ступни Будды на вершине Пика Адама. В углу – знакомый по предыдущей главе царь Ниссанкамалла. И этого, кажется, хватило бы. Но нет! Есть ещё ступа. А вокруг неё 11 фигур Будды в медитации. Ещё 40 медитирующих и 16 стоящих вдоль стен. Все они сделаны из разных материалов: гранита, кирпича, дерева. Затем покрыты слоем гипса и разрисованы.

Идём в следующий храм – Маха Алут Вихарая, построенный последним правителем Канди. Пещерка не хилая – 27 на 25 метров. «Населена» соответственно: 56 статуй, среди которых один спящий девятиметровый Будда, 13 Будд в позе лотоса и 42 стоящих. Вся эта «толпа» окружает фигуру медитирующего Благословенного в центре зала. Впечатлились? Пошли дальше.

Паччима Вихарая – небольшой храм. В центре ступа и всего-то десять статуй Будды. Основная, вырезанная из корневой породы ещё в 1 веке до н.э., находится в прекрасном состоянии. Хотя краски, разумеется, подновляют.

Последняя, пятая пещера, раньше была складом, а потом стала храмом, в котором одиннадцать Будд: лежачий и по пять штук у ног и головы. Кроме того есть скульптуры богов Вишну, Катарагамы и ещё одного местного бога (фамилию, простите, запамятовала).

Ну вот и всё. Покидаем богов и выходим на свет божий, садимся в автобус и едем дальше, в Канди.


Рецензии