5. Люди и боги

     1. ПОЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА. После того, как древние греки разобрались с богами: выяснили, откуда они взялись, кто чем заведует и к кому в каких случаях надо обращаться, они вдруг обнаружили, что о богах знают гораздо больше, чем о людях. Поскольку в Элладе приходилось по три философа на одного нормального человека, то этот вопрос был немедленно взят в разработку и на стене храма Аполлона в Дельфах сделали программную запись «Познай самого себя» (гноти сэ автон). Надо сказать, что эта запись появилась там гораздо раньше, чем родился философ Сократ, которому эта фраза почему-то постоянно приписывается.
     Было установлено, что выяснить, как и откуда появились люди, можно не прежде, чем уяснится, что же собственно, такое есть человек, т. е. требуется точное определение этого феномена. Многолетние размышления дали свои плоды, ректор Афинской академии Платон предъявил общественности следующую формулировку: «Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев».
     Не успели утихнуть восторги по поводу такой краткой и мудрой дефиниции, как афиняне заметили, что философ Диоген вылез из своей бочки и, что-то держа в руках, направился прямо в Академию, расположенную в роще в километре от Афин. В Афинах в то время был плюрализм: несогласных не убивали, но морду набить могли. Поэтому афиняне замерли и ждали, что будет.
     Диоген же придя в академию, где Платон только что закончил занятия с учениками, поднял свою ношу, и все увидели в его руке общипанного петуха.
     – Что это? – спросил Платон.
     – Разве ты не узнал? – ответил Диоген. – Это человек Платона.
     Когда-то Сократ, бывший учитель Платона, в ответ на выдумки своего ученика говаривал: «Платон мне друг, но истина дороже». Платон тоже был себе друг, а истина ему тоже была дороже, поэтому он никакой агрессивности по отношению к Диогену не проявил, напротив, они этого петуха зажарили и съели, хорошо запив его тем, что бог Дионис послал. После этого Платон сразу понял, как поправить дело, он добавил к своему определению следующие слова: «И с плоскими ногтями». Диоген не возразил, возможно, по той причине, что уже крепко спал. Переход от еды ко сну в те времена был несложен, поскольку аристократы как крови, так и духа ели и пили обычно лежа.

     2. ДУША И ТЕЛО. Когда философы уяснили, что такое человек, встал вопрос, откуда этот человек взялся. Прежде всего поинтересовались, что на эту тему говорили древние, которые, будучи по времени ближе к началу мира и запросто общаясь с богами, должны были кое-что знать. Но оказалось, что древние толковали эту тему по-разному, причем одно толкование часто противоречило другому. Ясно было, однако, что родоначальники племен и цари происходили непосредственно от богов, которые частенько отдыхали от своих жен с различными нимфами, а затем и с их дочерями.
     Что же касается обыкновенных людей, то Гесиод утверждал, что их создавали олимпийские боги из разного подручного материала: из земли, из глины или из камней. При этом, будучи неисправимым пессимистом, он уверял, что жизнь людей неизбежно и постоянно ухудшается, что сначала был золотой век, когда все было очень хорошо, потом серебряный, когда было чуть-чуть похуже, затем бронзовый, когда люди научились изготавливать копья и мечи и устроили Троянскую войну, и, наконец, пришел железный век, когда уже хуже некуда. В его поэме «Труды и дни» вся эта теория начинается так:

     «Создали прежде всего поколенье людей золотое
     Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских.
     Был еще Крон повелитель владыкою неба».

     Отсюда философам было ясно, что певец Гесиод витал в облаках и о рождении людей ничего толком не знал. Ведь сам же он заявлял в другой поэме, что, когда Кронос был «владыкою неба», пятеро будущих олимпийцев были им проглочены и находились в его желудке, а шестой, Зевс, рос на Крите, а на Олимпе еще вовсе никто не жил. Поэтому возобладала точка зрения, о которой говорится в «Библиотеке» Аполлодора и согласно которой первых людей вылепил Прометей, смешав землю с водой, и затем оживил их, прибегнув к помощи Афины, так что это случилось уже тогда, когда правил Зевс.
     Души, согласно Платону, существуют сами по себе. Они, по-видимому, образовались в огромном количестве в момент большого взрыва, когда Хаос превратился в Космос. Поскольку, плавая где-то в облаках, души все видят и все обо всем знают, им очень не хочется попадать в человеческие тела, где они, как утверждает тот же Платон, сразу все забывают и им приходится все узнавать потом заново. Поэтому, когда Афина отлавливала их и заталкивала в тела, изготовленные Прометеем, души отчаянно сопротивлялись, а когда тело умирало, то душа освобождалась из своего заключения и старалась больше так глупо Афине не попадаться. Тем не менее когда рождается обычным путем новый человек, какую-то душу боги заставляют расставаться со своей свободой и почти на сотню лет заключают в новое тело. Отсюда, по видимому, и происходит крик души: «Век свободы не видать!»
     Судя по всему, Прометей изготавливал людей не золотого, а сразу бронзового века. Что же касается золотого века, то таковой действительно существовал и продолжает существовать, но отделен от людей вовсе не временем, а пространством, потому что существует он только на Островах блаженных, которые находятся на крайнем западе земного круга. Там правит Кронос и живут в полном довольстве, не зная трудов, болезней и старости, счастливчики, заслужившие особую милость богов. (Как правило, это их же побочные дети.)
     Тем, кому не так повезло, богиня Атропа в положенное время перерезает нить их жизни, бог Танатос извлекает из них платоновскую душу, которая согласно Платону благодарит своего освободителя и взмывает вверх, а у нас возникает вопрос, что же тогда достается владыке загробного мира Плутону. Этот вопрос разъяснил Геракл, которому удалось проникнуть живым в царство мертвых, а затем благополучно оттуда выбраться. Когда он появился в Аиде, то, как сообщает с его слов Гомер, на него прибежали глядеть обитатели Аида и среди прочих медуза Горгона, которая, как показалось Гераклу, стала приближаться к нему с дурными намерениями. Геракл схватил меч и попытался отрубить ей голову, подобно тому, как это когда-то сделал его прадедушка Персей. Однако меч свободно прошел сквозь Горгону и Геракл убедился, что перед ним пустой призрак. Таким образом, царство Плутона есть царство призраков, оно населено тенями усопших, имеющих, впрочем, тот же вид, который у покойников был при жизни. Эти тени занимаются тем, что беспорядочно бродят по асфоделевым лугам.

     3. НАКАЗАНИЕ ПРОМЕТЕЯ. Когда в Сикионе, который в то время еще назывался Меконом, возник спор о том, какую часть быка нужно жертвовать богам, а какую люди должны оставлять себе, в судьи пригласили Прометея. Прометей, содрав с быка шкуру, разделил тушу на две кучи: в одну он положил всю мякоть, прикрыв ее сверху требухой, а в другую – кости, спрятав их под слоем жира. Закрыв обе кучи кожей, он предложил Зевсу выбрать одну из куч. Зевс же, взгляд которого проникает через все насквозь, увидев в одной куче под кожей требуху, а в другой жир, сразу понял все остальное. Однако он, сделал вид, что поддался хитрости Прометея и выбрал кучу с жиром и костями, но спрятал от людей огонь, полагая, что сырое мясо люди есть не смогут. Тогда Прометей тайно отколол кусок от солнечной колесницы (Гелиосу потом пришлось всю ночь возиться с починкой) и, спрятав его в полом стебле нартекса*, передал людям. Люди стали готовить для себя мясо на огне, а в жертву богам сжигать на алтарях кости и жир животного. Когда Зевс увидел это, он приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Там прикованный к скале Прометей простоял много лет, и каждый день орел, прилетая, выклевывал его печень, которая за ночь отрастала вновь. Прометей нес это наказание, пока его не освободил Геракл, о чем будет рассказано, когда пойдет речь о Геракле.
     Зевс повелел Гефесту, са'мому искусному из богов в любом мастерстве, изготовить женщину необычайной красоты, подобную богиням. Боги оживили ее, Афина выткала ей одежды, от Гермеса она получила в дар хитрый льстивый характер и искусство уговаривать. Ей дали имя Пандора, что значит «всеми одаренная», и она должна была принести людям несчастья. Ее отдали в жены Эпиметею, брату Прометея, дав в приданое плотно закупоренный глиняный сосуд. Прометей советовал брату никогда не открывать его, но любопытная Пандора уговорила мужа, и из сосуда вылетели бедствия, огорчения, заботы и болезни и стали преследовать человечество**.
______________
*Нартекс – высокое (до 5 м) растение с трубчатым стеблем.
**Гесиод, впрочем, сообщает, что Пандора успела захлопнуть крышку сосуда, когда в нем осталась лишь одна Надежда, однако как и с какой стати она могла бы оказаться среди бедствий и несчастий.


     4. ДЕВКАЛИОН И ПИРРА. Девкалион, сын Прометея и Океаниды Гесионы, женился на Пирре, дочери Эпиметея и Пандоры. В то время из-за нечестивости многих людей, а особенно пятидесяти сыновей царя Аркадии Ликаона, о чем будет рассказано в надлежащем месте, Зевс рассердился на людей и решил их истребить. По совету Прометея Девкалион сделал ковчег, вложил в него необходимые припасы и сел туда вместе с Пиррой. Зевс же разразился с небес страшным ливнем, залил водой большую часть Эллады так, что многие люди погибли, за исключением тех, кто укрылся в расположенных поблизости высоких горах. Девкалион же носился в своем ковчеге девять дней и ночей и причалил к Парнасу. Когда ливень прекратился, он вышел на берег и принес жертву Зевсу, а тот послал к Девкалиону Гермеса и разрешил Девкалиону просить у него все, что ни захочет. Девкалион пожелал возродить людской род, и тогда Зевс повелел Девкалиону и Пирре бросать камни через голову. Те камни, которые бросал Девкалион, превращались, естественно, в мужчин, те же, которые бросала Пирра, становились женщинами.
     Пирра родила Девкалиону детей, первым был Эллин, затем Амфиктион, который воцарился в Аттике после Краная, и дочь Протогения, которая от Зевса родила Аэтлия.

     5. КАК БОГИ ТВОРИЛИ ЛЮДЕЙ. В предыдущих разделах мы рассказали о некоторых способах, которыми боги создавали людей. Способы эти следующие.
     1) Естественный способ. Это единственный способ, перенятый человечеством у богов и по этой причине достаточно общеизвестный.
     2) Создание людей из земли и воды. Таким способом, как мы видели, пользовался Прометей.
     3) Образование людей из камней. Так создавал людей Зевс из тех камней, которые бросали Девкалион и Пирра.
     4) Создание Гефестом Пандоры. Этот бог, как известно, работал по металлу.
     5) Сотворение человека из слоновой кости. Этим способом воспользовалась богиня Афродита, и было это так. Царь Кипра Пигмалион в свободное от царских обязанностей время увлекался резьбой по кости. Случилось так, что он влюбился в богиню Афродиту и, создав ее статую из слоновой кости, стал молить богиню, чтобы она сжалилась над ним и ответила ему взаимностью. Афродита же хотя и не влюбилась в Пигмалиона, но была растрогана и поэтому оживила статую, превратив ее в нимфу, которая получила имя Галатея. Став женой Пигмалиона, Галатея родила ему сына Пафоса и дочь Метарму.
     Для полноты картины опишем еще несколько случаев, которые встретятся в дальнейшем изложении.
     6) Земля-Гея может рождать людей подобно тому как она рождает траву и деревья. Людей, появившихся из земли, называют автохтонами. Например, автохтоном был Кекропс, первый царь Аттики. Между прочим, любой человек может запросто вырастить людей в своем огороде, для этого в качестве посадочного материала нужно использовать зубы дракона. (Без разрешения богов этого, однако, делать не рекомендуется.) Мы опишем такие случаи в рассказах о Язоне и Кадме.
     7) Сотворение людей из муравьев. Случай такого сотворения мы опишем, когда будем рассказывать об Эаке.

     6. ЭЛЛИНЫ И ВАРВАРЫ. От Эллина, сына Девкалиона, и нимфы Орсеиды родились Дор, Ксуф и Эол. Дор взял землю против Пелопоннеса, его потомки стали называться дорийцами. Эол же воцарился в области Фессалии, от него пошли эолийцы. Ксуф взял Пелопоннес, и жена его Креуса, дочь Эрехтея, родила ему Ахея и Иона, по их именам были названы ахейцы и ионийцы. Таким образом, Эллин стал прародителем всех греческих племен и все греки стали называть себя по его имени эллинами.
     Спрашивается, если все греческие племена возникли естественным путем, то каких же тогда людей вылепил Прометей, как это утверждали древние? По-видимому, англичан, французов, китайцев и прочих негреков. Так что работы у него было порядочно. При этом оказалось, что все вылепленные люди говорят на каких-то непонятных языках. Греки, слушая их, непременно передразнивали: «Вар-вар-вар-вар-вар». Так возникли слова «варвар» и «варвара», означающие «иностранец» и «иностранка», а поскольку греки считали всех иностранцев дикарями, то эти же слова можно перевести и как «дикарь» и «дикарка». Наши женщины, услышав слово «варвара», подумали, что это какое-то красивое имя, и иногда стали этим именем называть своих дочерей. В других странах это слово произносили как «барбара» и там появилось имя Барбара. Так как мы очень восприимчивы ко всему иностранному, то после сериала «Санта-Барбара» это имя и у нас, в конце концов, тоже пошло в ход.
     Надо сказать, что процентов восемьдесят наших имен заимствованы у греков, в том числе у греческих богов. Имя, данное младенцу, как настойчиво утверждает интернет, определяет непременно всю его биографию. Назвали, например, ребенка Аполлоном, и из него получается неплохой поэт Аполлон Майков. В городе Шуе одну девочку назвали Афродитой, вероятно, родители хотели, чтобы она стала красавицей, подобной богине. Эту девицу, когда она выросла, нам довелось увидеть в магазине, торговавшей там пивом распивочно и на вынос, что и понятно: ведь имя Афродита означает «пенорожденная».
     Богиня Тихе (Удача), дочь Океана, стала причиной появления имени Тихон (Удачливый); на человека с таким именем, как внушает интернет, удачи будут сыпаться по любому поводу, при любой погоде и в любое время дня и ночи. Только некоторая недоверчивость наших граждан привела к тому, что наши мужчины не стали поголовно Тихонами.
     От богини Геи мы имеем имя Георгий (Земледелец), от богини Деметры – Димитрий и Дмитрий, от богини Нике – Николай, Никита, Никифор, Никодим, Никанор, от Ирены, дочери Фемиды, – Ирена и Ирина. Даже бог Танатос (Смерть), имя которого раньше произносили как Фанатос, послужил созданию имени Афанасий (Бессмертный). Интересно, на что надеются родители, называя сына этим именем. Древнегреческие боги с удивлением узнаю'т, что эти имена считаются теперь христианскими и занесены в Святцы.

     7. ФИЛЕМОН И БАВКИДА. Когда люди объявили Зевса покровителем путешествующих, царь богов ничего не имел против и даже установил закон гостеприимства, в силу которого путникам до'лжно предоставлять кров и пищу и ни в коем случае их не обижать. Закон очень полезный ввиду того, что гостиницы в то время были не слишком распространенным явлением, а путешествия довольно долгими – передвигаться приходилось на своих двоих, т. к. колесницы были делом дорогостоящим и не каждому по карману. Не очень доверяя людям и, по-видимому, имея на это основания, Зевс иногда сам проверял выполнение своих законов. И вот однажды он вместе с Гермесом пришел в какую-то деревню, где оба бога приняли вид простых странников и стали проситься на ночлег. Но их не пускали ни в один дом, и лишь дверь самой маленькой хижины, стоявшей на краю селения, раскрылась перед ними. В этой хижине, покрытой соломой и тростником, доживали свой век супруги Филемон и Бавкида. Они предложили гостям разделить с ними ужин, а так как ужин был довольно скудным, решили зарезать единственного гуся, который жил с ними в той же хижине. Когда хозяева попытались поймать птицу, та вырвалась, подбежала к Зевсу и спряталась у него в ногах. Зевс рассмеялся и попросил гостеприимных хозяев оставить птицу в покое, сказав, что еды, которая имеется, им вполне хватит. И точно, еда не кончалась, пока все не наелись, а когда Филемон последний раз подливал гостям вино, то обнаружил, что кувшин полон, хотя и в самом начале вина и полкувшина не было.
     После ужина Зевс открылся хозяевам и сказал, что он готов исполнить любое их желание. Посоветовавшись, супружеская пара сообщила, что у них есть лишь одно желание – умереть одновременно. Тогда Зевс вывел их из дома, и они увидели, как их дом стал увеличиваться и превратился в храм, стоящий на поднявшейся из земли высокой горе. Филемон и Бавкида стали жрецами нового храма и, не зная нужды, прожили еще долгую жизнь. Они были в числе тех, кто пережил девкалионов потоп, остальные же дома этого селения оказались затопленными водой. Когда же Филемону и Бавкиде пришла пора умирать, они превратились в деревья: Филемон превратился в дуб, а Бавкида – в липу.

     8. ИСТОРИЯ ГЛАВКА. Эту главу мы заключим необыкновенной историей о том, как человек стал богом, и при том, что оба его родителя были смертными. Таких людей история насчитывает всего пятеро: Психея, супруга Эрота, о которой уже рассказано, Кастор, сын Тиндарея, Меликерт, сын Афаманта, и Ганимед, сын Троя, о которых будет рассказано в своем месте, и Главк, сын Антедона, о котором теперь пойдет речь.
     Главк жил в Беотии, был простым рыбаком и очень красивым юношей. Однажды он стал ловить рыбу в незнакомом месте, где к самому берегу подходил луг, на котором росла необычная трава и не было ни деревьев, ни кустов. Каждый раз, когда он выкидывал пойманную рыбу на эту траву, рыба, полежав некоторое время, вдруг высоко подпрыгивала и, пролетев большое расстояние, падала в море. Удивленный, он сорвал несколько травинок и пожевал их. После этого он почувствовал, что не хочет жить на земле и что его неудержимо тянет в море. Тогда он нырнул в пучину, и там его ноги превратились в рыбий хвост, а борода приобрела цвет морских водорослей. Благодаря волшебной траве он стал морским богом, которому молятся рыбаки, чтобы он выручил их в минуту опасности или помог загнать рыбу в сети. Он встретился с Океаном и Тефидой, и те одарили его искусством прорицать будущее.
     Проплывая мимо Сицилии, Главк увидел Сциллу, дочь Форкия и Гекаты, отдыхавшую на берегу после купания, и влюбился в нее. Она была очень красива, но отвергала всех женихов, которые к ней сватались. Главк пытался заговорить с нею и стал рассказывать о том, что с ним случилась, но Сцилла убежала, не дослушав его. Тогда он отправился к острову Ээе, где жила Кирка, дочь Гелиоса, волшебница. Про нее говорили, что Афродита внушила ей необычайную страстность, в отместку за то, что ее отец открыл Гефесту связь Афродиты с Аресом. Поэтому Кирка своими чарами заманивала на свой остров самых красивых из проплывающих мимо моряков, а после того, как сходилась с ними, превращала каждого из них с помощью волшебных трав в какое-нибудь животное. Главк стал просить Кирку сделать с помощью трав или заклинаний так, чтобы Сцилла в него влюбилась. Вероятно, на Главка из-за его страсти нашло какое-то затмение, потому что, несмотря на полученное им искусство прорицания, он даже и предположить не смог, что из всего этого выйдет. Получилось так, что Кирка сама влюбилась в Главка и стала уговаривать его забыть Сциллу и остаться с ней. Когда же Главк отказался, она изготовила зелье и вылила его в затон, где Сцилла обычно купалась. Когда та вошла в эту воду, то превратилась в чудовище: выше пояса она оставалась девой, а ниже пояса к ней приросли шесть голов рычащих псов и двенадцать собачьих ног. После этого Сцилла поселилась в пещере на сицилийском берегу пролива между Сицилией и Италией и возненавидела всех рыбаков, потому что Главк рассказывал ей, что он был рыбаком, прежде чем стал богом. Она занималась тем, что подкарауливала рыбаков, которые приходили к берегу близко от ее пещеры или проплывали мимо, тогда она хватала их собачьими головами, уносила в свою пещеру и там пожирала.
     На утесе, расположенном на противоположном италийском берегу пролива, обитало другое чудовище – Харибда, которая в течение дня трижды поглощала и трижды извергала морские воды, а вместе с водой могла поглотить и целый корабль. Сообщают, что она была дочерью Геи и Посейдона и что Зевс своей молнией сбросил ее в море. Так как она и Сцилла находились друг против друга в самом узком месте пролива, то проплывающим морякам было невозможно уйти от одной, чтобы не попасть к другой, и поэтому многие из тех, кто проплывал в этом месте, погибли.
     Эта пара чудовищ теперь исчезла неведомо куда, вероятно, закончила свое существования во время ужасного извержения Этны, случившегося в 1226 г. до н. э. Последним, кому довелось с ними встретиться, был Одиссей, потерявший при этой встрече шесть человек, которых Сцилла утащила с корабля своими шестью собачьими головами. А в наше время, когда какому-то человеку грозят от начальства две неприятности, причем, избегая любой из них, он непременно должен вляпаться в другую, про того говорят, что он находится «между Сциллой и Харибдой».


Рецензии