О, Сплит, жемчужина моря

 О, Сплит, жемчужина моря
(извлечение из книги "Путевая мозаика")

    На следующий день, после завтрака,  вылетели в Сплит.  А оттуда   сразу отправились  автобусом на курорт Шибеник. Аэропорт находится в шестидесяти километрах от Шибеника.

    Прибыли почти ночью, в одиннадцать часов вечера, в абсолютной темноте, и едва разместившись в гостинице,  тут же побросав вещи, кинулись к морю — купаться. Чем повергли в изумление  местный гостиничный персонал. Для нас, сухопутных уральцев, встреча с морем всегда - ожившая сказка. Не хотелось терять ни минуты этого чудодейственного ощущения.

     В купании ночью есть особое волшебство, невероятная экзотика, где страх переплетается с эйфорией, а леденящие струи  морской воды насыщают все тело животворной энергией. Бодрые, словно заново рожденные, счастливые, переполненные впечатлениями и волнующим ожиданием новых, вернулись в свои номера.

     Утром  нас ждала экскурсия в Сплит. Город — порт.
Сплит... Это слово запомнилось  с детства, с тех школьных лет, когда мы, шестиклассники - девчонки, оставались после уроков и, закрывшись в классе, чтобы не застали учителя,  учили и пели диковинные песни невероятной романтичности — из серии  «В нашу гавань заходили корабли». Недавно, в эпоху демократии, они неожиданно зазвучали по радио, по инициативе популярного детского  писателя Эдуарда Успенского, тоже романтика, в одноименной передаче. И новая волна возрожденного ненадолго романтизма шестидесятников  прокатилась по стране.

    Откуда тогда они пришли к нам — к послевоенным школьникам одной, почти сельской, школы (отдаленный район  большого города), когда еще и телевидения-то не было, не говоря об интернете? Но, как оказалось, какой-то беспроводной волной распространялись по всему младовозрастному континенту.
   Почему так влекли, так завораживали  юную душу, как алые паруса Ассоль, загадочная «крошка Мэри» и  неведомый  красавец - «Джон  Грей»? Оттуда  же и  Сплит... Из какой он был песни, уже не помню...
НО!  Разве есть что-то невозможное в наше время.  Ни на что не рассчитывая, сделала запрос в интернете: «Песня о городе Сплит».     Ответ превзошел все ожидания. Привожу его полностью — настолько он показался мне интересным.

 « 05 November 2011 @ 09:41 pm
О, Сплит, жемчужина моря!
Без малого два года назад был у меня пост такого содержания.
http://lazar-kr.livejournal.com/183202.html      
В выходные общались с теткой. Она вдруг спрашивает: "А Сплит это чей город?" - "Сплит - это хорватский город, - отвечаю. - А что такое?"
 Оказывается, еще с тех времен, когда она была маленькой (а маленькой она была аж в 50-е годы) помнит она песню про Сплит. Вот какие слова из этой песни ей запомнились.

Где бы я ни был далёко,               
Всюду со мной дом родной.
Милый мой Сплит синеокий,
Чудного моря прибой

Волн   Адриатики милой               
Мне не забыть вдалеке.               
Там со мной рядом бродила               
Девушка в белом платке.

Припев:
В лучах лазурного дня,               
Сверкая в пенном просторе,               
О Сплит, зовешь ты меня,
О Сплит, жемчужина моря.

Мне захотелось узнать, что за песня: кто написал, полностью слова. А
совсем хорошо - так послушать бы. Но мои гугления особых результатов не дали. Кое-кто упоминает, что была такая. Кое-кто тоже ее ищет.

А может, кто-нибудь из френдов знает, что за песня?

***
    Френды, правда, помочь не смогли – видимо, как и я, «не подходили по возрасту». А потому песни этой не знали. Но потом комментарии к этому посту приходили постоянно, причем большинство – анонимные. То есть, очевидно, люди, без всяких ЖЖ искали в интернете именно эту песню – и случайно натыкались на мою запись о ней в журнале.
   Комментарии очень интересные:

***
В 60-е годы была такая серия пластинок у фирмы "Мелодия" - типа "Песни народов мира", чтобы дружбу крепить. 
Я помню эту пластинку - большую, на 78 оборотов, с одной песней на стороне.               
  Помню мелодию. Песня красивая. Девчонки любили её петь. Помню, как объяснял девчонкам - что такое Сплит (они думали, что Сплит - это такое "жемчужино море":)
 К сожалению помню только те слова - которые помнила и Ваша тетя. Но почти уверен - есть еще 1 куплет.

***
    А я знаю припев этой песни (мы учили ее в 70х в школе на уроке пения. Нам пела ее учительница. К сожалению, больше ни от кого я ее не слышала. Хотя помню мотив и часто напеваю ))):
О, дивный Ядран ты мой,
Чудесный Сплит ты мой милый,               
О дивный Ядран ты мой
Ядран, славное море!
Почему Ядран, не пойму до сих пор. А мне уже 53.

***
Моя мама в школьные годы часто пела эту песню. И сейчас иногда мне ее напевает. Мне она тоже нравится.

О дивный Марьян ты мой,
чудесный Сплит ты мой милый,
Лазурный Ядран ты мой,
Ядран славное море.

Буду ли снова я дома,               
край мой, о край дорогой?
Выйду ль тропою знакомой,
снова на берег крутой?

Тут сначала припев, потом куплет.

Называется "Ядран лазурный",
далматинская народная песня.
Репертуар ансамбля песни Московского городского дома пионеров.
Рус. текст А. Тверского, обр. В.Попова
Полный текст, скорее всего, можно найти в сборнике песен "Дети мира поют", Песни зарубежных стран.

***
      В 1963 - 1964 гг я тоже учился в российской школе в Куйбышевской области. Наши девчонки с большим удовольствием пели эту песню в школьном хоре, особенно, когда мы мальчишки, приходили к ним на репетиции. Песня и нам очень нравилась. Там ещё были такие слова
 ...Я на большом корабле
Сплит мой, жемчужина моря,               
самый родной на земле...
 - 3 -
Давайте так: каждый пишет любые слова, которые он вспомнит, из этой песни - в Livejournal - может мы так соберём всю песню. Я помню мотив припева,   но к сожалению не знаю нот. Если кто-то знает и то и другое — напишите.
Вовка
***
Ella:

СПЛИТ- ЖЕМЧУЖИНА МОРЯ.

Где б не бродил по земле я
Сердцем с Отчизною слит.
Нет тебя в мире милее
Город мой солнечный-Сплит.

П-ев:
В лучах лазурного дня,
Сияя в синем просторе.
К себе зовёшь ты меня,
О, Сплит-жемчужина моря.

Волн Адриатики, моря
Мне не забыть вдалеке.
Там со мной рядом бродила,
Девушка в синем платке.

Снова вернусь к тебе, снова
Я на большом корабле.
Сплит-ты чудесный мой город,
Самый родной на земле.

Эти куплеты, которые я только что нашёл, напоминают те, что пели наши девушки.

Вовка

***
А мы пели ее в школе так:
Где бы я ни был далеко,               
всюду со мной дом родной
Светлый мой Сплит синеокий               
чудного моря прибой

О дивный Марьян ты мой,
чудесный Сплит ты мой милый,
 лазурный Ядран ты мой,
о Марьян славное море.

Буду ли снова я дома,               
край мой, о край дорогой?
Пройду ль тропою знакомой,
трону ли землю рукой.

К нам (где-то 70-е годы) приезжали из города-побратима Сплита гости в Дом пионеров и вот по этому случаю мы ее разучивали. Елена.

***
    Пою эту песню с детства, играю её на семиструнной гитаре, куплеты составлены из тех, что вы уже написали и теперь знаете. Живу в Германии. Привет всем любителям песен! А это - очень тёплая задушевная песня. Называли её "Адриатическое море".

***
      Эту песню спели югославы на фестивале песни в Москве в 1957 году, и ее стали петь во всем СССР. Это была любимая песня моей любимой девочки в пятом классе. Теперь не найти ни песни, ни девочки, которую я потерял из виду.

***
   И вот в августе приходит мне в личку ссылка от sirin1609
Ансамбль мальчиков. Югославская народная песня «Адриатическое море»
http://www.ogorodnov.info/index.php/audio
      Попалась она мне на глаза только в сентябре, в Ереване, но у моего ереванского друга были проблемы с колонками. А потом в замоте и делах забылось. А тут вдруг смотрю – ну надо же!

    Так что теперь и слова есть в разных вариантах, и послушать, как песня звучит, тоже можно. А еще такие чУдные и светлые следы разных жизней и воспоминаний, связанных с этой песней. Спасибо вам всем огромное!
Вот такая история забытой песни.»

    Таинственная магия самого слова Сплит — города-порта рисовала в воображении что-то необыкновенное и влекла особенно неудержимо. И не возможно было  тогда даже представить, что когда-то я смогу увидеть это собственными глазами...

   Однако, как часто бывает, реальность не всегда соответствуют нашим ожиданиям. Представление о Сплите ассоциировалось с морской экзотикой... А нас ожидала экзотика совсем другого рода. Древняя. Каменная. Да и прибыли мы туда не на корабле, а на самолете. Совсем по-современному. Поэтому не могли видеть, как «Прямо по носу корабля вскоре открывается панорама города, лежащего на небольшом острове под береговыми хребтами гор Мосор (1330 метров) и Козьяк (780 метров). Полуостров закрывает собой лежащий глубже обширный Каштелянский залив. Сплит... раскинулся в своем современном безудержном росте далеко в обе стороны по берегу и маленьким бухтам. Это второй по величине и значению (после Риеки) город на Адриатическом побережье Югославии и важный не только туристический, но и портово-промышленный центр республики Хорватии».*

Нас ждала древняя история этого города. Мы остановились у каких-то грандиозных каменных стен. Стояла невыносимая жара. Климат в Хорватии субтропический. Потому лето здесь слишком жаркое. Такую  погоду я, сибирячка, переношу с трудом. Каменные стены, аккумулировавшие тепло, и отсутствие рядом  какой-либо зелени лишь усугубляли положение.

А женщина- экскурсовод рассказывала...
Уникальный старинный населенный пункт — Сплит насчитывает XVII столетий своего существования. В начале нашей эры в этом месте, у самого берега моря, находился поселок Аспалатос, в котором жили греческие и иллирийские рыбаки. А немного выше, в горах, располагался город Солин (позднее центр Иллирийской провинции Рима). В 245 году в Солине родился мальчик, названный Диолексом. Благодаря своим незаурядным способностям и храбрости, он с молодых лет сделал головокружительную карьеру. Из рядовых легионеров сначала стал царским советником, затем консулом и начальником царской стражи при римском дворе. После убийства императора при поддержке военных кругов его избрали императором восточной Римской империи под именем Кай Аврелий Диоклетиан.
Он правил двадцать один год и сумел  своим мудрым правлением продлить существование уже находившейся  тогда в глубоком упадке империи. Затем отказался от престола в пользу своего наследника.
Находясь на покое, Диоклетиан построил на самом берегу моря, в Аспалатосе, грандиозный  город-дворец, в котором и прожил до конца жизни. Здесь же и похоронен, в заранее построенном роскошном мавзолее.

------
* О.С.Гребенщиков Жемчужины Югославии.- Москва, «Мысль», 1978.С.109-110

    Город основан в 305 году, - продолжала   рассказ гид,  по мере того, как мы, следуя за ней, продвигались  внутрь дворца. - Сохранившийся архитектурный ансамбль этой старинной постройки - основная  достопримечательность Сплита. Дворец окружали мощные стены, за которыми местные жители скрывались от нашествий аварских и славянских племен.
   Здание императорской резиденции было возведено из мрамора, привезенного из Турции, а украшавшие его гранитные колонны и сфинксы доставляли из Египта. Сооружение имело почти квадратную форму и занимало площадь в три гектара. Постепенно  оно стало крепостью.
   Через несколько лет рядом с этой крепостью и расстроился город.
Вход во дворец  с северной стороны открывали Золотые  ворота, наиболее архитектурно богатые. Они вели из города в Солин и внутрь страны. Когда-то  их верхнюю часть венчали скульптуры тетрархов Римской империи — Максимиана, Диоклетиана, Галерия и Констанция Хлора.

   В VI столетии в этом месте построили небольшую часовню Святого Мартина, которая относилась к женскому доминиканскому монастырю. До наших дней сохранилась только алтарная ограда, украшенная хорватским народным орнаментом XI века.

    В восточной стене находятся Серебряные ворота, в западной — Железные ворота. А в южной стене, которая нависла прямо над морем, имелись небольшие  Бронзовые ворота. Они выводили на каменную царскую пристань. Вдоль всей стены располагалась крытая галерея с сорока двумя аркадами, по которой в зимнее время любил прогуливаться стареющий император.

   Одно из лучших украшений дворца,  оно сохранилось доныне, - перистиль (внутренний двор).  Он окружен пышной колоннадой, перед входом в царские покои...

    Грандиозная многовековая мировая история обрушивалась на мою неподготовленную голову (я мало тогда еще знала об этом), трудно воспринималась на слух и быстро выветривалась... Хотя и была интересна. Особенность всех организованных экскурсий — максимум информации для ума и минимум собственных ощущений, а потому и эмоций. А самая долговременная память — эмоциональная.  Потому многие и не любят экскурсии.

    Я заглянула в интернет, чтобы почитать отзывы нынешних,  свободных, путешественников, побывавших в Сплите. Много видео — красивые картинки и короткие заметки. Все больше -  о кафешках, ресторанах, отелях...  Такова примечательность капитализированных современных обывателей. Жизнь в ощущениях... И одно-два слова — красивый, спокойный городок...  Особенно запомнился один такой комментатор собственного видео: «Памятник мужику, который боролся за хорватский язык».  «Из стены лицо торчит из камня». «Какой-то Яков...»

    А наш живой  одухотворенный путеводитель  продолжала...
    После смерти императора  в эпоху Византии дворец был запущен и использовался для  разнообразных целей. В последующие века Сплит неоднократно менял «хозяев», оказываясь то во владениях Византии, то хорватских королей, то попадая под власть Венеции или Венгерского царства.В VII веке его заняли римские граждане, бежавшие от нашествия славян и аваров. Здесь в стенах дворца - крепости Аспалатос в 650 году они и основали новый укрепленный город, который изменил свое название в итальянское Спалатто,  а позже  в славянизированное — Сплит.
   В VIII веке сюда переселяется все больше славян-хорватов, принявших христианство. Христианский епископ Иоанн, ревностный хранитель своей веры, уничтожил все объекты, связанные с язычеством. Мавзолей Диоклетиана перестроили в христианский собор. При этом погибло огромное количество истинных шедевров архитектуры и скульптуры Римской эпохи. Бесследно исчез и сам порфировый саркофаг  Диоклетиана. О его судьбе ничего не известно историкам.

   Собор находится в центре Диоклетианова дворца, его фасад обращён к западу и выходит на перистиль дворца. Сплитский собор состоит из трёх частей, которые построены в разные эпохи. Основная часть храма — бывший мавзолей императора Диоклетиана возведён на стыке III и IV веков. Хоры собора построены в XVII столетии. Высокая колокольня рядом с собором возведена в 1100 году и перестроена в 1908 году. Высокая пятиярусная как бы ажурная звонница, хотя и нарушила античный ансамбль, но представляет прекрасный памятник архитектуры XIII-XVI веков. В ее создании принимал участие известный местный зодчий Юрий Далматинец. А в реставрации, проведенной уже в начале XX века, участвовали такие крупные скульпторы, как Мештрович и Росандич.
      Несмотря на различие эпох, все части собора построены из одних материалов— туфа. Его добывают в местных реках. И белого известняка с острова Брач.
   
   Вход в собор (под звонницей) украшен по бокам лестницы скульптурными фигурами. Здесь находились и четыре оригинальных египетских сфинкса, уцелел лишь один. Интерьер мавзолея-собора содержит много ценных античных и средневековых деталей. Главный готический алтарь XV века (автор Бонино из Милана) находится в восточной части здания.  Алтарь часовни Святого Станислава в северо-восточной нише с резным рельефом, изображающим бичевание Христа, выполнен Юраем Далматинцем. Северный алтарь более поздний, создан в 1767 году Г. Морлаитером в стиле барокко. Главный алтарь собора создан одновременно с хорами в XVII веке.
 
  Настоящий шедевр искусства — огромные ворота собора XIII века,  Они украшены резьбой по ореховому дереву. Их создатель, мастер Андрий Бувина, изобразил в дереве 28 эпизодов из жизни Христа. Все изображения окаймлены сложным орнаментом. В соборе имеются две изящные кафедры для проповедников на тонких романских колоннах, богато украшенные скульптурными фигурами. Каменная кафедра слева от входа выполнена в XIII веке в романском стиле.

   Весь старый город (так называемый «град») окружает огромный четырехугольник стен Дворца Диоелетиана — римского императора. Здесь находилась его постоянная резиденция. В VII веке его заняли римские граждане, бежавшие от нашествия славян и аваров. Здесь в стенах дворца-крепости Аспалатос в 650 году они и основали новый укрепленный город, который изменил свое название в итальянское Спалатто,  а позже  в славянизированное — Сплит.

   В VIII веке сюда переселяется все больше славян-хорватов, принявших христианство. Христианский епископ Иоанн, ревностный хранитель своей веры, уничтожил все объекты, связанные с язычеством. Мавзолей Диоклетиана перестроили в христианский собор. При этом погибло огромное количество истинных шедевров архитектуры и скульптуры Римской эпохи. Бесследно исчез и сам порфировый саркофаг  Диоклетиана. О его судьбе ничего не известно историкам.

   Собор находится в центре Диоклетианова дворца, его фасад обращён к западу и выходит на перистиль дворца. Сплитский собор состоит из трёх частей, построенных в разные эпохи. Основная часть храма— восьмиугольный в плане бывший мавзолей императора Диоклетиана, возведённый на стыке III и IV веков. Хоры собора построены в XVII столетии. Высокая колокольня рядом с собором возведена в 1100 году и перестроена в 1908 году. Высокая пятиярусная как бы ажурная звонница, встроенная между  перистилем и мавзолеем-собором, хотя и нарушила античный ансамбль, но представляет прекрасный памятник архитектуры XIII-XVI веков. В ее создании принимал участие известный местный зодчий Юрий Далматинец. А в реставрации, проведенной уже в начале XX века, участвовали такие крупные скульпторы, как, уже известный нам, Мештрович и Росандич.

   Несмотря на различие эпох, все части собора построены из одних материалов— туфа, добытого в местных реках и белого известняка с острова Брач.
 
    Вход в собор (под звонницей) украшен по бокам лестницы скульптурными фигурами. Здесь находились и четыре оригинальных египетских сфинкса, уцелел лишь один. Интерьер мавзолея-собора содержит много ценных античных и средневековых деталей. Главный готический алтарь XV века (автор Бонино из Милана) находится в восточной части здания.  Алтарь часовни Святого Станислава в северо-восточной нише с резным рельефом, изображающим бичевание Христа, выполнен Юраем Далматинцем. Северный алтарь более поздний, создан в 1767 году Г. Морлаитером в стиле барокко. Главный алтарь собора создан одновременно с хорами в XVII веке.
    Настоящий шедевр искусства — огромные ворота собора XIII века, украшенные резьбой по ореховому дереву. Их создатель, мастер Андрий Бувина, изобразил в дереве 28 эпизодов из жизни Христа. Все изображения окаймлены сложным орнаментом. В соборе имеются две изящные кафедры для проповедников на тонких романских колоннах, богато украшенные скульптурными фигурами. Каменная кафедра слева от входа выполнена в XIII веке в романском стиле. 

   Несмотря на переделку здания бывшего мавзолея в христианский собор, архитектура строения и ряд элементов интерьера сохранились неизменными. Два ряда колонн внутри собора поддерживают богато декорированные фризы. В римскую эпоху купол мавзолея был украшен мозаикой, однако от неё ничего не осталось. Саркофаги императорской четы располагались в центре сооружения, уничтожены в VII веке. На фризе под куполом сохранились барельефы Диоклетиана и его жены Приски в лавровых венках. Крипта* собора также имеет римское происхождение, в христианский период здесь была устроена часовня Святой Луции. В сокровищнице собора хранится богатая коллекция предметов церковного искусства: ковчеги с мощами, иконы.  А также представлено большое количество ценных средневековых книг и рукописей.
 
    Сплитский католический собор - памятник архитектуры. Это древнейший действующий кафедральный собор мира. Обычно его называют по имени святого Домна, который был в III веке епископом Салоны, хотя ему посвящена лишь колокольня собора, а храм посвящён Деве Марии. Епископ Домн в числе других христиан стал мучеником в ходе гонений христиан при Диоклетиане в 303—304 годах. Домн является святым покровителем Сплита, день которого местные жители отмечают 7 мая торжественной мессой в соборе и процессией по улицам города.
 
    Собор, вместе с другими памятниками Дворца Диоклетиана,  а также сохранившийся до настоящего времени исторический центр Сплита (получивший название «град»), которые представляют огромную ценность, внесены в число памятников культуры мирового значения организации Юнеско.

Мы осмотрели и еще одну древнеримскую постройку, которая хорошо сохранилась - Храм Юпитера. Он возведен   в 295—305 годах нашей эры.  Сначала этот дворцовый храм был посвящен Асклепию, богу медицины. Позднее  стал святилищем Юпитера. Вход в храм украшали два сфинкса, сделанные по специальному заказу. Само строение располагалось в западной части комплекса рядом с Перистилем. После того, как Диоклетиан покинул пост императора, строительство храма  прекратилось. Позже, с приходом христианства в Далмацию, храм переоборудовали в баптистерий*, а крипта получила имя в честь Святого Фомы.

    Дошла до наших дней и купель XI столетия, на одной из мраморных плит которой имеется старейшая гравировка с изображением короля Хорватии Звонимира или Крешимира IV. Внутри храма расположены гробницы, где были похоронены местные архиепископы Иоанн и Лавр, а также находится современная скульптура Святого Иоанна, созданная в 1954 году Ивоном Мештровичем.

    В этом удивительном старом городе («граде», как называют его сейчас) остатки римских построек фантастически перемешались со средневековыми и почти современными строениями.  Центральная часть старого города как бы вросла в остатки какой-то мощной древней стены, местами даже неплохо сохранившейся.
   Высоченные потолки, величественные каменные стены... Каменное чудо древней цивилизации, напоминающей, пожалуй, обиталище инопланетян, не только поражало, но и подавляло. Несоразмерность величин — стен и роста человека. Словно жили тогда не обычные люди, а могущественные великаны. Трудно, находясь внизу, на несколько десятков метров от вершины зданий, воспринять его целостно. Большое видится на расстоянии... Узенькие пешеходные переходы между зданиями, похожие на коридоры, с отполированными, словно паркет, каменными полами. Одна из таких улочек так и называется: «Пропусти меня вперед». Руины, обрушившиеся стены и ... веревки с бельем между ними. Это, хотя и несколько разрушало гармонию величественного, вместе с тем как бы  связывало  древние времена с современными. Иначе  город казался бы мертвым. Новый город из-за недостатка времени мы почти не увидели.
Мертвое. Величественное. Чуждое... 

   Я же, выросшая на лоне живой могущественной сибирской природы, в окружении тайги, всю жизнь поклонялась, как язычница, только природе и только с ней чувствовала родство души. И, как герой песни о Сплите, где б ни бродила по свету, сердцем я с родиной слита. Нет тебя в мире милее...

   А рядом плескалось море... И все также палило солнце. На пирсе стояли корабли. По набережной, носящей имя Тито, прогуливались люди... Но это не входило в план нашей организованной экскурсии.
Детская сказка не ожидала... 
Мы возвращались  в Шибеник.


Рецензии
Так что же такое Ядран?

Борис Пан 2   28.03.2022 10:04     Заявить о нарушении