Сказки народов Урала. Древо жизни и лесные духи. Н

                Григорий  Рыжов
      
                Наказание  Лукаса

     У  озера  Белое  находилась  деревня  Бежаново.  Окрестности  здесь  были  красивы-ми  и  живописными.  Рядом  стоял  дремучий  лес,  где  водились  лесные  звери  и  пти-цы.  В  озере  было  много  рыбы,  которую  промышляли  местные  жители  деревни.
      В  этой  деревни  жила  была  семья,  муж  Турус  и  жена  Дару.  У  них  росло  четыре  дочери  и  старший  сын  Лукас,  которому  исполнилось  16 – ть  лет.  Рос  он  трудным  ре-бёнком,  не  слушал  родителей,  обижал  младших  сестёр.  На  улице  со  сверстниками  был  забиякой  и  обижал  своих  сверстников  и  девчат.
      Родители  не  могли  с  ним  ничего  сделать.  Дома  по  хозяйству  помогал,  но  всё  делал  по - своему  и  не  всегда  удачно.
     В  деревне  со  всеми  ссорился,  а  иногда  и  вступал  в  драку.  Обижал  девушек  и  ма-лых  деток.  Рядом  с  его  домом  жила  девушка  14 – ти  летняя  красавица  Нарана,  кото-рая  ему  нравилась,  и  он  её  любил  юношеской  страстью.  Он  постоянно  её  дразнил  и  обижал.  Это  был  такой  подростковый  возраст  да  плохой  задиристый  характер.
     Как – то  послал  отец  Лукаса  в  лес  на  охоту  на  лесного  зверя  и  птицу.  Утром  рано  он  встал,  позавтракал,  взял  охотничье  снаряжение,  сел  на  коня  и  поехал  в  дремучий  лес.
      Конец  лета,  лес  слегка  пожелтел,  словно  готовится  вступить  в  Осень.  Солнце  уже поднялось  над  горизонтом  и  его  лучи  стали  проникать  сквозь  гущу  ветвей  деревьев  леса.
      Лукас  ехал  верхом  на  коне  по  звериной  тропе,  углубляясь  всё  дальше  в  лес.  Где  то  вдали  были слышны  звуки  лесных  зверей  и  совсем  рядом  в  кронах  деревьев  тре- ли  птиц.  Пахло  свежим  утренним  лесом.  Хорошо.
      Едет  молодец  по  тропе  на  своём  коне,  а  ему  прямо  с  ветки  дерева  птичка  щебе-чет:
      -Лукас.  Помоги  поднять  с  земли  моего  птенца  и  посадить  его  обратно  в  гнездо.  Он  выпал  из  него  по  своей  неосторожности.
     Молодец  остановил  коня,  посмотрел  на  землю  и  увидел  маленького  птенца,  кото- рый  бессильно  барахтается  и  пищит  своим  тонким  и  жалобным  голосом.  Лукас  ска-зал:
      -Вот  ещё!  Буду  я  слазить  с  коня,  и  поднимать  какого – то  маленького  птенца.
      -Я  прошу  тебя,  Лукас,  помоги  мне  поднять  птенца  в  гнездо,  а  то  он  погибнет.
      -Замолчи,  птичка!  А  то  зашибу, - грубо  ответил  молодец  и  поехал  дальше.
      Едет,  он  едет  и  на  пути  увидел  маленького  зайчика,  который  застрял  в  трещине,  валявшегося  дерева.  Зайчик  кричит  от  боли:
      -Лукас,  помоги  мне  освободиться  от  дерева,  мне  больно.
      -Не  буду  я  слезать  с  коня  и  помогать  тебе.  Я  спешу  на  охоту, - небрежно  ответил  молодец  зайчику  и  поехал  дальше.
     -Не  хорошо,  Лукас,  поступаешь.  Слабым  и  попавшим  в  беду  зверюшкам  не  помо-гаешь, - вслед  ему  высказал  зайчик.
      -Смотреть  нужно  внимательно,  куда  лезешь, - зло  ответил  Лукас,  даже  не  огляды-ваясь  назад.
      Едет  Лукас  на  коне  и  напевает  весёлые  песенки  про  зверушек,  птичек  и  деревьев  леса. Вдруг,  он  услышал  крик  зверя  и  увидел  лису,  которая  оказалась  зажатой  меж-ду  двух  берёз  и  не  может  освободиться.  Лиса  стала  взывать  о  помощи  к  Лукасу:
      -Добрый  молодец!  Помоги  мне,  освободи  меня  от  деревьев.  в  которых  я  оказа-лась  зажатой.
      -Не  буду  я  тебя  освобождать  от  деревьев.  Мне  некогда.  Я  спешу  на  охоту, - отве-тил  Лукас  и  поехал  дальше,  не  оглядываясь.
      Едет  Лукас  час,  два,  а  лесного  зверя  не  видно.  Птицы  тоже,  как  будто  исчезли  в  лесу.  Неожиданно  для  себя,  молодец  услышал  слабые,  жалостные  стоны,  обернулся  на  звуки  и  увидел  старичка,  сидевшего  у  дерева.
     -Что  стонешь,  старичок? – спросил  грубо  Лукас.
     -Ногу  я  подвернул.  Помоги  мне,  Лукас,  добраться  до  ближайшей  деревни,  да  воды  напиться  и  кусочек  хлеба  подкрепиться,  жалобно  сказал  старичок.   
      -Вот  ещё!  А  я  как  силы  буду  восстанавливать.  Нет  уж,  некогда  мне, - ответил  Лукас  старичку.
     -Не  справедливо  поступаешь,  Лукас.  Не  по - людски  это. -  произнёс  старичок.
     -Ты  меня  ещё  будешь  учить?  Старикашка,  прощай! – грубо  ответил  молодец. 
     Вдруг,  лукас  увидел,  как  перед  ним  вместо  старичка  поднялся  могучий  старик  с  седой  длинной  бородой  и  волосами  на  голове.  Прозвучал  его  могучий  голос:
      -Слушай  меня,  Лукас!  Я  Лесной  Дух  Орон!  Ты  плохой  человек!  За  твоё  поведение  и  образ  жизни,  за  то,  что  обижаешь  слабых  людей,  животных  и  птиц,  я  накажу  те-бя.  Ты  будешь  находиться  в  этом  большом  дереве.  Твоя  душа  будет  выходить  в  мир  этот  в  образе  человека,  и  будешь  ты  делать  добрые  дела  людям,  зверям  и  птицам.  Люди  тебя  узнавать  не  будут,  но  ты  своих родных  и  знакомых  будешь  узна-вать.  И  будешь  ты  духом  пока  не  полюбить  тебя  девушка  и  не  придёт  к  этому  де-реву,  где  ты  находишься.
      Лукас  безмолвно  слез  с  коня  и  вошёл  в  дерево.  Лесной  Дух  Орон  растворился  в  воздухе,  словно  ничего  этого  не  было.  Конь  Лукаса  вернулся  обратно  домой…
   
       И  стал  дух  Лукаса  выходить  из  дерева  по  утрам  и  ходить  по  деревням  и  лесам  Урала  делать  добро  людям,  зверям  и  птицам.  Помогать  слабым  и  убогим,  защищать  слабых  и  обездоленных  людей  и  животных.
     Прошло  два  года,  как  пропал  у  родителей  Турус  и  Дару  их  сын  Лукас.  Вся  дерев-ня  искала  пропавшего  молодца.  Даже  его  коня  вели  по  лесной  тропинке,  которая  вела  к  большому  дереву,  где  находился  Лукас  и  его  дух.  Там  конь  останавливался  и  стоял  на  месте.  Вокруг  никаких  следов  молодца,  который  бесследно  пропал.
      Так  родители  и  жили  в  печали  и  молились  Богам  Неба  и  Богу  Древа  жизни  о  возвращении  своего  сына  Лукоса.
      Девушка  Нарана  очень  грустила  по  молодцу,  которого  любила  с  детства.  Как  то  девушка  пошла  с  подругами  в  лес  за  грибами  и  ягодами  и  на  них  на  опушке  леса  в  малиннике  вышел  бурый  медведь.  Ближе  всех  к  нему  оказалась  Нарана.  Другие  де-вушки  испугались  и  закричали,  бросившись  в  разные  стороны.
      Бурый  медведь  встал  на  задние  лапы,  а  передние   поднял  вверх,  раскрыл  свою  пасть,  оскалил  зубы  и  страшно  заревел.  Девушка  закрыла  руками  лицо  и  присела,  сильно  испугавшись.
      Внезапно  рёв  бурого  медведя  прекратился.  Нарана  открыла  глаза  и  увидела  пе-ред  собой  юношу,  чем  то  напоминающего  Лукаса.  Страшный  бурый  медведь  за  спи-ной  юноши  на  своих  четырёх  лапах  убегал  в  лес.
       Юноша  сказал:
      -Не  бойся,  Нарана.  Я  с  тобой.
      -Это  ты,  Лукас? – жалобно  спросила  Наран.
      Только  произнесла  девушка  эти  слова,  как  юноша  исчез,  словно  испарился  в  воз-духе.  Успокоившись,  девушка  с  подругами  вернулась  домой  с  грибами  и  ягодами.  Она  рассказала  подругам,  что  её  от  медведя  спас  юноша,  похожий  на  Лукаса…
       В  эту  же  ночь  Нарана  увидела  во  сне  Лукаса,  который  звал  её  к  себе.  Потом  пришёл  к  ней  во  сне  Лесной  Дух  Орон.  Он  сказал:
      -Нарана,  приди  к  дереву  в  лесу  и  скажи:  «Лукас,  я  люблю  тебя!  Приди  ко  мне!».  Садись  на  коня  Лукаса  у  его  родителей,  и  он  привезёт  тебя  к  этому  дереву.
      Утром  Нарана  пошла  к  родителям  Лукаса  и  рассказала  про  свой  сон.  Они  ей  в  свою  очередь  рассказали,  что  у  них  несколько раз  был  юноша  и  помогал  им  по  до-машнему  хозяйству.  Нарана  сказала:
      -  Это  был  Лукас.  Он  меня  с  подругами  вчера  в  лесу  спас  от  бурого  медведя.
      Родители  Лукаса  были  удивлены  и  обрадованы,  что  сын  может  вернуться  домой.  Они  по  просьбе  Нараны  вывели  коня,  на  котором  когда  то  поехал  на  охоту  Лукас  и  пропал…
      Девушку  снарядили  всем  необходимым  для  верховой  езды  и  продуктами.  Вскоре  Нарана  уже  ехала  по  лесной  тропинке  и  думала  о  предстоящей  встрече  с  Лукасом.  Часа  через  три  она  подъехала  на  коне  к  дереву,  в  котором  находился  молодец.  О  этом  дереве  во  сне  ей  говорил  Лесной  Дух  Орон.
      Нарана  слезла  с  коня,  подошла  к  высокому  дереву,  дотронулась  до  него  рукой  и  сказала:
      -Лукас,  я  люблю  тебя.  Приди  ко  мне.
      Вдруг  из  дерева  вышел  дух  и  превратился  в  человеческий  образ  Лукаса.  Он  об-нял  девушку  и  сказал:
      -Я  здесь,  Нарана.  Буду  всегда  с  тобой.  Я  люблю  тебя.
      Недалеко  от  них  появился  седовласый  старец,  и  он  проговорил:
      -Лукас,  ты  исправил  свой  характер  и  поведение  с  людьми  и  Животными.  Много  сделал  за  два  года  добрых  дел.  Нарана  тебя  освободила,  и  ты  стал  обычным  чело-веком.  Живите  счастливо.  Это  вам  на  свадьбу  подарок.
     Он  Лукасу  дал  мешочек,  котором  находились  золото  и  драгоценные  камни,  столь-ко,  сколько  он  сделал  добрых  дел  за  эти  два  года.

      Молодые  жених  и  невеста  вернулись  верхом  на  коне  домой,  где  их  ждали  вся  деревня  и  радовались  их  возвращению…

                27.04.2018  год.
      
      

      

      

   


Рецензии