Китайская тетрадь. Часть 2

"Всякая власть есть непрерывный заговор"

Человек мира, как говорят ученые, зародился в Африке, но встал и вырос несомненно на Востоке, вместе с восходом Солнца. Мне кажется, что играла роль не только Солнце, но и Луна, та которая рождает приливы и гонит волны океана, а с ними и жизнь во всем ее многообразии. Не зря говорят, что Афродита вышла из пены волн. Все люди вышли из волн, точнее из воды. Не знаю сколько их был этих волн цивилизации с Востока на Запад, но их оказалось достаточно, чтобы он расцвел во всей красе. Восток всему родина и потому человека Запада постоянно тянула и тянет туда, откуда его корни. Ради этого он даже открыл Америку, Китай, Индию и еще много чего.
Но по законам природы, после прилива следует отлив, волны с культурного Запада обратным ходом двинулись за поддержкой на Восток. Потому и войны. Не зря говорят физики, что сила отражения равна силе удара. Настала очередь Востоку опять помогать Запада и брать от него все лучшее, как матери от детей.
 К чему это я? Дело в том, что я тоже отправился в путешествие с волнами отлива на Восток. Мои корабли - книги. Все они мной когда-то прочитаны, на страницах пометки, как следы. Сначала книги шли ко мне, образовали меня, теперь я с ними хочу побродить по старым дорожкам и, прежде всего, Китая.
 
Первый шаг на Восток мною был сделан с помощью словарей. Основной был Ошанинский, 1955 года издания. Затем краткий  китайско-русский Григорьевский, издания 1962 года.Позже появился знаменитый Шанхайский словарь. С русского на китайский переводили с помощью словаря Мудрова. В 70-80 годы выходили многочисленные "карманные", в том числе Н.С. Араушкина на 8500 слов и "минимум" А.В. Котова на 4000 иероглифов.
Иероглиф -это своя маленькая история. Произвольно его не напишешь, только по установленному порядку. Когда я первый раз сообщил китайцам, что знаю их язык, они посмеялись и предложили изобразить иероглиф. Когда я его начертал в правильной последовательности - черта за чертой, а их бывает до пятидесяти, они мне поверили.
 В русском языке 33 буквы, а в китайском - более 60 тысяч. Если каждый день изучать по одному знаку, на 3650 самых популярных (чтобы читать газеты), понадобится десять лет.  Выучить - это значит каждый день эти иероглифы (по очереди) постоянно прописывать, чтобы не забыть их значение и порядок написания.

 В стране дракона, где нет закона.

На иероглифах можно еще гадать. Это следует из книги Марии Колесниковой "Гадание на иероглифах". Маньчжурия, 1945 год, на базарах торгаши предлагают погадать. Запускаете руку в ящик, вытаскиваете нарисованный иероглиф и вот ваша судьба. Правда не плохо! Можно самому такой аттракцион организовать, например следующим летом во время отпуска, только надо подготовиться.
Когда я учился у меня была подобная игра с отгадыванием. Постоянно с собой носил набор бумажных жетонов из плотной бумаги, типа визитных карточек. Карточки я эти брал в библиотеке, списанные они стояли в старых шкафах и по ним уже никто книги не заказывал. На них с одной стороны я писал иероглифы, а с другой - их значения, как правило несколько (так уж в Китае придумали, когда один иероглиф может иметь разные смысловые нагрузки, смотря в каком он контексте встречался). Карточки набором в несколько десятков я перетягивал тонкой резинкой и носил при себе. При удобном случае, чаще на собраниях-совещаниях, я их доставал и начинал отгадывать свою судьбу.

Книгу Колесниковой я выбрал произвольно, но так вышло, что она стала первой в моем путешествии в начало Китая. Когда читал ее впервые, уже тогда задумался о слове "нары". Откуда оно к нам пришло. У нас оно вызывает определенный смысл - тюрьма. В Маньчжурии, в Мукдене в фешенебельной гостинице "Ямато", на нарах, в раздвижных шкафах, спали видные японские чиновники, подставляя под шею деревянные подпорки. Тогда же обратил внимание на маньчжурские слова "небольшая река" - бира, "море" - мезери" - "тайга" - воцзи.
Мой дед бывал в Мукдене и, наверняка, видел: базары, глиняные стены, воротца, которые никогда не открываются. И мимо его внимания, видимо, не прошло, стремление китайцев все события в мире приспосабливать под свою древность, где якобы уже все было, а последующая история человечества лишь повторение пройденного. В этом что-то есть.
 
И еще из книги, гоминьдановские газеты в 1945 году пытались украсть у русских победу в Маньчжурии, утверждая, что это они в боях выматывали японцев в центральных районах, а нам оставалось только их напугать, они и сдались. Вот китайцы хитрецы!
Из книги я узнал, что ОДА (Объединенная демократическая армия) была сформирована в Цзямусы, на Сунгари, недалеко от Амура и места где я служил в Казакевичево. В состав ее входила известная 8-я армия (Балу цзюнь). Формировал ОДА Чжан Вэнтянь, обучающийся у нас под фамилией Измайлов.


К  узам дружбы нельзя относиться легкомысленно

В Китае так и не восторжествовали идеи ученых и первого из них - Конфуция. О нем пойдет речь в книге Владимира Малявина "Конфуций". Купил я ее в Киргизии, а точнее в г. Нарыне, где проходил службу. Семьи на тот момент у меня не было и время для чтения хватало. Мудрость Конфуция китайцы уподобляют "стене в десять тысяч саженей". Стена в Китае, как и базар, вещь крайне необходимая. На третьем месте добродетель, а может на втором, не знаю.
За ним шло учение, которое являлось по Конфуцию, главным делом всей жизни. Беседы с учениками он проводил под абрикосовым деревом, у колодца. Теперь в этом месте в конце августа каждый год проводят празднества. Приглашают родственников из 79 - го поколения. Беседуют и подтверждают еще и еще раз, что истина рождается не в споре, а в семье.

 Семья - это от Неба и главное - быть человеком, пускай простаком и неудачником. Душа, душа, вот существенный момент. У Конфуция и его предка старого солдата Шулян Хэ, в царстве Лу она была. От Шулян Хэ и пошел клан Кун. Все они были разные, как говорится, человек - это то, что он ест. А государства единого не было. Китай, как Древняя Греция, в то время разделился на полисы-княжества. Велись постоянные войны и то что можно, люди грабили и брали.

Конфуция и ему подобных родил кризис ценностей и веры. Ростки светлых мыслей, как впрочем и Христианство, родились на развалинах старого мира. Кун-цзы, как и я, любил играть на семиструнной лютне (гитаре). Это отвлекало и помогало сосредоточиться. Он хотел встретиться с Лао-цзы, но не известно случилось ли это. Взгляды их расходились. Так, Лао говорил:"Забудь о знании, и все узнаешь". "Всякий, кто судит, неизбежно ошибается". "Всякий, кто пытается понять, не постигнет".

Предание гласит, что встреча все же состоялась. Прощаясь Лао-цзы,  дал Кун-цзы совет:
"Человек любящий подмечать недостатки других, рано или поздно попадет в беду, его подстерегает опасность; почтительный к старшим не стремиться быть впереди всех, и так же держится добропорядочный поданный". Так говорил Лао-цзы проповедник "скрытой честности".

Кун-цзы же больше всего ценил согласие, отличался терпимостью. Он стал одним из первых в мире открывшим частную школу. Он не читал лекции, не комментировал древние книги, он просто беседовал со своими учениками, отвечал на их вопросы, делился своими мыслями. Часто они прогуливались за город, слушали музыку. В то время самым любимым зрелищем были бои петухов, ходили и их посмотреть. Кун-цзы потихоньку превратился в Кун Фу-цзы, что означало Почетный Учитель Кун. Вся его теория - это язык, как он есть. Он любил древность и доверял ей. Бессмертие - это традиции. Для него управление шло от внутреннего выправления человека. Это он называл "исправление имен" (чжэн мин).

Он учил безыскусственной жизненной мудрости, умению жить в согласии со всеми, оставаясь наедине с собой...По сути дела, у него не было своего учения. Он передавал, а не сочинял. Более того, он  любил говорить и считал это качество главным у благородного мужа. Еще он уважал усердие, верность, а также уступчивость. Жить по ритуалу - идти "Срединным путем", не впадать в крайности. Соблюдать человечность "жэнь". Этот иероглиф состоит из знаков "человек" и "два", что означает до сих пор сотрудничество и взаимопонимание.
Что интересно, еще при Конфуции забивали жертвенного барана. И тогда считалось, что единственный способ исправит нравы - это показать пример. И еще Конфуций считал, что не надо препятствовать течению вод.


Человек следует законам земли. Земля следует законам неба.
 Небо следует законам Дао, а Дао следует самому себе. 
               

         По книге И. Каменоровича  "Классический Китай" Конфуций в противоположность Сократу не  отвечал своим ученикам определениями, а прибегал к образным примерам. К догмам и истинам он относился с отвращением. Таким образом автор посчитал наблюдательность наивысшим достоинством китайского духа. С ним можно согласиться. Ведь он не мудрствовал, а всматривался в мир, искал в нем законы, которым подчинены все от сил природы до государства.
Высшего мира у него нет. У китайцев нет границы между миром живым и неживым (горы, реки, картины). Все находится в единой связи и образует совокупность всех вещей. Связь Неба-Земли и Человека.

История Срединного государства долгая. Сначала была династия Ся, потом Шан (Инь), якобы основанной Чэн Таном (1765 г. д.н.э.) Религии нет, сам император обращается к духам. Дата падения клана Шан (Инь) - 1121 г. Появилась династия Чжоу. Столица ее была в провинции Шэньси. В 771 г. случилось внезапное нападение варваров, которому содействовал внутренний мятеж вассалов.

Пришлось бежать и создать новую столицу Лои (Лоян) в пр. Хэнань. Затем наступила эпоха Воюющих государств, про которую мы уже вспоминали, тогда и проповедовал Кун-цзы. Победила линия законников (легистов) и теория государственного устройства Шан Яна. В результате появилась первая империя Цинь (222 г.). От Цинь произошло слово Chine. Тогда всех строили и приводили к стандарту (Ли Сы, Хань Фэй-цзы, Сюнь-цзы). Строптивым ученым грозила смертная казнь. Пекин тогда назывался Цзи, позже Янь. Первый император Цинь Ши-хуанди начал заселение новых территорий, продолжающееся до сих пор (умер в 210 г. до н.э.).

На арену вышел офицер Лю Бан (Гао-цзу) и создал династию Хань, продержавшуюся четыре века. Располагалась она к югу от нынешнего Пекина. Начиная с У-ди, чиновников стали набирать после экзаменов (134 год) до н. э.). Экзаменационная система была отменена в 1905 году.

При Уди империя максимально расширила свои территории и торговала с Римом,  Индией, Персией. Римляне именовали Китай "Серес" от "си" - шелк. Первую ("Раннюю") династию Хань свергнул родственник вдовствующей императрицы Ван Ман. Вспыхнуло восстание "Краснобровых", Ван Мана убили и снова на арену вышла Хань, но уже (Поздняя).
Эти события подробно описали два историка  Бань Гу и Бань Чжао, брат и сестра известного военачальника Бань Чао. Империя долго не продержалась из-за разложения и коррупция, помогли набеги тибетской народности цян. Про восстание "желтых повязок" речь уже шла. Оно имело сильную даосскую окраску.
"Сычуань" - бассейн четырех рек. Здесь возникло царство Шу, в котором сражался противник Цао Цао из Вэй, Чжугэ Лян. Империя восстановилась при династии Тан в 618 г. Здесь надо обязательно вспомнить о путешественнике на Запад буддисте монахе Сюаньцзане. Он путешествовал 14 лет, собирал буддистские манускрипты и с ними вернулся в столицу Тан Чанъань. Советую почитать книгу "Сунь Укун-царь обезьян".

В книге Малявина приводится хроногология династий, в которых сходу не так просто разобраться. далее рассказывается о Чанъане, бывшем Сиане. В городе бывали персидские послы (638 г.) и якобы с этого времени в Китай проникло мусульманство. Были и несторианские и зороастрийские общины. А в 648 году в столицу Тан прибыло киргизское посольство..
Далее идет речь о классах, сословиях, институтах власти. Приводится иерархия чиновничества и права начальника уезда. Отдельно сказано о системе экзаменов. Военные также сдавали экзамены на чин, в том числе литературные.

Военное ведомство (бин бу) делилось на 4 отдела: армии, обороны, снаряжения, военных хранилищ. Отдел границ входил в ведомство наказаний (юстиции). Он занимался надзором за иностранцами, которые пересекали границы империи. Заслуживает внимание Отдел общественных работ (гунбу), потому как он занимался и военными поселениями вблизи границ, предоставленных в пользование солдатам. Армия, обороняющая границы в 737 году насчитывало 500 тыс. человек.

Правосудие, судебная и финансовая системы, жалование чиновников.Об этом рассказывается в книге. Есть отдельный раздел о "Военной власти". Далее рассмотрены все экономические вопросы, приведены сведения по деньгам, мерам. Писатель отдельно остановился на том, что же такое китаец, привел китайский календарь, Восточный зодиак, где первый зверек - мышь. Первый час - с 23 до 1 часа ночи тоже час мыши. Час петуха с 5 до 7 часов вечера, А первая стража с 7 до 9 вечера. После первой стражи ворота закрывались и ходить по городу запрещалось.
Раздел книги повседневной жизни китайца сменяется религиозным. "Три учения, по сути, составляют одно".

Четыре истины буддизма: жизнь это страдание; страдания происходят от желания; желание укротимо; страдание может быть побеждено если правильно сориентировать мышление. Культ предков, гадания, священники и монахи. Они, кстати, были освобождены от трудовой повинности и налогов.
О литературе и китайской письменности коротко не скажешь, надо читать. Единую письменность ввели при Цинь Ши-хуанди. Сделал это министр-легист Ли Сы. Ксилографию придумали буддистские монахи в целях распространения своего учения. Есть раздел и о философии, которого здесь касаться не будем. Искусство, музыка, поэзия. каллиграфия, живопись, скульптура, керамика. Есть раздел о досуге китайцев, приведены биографии известных лиц. 


Рецензии