Струны понимания. Глава 80

1. В прошлой главе мы в общих чертах обсудили соотношение между месономным циклом JLKM развития интуиций/логосов и экзистенциальным уровнем идентичности. Теперь мы посмотрим, как это соотношение функционирует в системе библейского символизма. Как я отметил в прошлой главе наиболее интенсивные смысловые факторы сюнетономной модальности (01), такие как “окно” (01004) и “свеча” (01005) тематизируют это соотношение между внутренним (месономным) и внешним (экзистенциальным) планами динамики идентичности, для них оно является основным.

2. Уже Гераклит в своей теории универсального Слова/Логоса (при этом “слово” здесь у него означает конечно не изолированный фрагмент языка, а целостную речь), как динамического опосредования между общим и отдельным, между божественным и человеческим понимает его как единый процесс и соотносит его с структурными логосами отдельных вещей и сущностей (например человеческой души). Конечно не случайно и то, что это видение Логоса как процесса, как целостного энергетического потока вызывает у него ассоциации с рекой (которая, как он отмечает сама подвержена постоянным изменениям и в которую поэтому нельзя войти дважды).

3. И тот же образ текущей “живой” (в отличие от стоячей “мертвой”) воды используется в библейской книге Исайи и в Евангелии от Иоанна для обозначения глубинного месомного духовного энергетического цикла действенных божественных речений, полноценный контакт с которым призван утолить экзистенциальные нужды верующих и стать источником личностного роста и развития самосознания.

1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.
2. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.
3. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.
4. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.
5. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя.
6. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.
7. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.
8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.
9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, —
11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.
12. Итак вы выйдете с веселием и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.
13. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.
(Исаия 55:1-13)

"37. В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен." (Евангелие от Иоанна 7:37-39)

4. В первой части этой книги я обозначил 12 принципов динамики смысловой реальности. Все они так или иначе связаны с различными фазами месономного цикла, отображенного большим квадратом контекстограммы JKLM в середины сторон которого вписаны углы среднего квадрата ABCD. Здесь мы ограничимся описанием первых трех фаз (из восьми), так как эти фазы целесообразно рассматривать в связи с соответствующими парадигмами идентичности, которые мы пока не обсуждали:

1) JA т.е. движение еще неоформленных интуиций от верхнего центрального месономного контекстного поля смысловых соответствий/резонансов/Блага к левому верхнему экзистенциальному полю А общих принципов истины и справедливости, в данном случае выступающих в качестве критериев для осмысления этих интуиций,

2) АL т.е. движение от А к среднему левому боковому месономному контекстному полю разделения/анализа/смысловых полярностей L, где те же интуиции внутри сюнетономной парадигмы сердечного понимания IALD выступают, как динамические полюса для разграничения и структурирования данных человеческого опыта, что оказывается возможным, когда сердце наблюдателя (центральное контекстное поле I смысловых взаимодействий ) соотносится с левым боковым полем смысловых полярностей L через ставший прозрачным “окном”, т.е. избавленный от самости, поверхностного осуждения/отчуждения и субьективистского зеркального двоения геометрический центр сюнетономной парадигмы контекстное поле “чужих” Е (оно расположено посередине между I и L на той же центральной коммуникативной горизонтали GE). В данном случае расчищенного от зеркальности “окна” E фундаментальная инаковость божественного слова L (ср. выше  в тексте Исайи: “ 8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. “) оказывается предпосылкой подлинного диалога, невозможного ни с зеркальными двойниками, ни с отчужденными, осужденными и презираемыми “чужими” (сам Иисус в Нагорной проповеди требует от своих учеников преодоления такого осуждения/отчуждения путем сюнетономного контакта между I и L через “оконное” Е)

3) LD т.е. движение от L к нижнему левому экзистенциальному полю мира/рынка D, как центру полухаотической фрагментации, спонтанных смешений, искушений и новых сочетаний/рекомбинаций.  Таким образом мир/рынок D представляет собой элемент спонтанности, свободы/необходимости и непредсказуемости внутри динамики реальности, необходимый как стохастическое дополнение к универсальной закономерности, представленной верхним левым контекстным полем А. Внутри контекстного поля D смысловые полярности логосов/интуиций L предстают как внутренние противоречия и безвыходные антиномии, которые разрешаются только с помощью вечной борьбы/войны (о которой так много писал Гераклит) и связанного с ней постоянного разрушения/смерти вещей и сущностей, согласно принципу “царство, разделившееся в самом себе не устоит”.

5. Нижняя парадигма экзистенциально месономного взаимодействия асперономика (от латинского слова asperus трудный, тяжелый) IDKC (где К это нижнее центральное месономное контекстное поле смысловых ориентаций/выборов/неделимости, а С это нижнее правое экзистенциальное контекстное поле автономной личности) и в особенности ее нижняя месономная половина квантономика DKC испытывает мировую несправедливость, противоречия, хаос и зло и с помощью труда, терпения и самоумаления, характерного для “узкого пути” преодолевает их и интегрирует содержащуюся в них жизненную энергию в позитивно ориентированное нижнее центральное месономное контекстное поле К, которое с помощью созерцания и покаяния устанавливает контакт с верхним центральным месономным контекстным полем J Блага/смысловых соответствий/резонансов, которое в библейской символике вообще и в частности в приведенном выше отрывке из Исайи (Ис 55:2)связывалосъ непосредственно с Богом (ср. замечание Иисуса о том, что только Бог является источником Блага Мф 19: 17).

6. Это соотношение Бога в J с нижним центральным месономным контестным полем К, а также с правым боковым месономным полем М синтеза/духовных сущностей/храмовой общности описывается в другом тексте из книги Исайи:

15. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.
16. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное.
17. За грех корыстолюбия его Я гневался и поражал его, скрывал лицо и негодовал; но он, отвратившись, пошел по пути своего сердца.
18. Я видел пути его, и исцелю его, и буду водить его и утешать его и сетующих его.
19. Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь, и исцелю его.
20. А нечестивые — как море взволнованное, которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь.
21. Нет мира нечестивым, говорит Бог мой.
(Исаия 57:15-21)

7. Если упоминание о сокрушенных сердцем в этом тексте относится к квантономике DKC т.е. к нижней месономной половине асперономики IDKC с ее основными идеями покаяния, самоуничижения, молитвы и созерцания, то упоминание о предшествующих квантономному повороту “корыстолюбии” и самости (“пошел по пути своего сердца” Ис 57: 17) относится к верхней “деловой” половине асперономики, а именно к прагматономике CID и связанной с ней рыночной прагматономной субьектности. В данном случае перенос центра тяжести внутри асперономной парадигмы от прагматономики к квантономному покаянию приводит к обещанию исцеления и мира (Ис 57: 18-19).

8. Поскольку мы теперь переходим к обсуждению асперономики, речь в следующих главах пойдет о связанных с асперономной модальностью (02) новых для нас смысловых факторах: “нить” (02001), “капля” (02002), “плата” (02003), “долг” (02004), “жемчуг” (02005), “корни” (02006) и “чаша” (02007). Единственный оставшийся нерассмотренным сюнетономный смысловой фактор “свеча” (01005) нам предстоит рассмотреть, когда после асперономики мы займемся софрономной смысловой модальностью (03), с которой этот фактор также тесно связан.


Рецензии