Сказка о неверной жене и слепом муже

 Сказка о неверной жене и слепом муже


А начну я сказку с присказки, что впереди сказки бежит, а сказкой так и не стала.
Так и среди людей бывает: иной впереди  паровоза бежит, монеты правдой и неправдой загребает, а человеком  так  и не становится. Духу не хватает. Одно слово – смерд.
В маленькой деревушке, каких в наших землях много, жили да  были старик, прозвищем Малахай со своей старухой. Люди простые, работящие и по делам и по вере всегда истовы были. Была у них дочь единственная, а потому верно и любимая; Домной доченьку звали. Уж как они берегли свою кровиночку:  от росы утренней, солнышка полуденного, зорьки вечерней, а потому к работе всякой по дому ли, в поле, стало быть, и не приучена. Бывало ещё девочкой Домна к грядке подойдёт, а матушка ей не велит руки белые землёй марать.
- Ты лучше в тени посиди лебёдушка моя, - матушка ей говорит. – Придёт ещё твоё времечко. Наработаешься. Спину намаешь, как я.  Ты лучше платочек  накинь, а то солнышко голову напечёт. Намаешься. Ни веника, ни иголки руки Домны не знали.
Сидит бывало Домна у окна день -деньской  , о чём-то своём мечтает. Так и росла  Домна равнодушной ко всему, ленивой и капризной.
Бывало солнце уже в зените, а Домна ещё спит, на мягкой постели нежится. Матушка с поля прилетит, дочь накормит и опять в поле. Настал день, когда ей и с кровати стало лень подниматься. Лень ей ногами двигать, руками волос гребнем на голове расчесывать.  Устала Домна лениться да ничего не делать. Даже разговаривать перестала, потому что надо губами шевелить.  Распухла Домна от пирогов сытных да ото сна обильного, что и на улицу редко стала выходить. Деревенские дети так и прозвали её – Колдобой.
- Не пойду я на улицу, - хнычет Домна. – Все меня обзывают, и никто со мной посидеть на брёвнышке не хочет.
- А ты не слушай их, лебёдушка моя, – ей матушка в ответ,- Детишки они всегда вредничают. А ты у нас красавица. Дома посиди. Отдохни.
- Ох, надоело мне сидеть одной.  Душа томится, а от чего не знаю. Скучно одной. Вас с батюшкой вовек дома не увидеть, а я всё одна,- хнычет Домна.
- Хочешь, лебёдушка  огурчик свежий принесу. Только, что по грядке не бегал.
- Он колючий.
- Может  чего в печи испечь? Я мигом.
Минуты бегут, дни идут; так не заметно и годы прошли. Выросла Домна девушкой дородной, белолицей, с румянцем во всю щеку. Кажется, от лета тёплого и душистого  она тело обрела; от зимы холодной характер получила. От осени – поступь вескую. Весна у неё всегда в чести была, потому что забавы, да игрища весной почти каждый день. И так она разохотилась, что весной её и дома  не застанешь.  А всё же по-настоящему Домна веселиться так и не научилась. Бывало от шутки любой  все девушки и парни со смеху по траве катаются, а Домна сычом смотрит и никак до неё не дойдёт – над чем все смеются? И всегда она не довольна, всем завидует.
Дома в зеркало на себя посмотрит, и давай нахваливать свое отражение.
- Как же я хороша: Лицом пригожая,  нарядное платье на  мне – нечета иным. Ни у кого такого наряда, как у меня даже во сне не приснится.
Чем дольше ленится Домна, тем более стала она походить на каравай хлебный. Глазки маленькие из-под бровей настороженно глядят. Щёки тугие, нос-кнопочку прикрывают.
Мать не налюбуется. Отец не нахвалится своей дочерью.
А в деревне, как Колдобой её прозвали, так это прозвище накрепко за нею прикрепилось. Как смола к платью – не отстанет.
Поспело время  жениха искать дочери. Всех парней и даже кто  постарше будет -  всех перебрали. Никто  так и не согласился на Колдобе жениться. Одно слово – неумеха.
- Да что это такое! Не может такого быть, чтобы парня для меня не нашлось.  Обижалась на свах Домна.  – Плохо ищете. А коли не умеете, то и не брались бы.
- Мы своё дело знаем,- обиделись свахи на невесту. – Нашей вины здесь нет.
Хлопнули дверью, и поминай их, как звали.
Тогда Домна на родителей обиду затаила. И посыпались на стариков упрёки да угрозы.
- Не можете дочь родную замуж отдать. Вот запру вас обоих в чулане, тогда узнаете, как свою лебёдушку обижать.
- Так мы бы с превеликой радостью, доченька…
- Ай, бросьте вы батюшка ! Одно и тоже слышу каждый день. Заладили – лебёдушка!  Ай, бросьте! Мои подружки-недружки давно уже за мужем. Одна я в девках сижу. Стыд какой. Никому не нужна  я в этой жизни – даже своим родителям.
 - Придёт и твой черёд, Домнушка, - успокаивает дочь  матушка.  - Обязательно  замуж выйдешь, и детки пойдут.  А нам со стариком какая радость…
- Это какая вам, матушка радость с того, что я слезами умываюсь каждый день? Я замуж хочу!
- Хорошо, хорошо, лебёдушка. Завтра отец на ярмарку собрался ехать. Обновки тебе привезёт. А как нарядишься во всё новое… Ух! Держись земля и небо.
- Белила да румяна не забудь. Не то быстро в чулане окажитесь. Оба.
Привёз Домне  отец с ярмарки обнов разных. Да недолго обновам радовалась она. Опять у окна сидит – хмурится. Как-то одела она нарядное платье, сапожки; щёки нарумянила и пошла за деревню гулять с девчатами.  Девушки на поляне хороводы водят, поют, а Домна на пенёчке сидит – хмурится. И  грызёт её сердце грусть-тоска, что из глаз слезами горькими струится.
- Что ты Домна в стороне одна сидишь.  Иди к нам, кричат ей девушки.
- Хочу и сижу,- бормочет Домна. – Больно надо ноги колотить. Новые сапожки о землю марать.
- Ты посиди, а потом  песни начнём петь,- не отстают от неё девушки.
- Чего глотку зря драть. Оно мне надо?
- Ой. Девчата. Парни к нам идут. Вот потеха  сейчас начнётся!
- Иди к нам Домна, парни идут.
- Ишь ты, чего захотели. Надо будет сами подойдут.
Так и сидит Домна одна. А на поляне в это время парни с девушками хоровод водят и поют:
Яровая ивушка,
Отдай мою силушку
На долгую зимушку.
- Я вам ещё покажу, как на меня внимания не обращать - меня обижать. И душила  Домну злость почему-то ко всему весёлому?
Скоро пришла зима с метелями и морозами. Вот уже  и святки наступили.  Стали девушки гадать, как это водится в русских деревнях. Все девушки хотели знать кому в этом году посчастливится жениха обрести, а кому и погодить придётся.
Домна первой вызвалась.  Подружки её попросили принести одно полено.
- Да не подсматривая хватай первое, какое в руку попадётся.
Домна принесла два полена. Девушки её на смех подняли.
- Что ты, Домна! Или за двоих сразу замуж пойдёшь? А может быть,  поделишься  снами женихами своими?
- Нет, девчата! Нам такого добра не надо. Одно полено кривое, а второе толстое, а гнилое.
- Эти женихи, кажется,  не из красавцев будут.  Ха-ха-ха.  Смеются девушки.
- Конечно. Всех пригожих, да богатых давно разобрали. Где их искать этих женихов?
- Не печалься Домна. Отыщем тебе жениха. Пошли, девчата на улицу, как есть, не одетыми.
Выбежали всей гурьбой на улицу. Мороз святочный за уши щиплет.
- Снимай скорее Домна свой сапог.
- Сняла.
- Кидай сапог не глядя за забор. Куда носком укажет твой сапог, оттуда и жених придёт.
Кинула Домна сапог и угодила прямо мужику в голову. Мужик ругается, а девушки смеются.
- Опять не везёт Домне. В старого деда Петра попала.
- А, что хороша собой невеста? - спрашивает дед.
-- Краше не бывает дедушка.
- Тогда пусть ждёт сватов, коли в меня угодила.  Без жениха не останется.
Девушкам эта история весёлости добавила и только,  а Домне слова деда в сердце запали. Как кипятком её ошпарило. Дома старикам своим так и сказала,- Ждите сватов.
Так и случилось. Через неделю в доме сваты объявились.  И закрутилось свадебное колесо. Решили -  осенью и обвенчаться.
Всё было бы ничего, да только жених у Домны оказался  слепым. Уж как рассердилась  она на весь свет белый. И с той поры на мужа своего будущего тайную злобу затаила.
В самый разгар свадебного веселья гром в чистом небе прогремел. Ветром двери настежь отворились, и в дом вошла старая ведьма. Осмотрела она присутствующих, клюкой о пол стукнула и произнесла, - Сколько лет живу на этом свете – всегда была почётной гостей на свадьбе. А на этой  свадьбе я гостья незваная. Даже малого подарка не получила.
- Ишь, какая! – думает Домна,- подарки ей подавай. А сама  на свадьбу без подарка явилась.
Оглянулась ведьма и в глаза Домны посмотрела.
- Не беспокойся невеста. Мой подарок тебе  сам объявится. И ахнуть не успеешь.
Родители Домны в ноги ведьме кинулись, чтобы не губила дочь единственную. Её счастья девичьего.
Ведьма только кивнула и сказала, - Счастье без сердца, что сума дырявая. Где найдёт, там и потеряет.
Тут подбежали люди к старухе. Повели её и усадили за стол, на самое почётное место. Дорогими подарками одарили. Только подарков старуха не приняла. Сидела молча.  Никто и не заметил, как старая ведьма исчезла.
Стали молодые жить, да поживать, а вот доброму-то, между ними ни как удавалось задержаться.
За что молодая хозяйка не возьмётся, всё у неё из рук валится. Молоко, что надоила - опрокинула. Стала опару ставить – тестом всю избу вымазала. Муж голодный,  который день сидит, - на одном хлебе с водой. Прошло ещё немало времени.  Так и не свыклась Домна с тяжёлой домашней работой. Тяжко ей давалась наука семейная.
Вот и стала она роптать. Мужу выговаривать.
- Не буду я больше тебе угождать. Это не так. Это не верно. Делай сам, коли умный такой.
- Я всегда думал, что я самый несчастный человек на этом свете, а выходит, что ты ещё несчастней меня. Руки и голова человеку даны, чтобы он учился ремеслу какому. В этом соль жизни.
А мне угождать не надо. Я хоть слеп глазами, но не душой. А у тебя душа в потёмках до сих пор бродит.
И потянулись безрадостные дни. На небе солнышко светит, а в доме у них всегда тень ссоры стоит.
В один из таких дней посылает муж жену к богатому соседу.
- Сходи к соседу и одолжи  муки. Скоро праздник - испечём  пирогов. Гости должны приехать. Скажешь соседу, что к осени  обязательно рассчитаемся.
Ушла Домна к соседу. Долго она не возвращалась, а когда вернулась с мукой, мужу передала, чтобы с отдачей не торопился.
- Сосед просил кланяться и к празднику гостинцев прислал. Хотел и сам как-нибудь зайти. Такой солидный, богатый и не женатый.
- Вдовец он,- ответил муж. – Пусть заходит. У нас двери для всех открыты.
И зачастил богач к слепому соседу – посидят, поговорят и разойдутся. Иногда придёт этот сосед в дом  так тихо, что слепой муж ничего не услышит. На лавку сядет и сидит молча. Не дышит.
- К нам кто-то пришёл? – спросит муж у Домны.
- Это кот,- ответит жена.  От соседей к нам бегает.
- А как звать кота? - допытывается муж.
- Как всех котов зовут? Наверное - Васька.
- А что любит Васька кушать?
- Вот пристал, не угомонённый, – сердится Домна.  – Сливки да сметану. А ещё рыбку свежую.
- То-то я по запаху уловил, что рыбой пахнет. Дай и мне рыбки.
- Ты же не кот,- отвечает жена.  А сама вокруг богатого  соседа ходит, улыбается.
В воскресный день собрались родственники мужа на ярмарку и слепого с собой взяли.
Осталась Домна одна на хозяйстве.  Вот  мысли разные в голову ей лезут. Ни к чему руки не лежат.
Опостылел ей муж слепой, хуже горькой редьки. Думала, гадала и решила пойти к местной знахарке за советом. Жила знахарка у реки в старом домике.  Жила тем, что люди ей принесут из съестного. А из деревни к ней ходили – кто зачем. У кого скотина занедужила. Кто сам в беду попал. Мужиков, от насады в пояснице лечила; молодухам  - за повитуху была. Сколько детишек на свет божий приняла – не сосчитать. Кому травку присоветует, а кому и совет дельный даст. Так и жила – одиноко, но от этого совсем не страдала.
- Каждому боже даёт по силам жизнь эту. А кто не справляется – того и вина.
- Знаю,  зачем пришла, - такими словами встретила её знахарка. - Только не ко мне надо было идти, а в чёрный лес  - там такие вопросы поднимаются.
Знала Домна, что в лесу  чёрном колдунья старая обитает, что у неё на свадьбе непрошенной гостьей оказалась, и жизнь её с тех пор под откос пошла. Так думала Домна.
- Что же здесь плохого,  если человек хочет быть просто счастливым?- спросила  она.
И муж мне не по сердцу.
- Зачем же за него  замуж пошла? В старых девах остаться страшилась?  Да ведь своё счастье на чужом горе не построишь, красавица. Или я не то  говорю?
- Был грех,- насупилась Домна,- Только я не знала…
- А тут и знать нечего,- перебила её знахарка,- Родителей своих не вини. Они делали всё, чтобы ты ни в чём не нуждалась. Слепая любовь. А у тебя в сердце зло и поселилось от того, что ничем  хорошим  оно не было занято.
Домна положила перед знахаркой монетку. Та даже не взглянула на подношение.
 - Ох, люди, люди! Грязные и чистые мысли им одинаково доступны и приходят эти мысли почти мгновенно, меняясь местами. Так и у тебя, красавица. Отступись от задуманного. Тебе свыше испытание дано. Вот и разберись.
Знахарка подошла к печи и бросила что- то в глиняный горшок.  По избе поплыл сладковатый, дурманящий голову, запах.
- Скажу одно тебе, что у вашего соседа этой ночью волки бычка зарежут.
- А я при чём здесь?
- А ты – виной этому и есть, красавица. А сейчас мне недосуг. Ступай с миром.
- Устала я с хлеба на квас перебиваться. У богатого соседа в долг просить. Боюсь я…
- Не держи камня за пазухой – страх твой от этого.
- У соседа и скот, и земля и деньги.   Всего вдосталь! Ему счастье в закрома, а мне?
- У дурака, и счастье глупое. На  доброту отвечать лаской – дело  человека каждого, а на злобу  добротой – дело отважного. Знаю я твоего мужа. Он  в детстве ослеп.  Так случилось. Беда она никого не спрашивает: ни богатого, ни бедного, ни знатного, ни обычного. Ко мне приносили, да тогда я ещё не в силах была.  А теперь…
- Вот тебе склянка, красавица. А в ней сила такая,  что задумаешь, - может свершиться.
И ни кому, ни полслова, что у меня была. Ступай, красавица.
- Как же с этим зельем быть?
- Всё просто – несколько капель в питьё капнешь и подашь на утренней заре.
- Так просто?
Ничего не ответила знахарка, только усмехнулась как-то загадочно.
Дома её уже ждал муж.  Домна быстро стол накрыла, мужа накормила, и спать уложила.
На утренней заре она вылила всё зелье из склянки в ковш с водой и подала мужу. Муж выпил и снова лёг спать. Домне не терпелось всё рассказать богатому соседу и она, нарядившись в своё лучшее платье, скоро побежала  к соседу.
В это самое время проснулся слепой муж от того, что услышал тихий разговор. Он прислушался и вот, что услышал.
Первый голосок говорил,
- А жена, какая подлая! Ядом своего мужа напоила. Знать, со свету белого сжить его хочет.
Второй голосок ему вторил,
- Он же слепой! И так ничего не видит, а она этим пользуется.  К богатому соседу побежала.
Очень удивился этому разговору слепой муж. А когда открыл глаза –  увидел свет в окне. Как он обрадовался. Хотел тут же жене всё рассказать, но решил до конца дослушать, о чём будут говорить два голоса.
- А сосед, богатей ненавистный, жену нашего хозяина привечает. Подарками  одаривает.
- Так и есть. У меня в доме этого богатея родственники живут, так они мне о том  же рассказали.
Дивится разговору такому  муж и головой вертит, чтобы увидеть, кто говорит. И он увидел.
Это были два рыжих таракана, что сидели  прямо перед ним на стене.
« Надо же такому случиться! Язык тараканий стал понимать? Чудеса и только!» - думал муж.
« Послушаю,  о чём они дальше будут говорить?»
Тараканы продолжали свою беседу. Многого узнал от них муж:  о жене своей неверной, о богатом соседе, что пытается  и дом и землю его присвоить себе. Слушал, да вдруг ненароком чихнул.
Тараканы -  в разные стороны. Но и этого было мужу достаточно. И решил он проучит свою неверную жену.
К вечеру вернулась жена домой. Под мышкой  бычью шкуру держит, что богатый сосед подарил. И что же она видит? Муж её лежит на полу. Почернел весь.
- Ах, да знахарка! –  воскликнула Домна.
И тут в окно кто-то постучал. Уже и в сенях шаги слышны. Домна завернула бездыханное тело мужа в бычью шкуру и закатила под лавку. Только спину разогнула – скрип двери и входит соседка. И соседка с порога ей новость, - Слыхала, Домна, что у вашего богатея ночью волки телёнка задрали?
- Как это – задрали? – испугалась Домна.
- Вот так и задрали. Чего с них возьмёшь? Зверьё оно и есть зверьё.
- Вот тебе и старуха, - обмолвилась Домна.
- Что ещё за старуха? – насторожилась соседка.
И тут муж, завёрнутый в бычью шкуру, решил почесать бок. Естественно шкура под лавкой зашуршала.
- Кто это у тебя под лавкой?  - встревожилась соседка.
- Да это мыши в старую шкуру  залезли. Вот и шуршат.
И она схватила кочергу – давая по шкуре бить. –  Пропадите, окаянные…
Муж в шкуре зашевелился ещё больше, а потом как заревёт голосом быка. Соседка, а за ней и хозяйка дома просто  оцепенели от ужаса. Они стояли, открыв рты, и глядели под лавку, откуда выкатилась нечто. Затем, не сговариваясь, обе ринулись из избы с криками: «Нечистый»!  «Убивают»!
Муж подождал, когда те скрылись со двора, взял бычью шкуру и пошёл к дому соседа. На дворе поздний вечер. Луна вышла на небо.  Муж подошёл к окнам соседской избы и сквозь запотевшие стёкла увидел свою жену, которая рассказывала соседу о том, что случилось у неё в доме.
- Так вот ты какой – кот Василий, - пробормотал муж.
В это время соседские собаки учуяли запах бычьей шкуры и давай лаять. Брехали до тех пор, пока не вышел работник хозяина. И что же он видит? К нему идёт бык собственной персоной, которого этой ночью волки задрали. Испугался работник и - в избу! Выбегают уже вдвоём  - хозяин и работник. А в это время в хлеву, что-то невообразимое твориться. Забегает богатый сосед в хлев , а там стоит бычок, шкуру которого он подарил Домне. Живой и  невредимый. В хлеву темно. Коровы мычат, собаки во дворе осипли от лая. Смотрит хозяин на бычка и слова сказать не может. А подойти ближе – страх не велит.
 Вот бычок ему и говорит,- Не бойся. Я бычок  не простой. И вернулся к тебе, чтобы помочь разбогатеть так, что люди завидовать станут.
Ещё пуще оробел богатый сосед, когда услышал, что телёнок воскресший человеческим голосом заговорил. Трясётся весь. К празднику и такое случилось.
- Я и так богат. Куда мне ещё? Дрожащим голосом отвечает богач.
- Э… Ты не понимаешь своего счастья, хозяин. Твоё богатство несравнимо с тем, что тебя ждёт. За все дела, что совершил в этой жизни, тебе причитается…
- Я согласен. Что я должен буду делать?
- Лишь только луна спрячется за тучу, сделай вот что…
И бычок приказал ему погубить всё своё стадо коров, а шкуру разбросать по полю.
- Туши животных пусть твои работники ночью разнесут по всем хозяйским  дворам.
- Ты что же меня разорить хочешь?
- Не перебивай меня, - стал сердиться бычок,- А не то я к другому хозяину пойду. К твоему соседу, например.
- Хорошо.  Сделаю, как ты велишь.  А дальше что будет?
- К утру, как погаснет ночное светило,  все твои шкуры наполнятся звонкой монетой.
- И чтобы только золотой монетой.
- Будет тебе, что посчитать. А теперь иди и прикажи работникам то, о чём я тебе сказал. Через несколько минут собаки перестанут лаять, и коровы успокоятся.
- А чего они так мычат?- спросил богач.
- За тебя радуются. Иди.
Богач выбежал из хлева и стал созывать работников. А муж, бросив бычью шкуру в хлеву, отправился восвояси.
Этой же ночью богатый сосед всё своё стадо под нож пустил, а шкуры приказал по полю раскидать и зорко следить, чтобы ни одна монета не пропала. Туши животных работники тихо развезли по всем дворам деревни. Стали ждать.
В это самое время Домна вернулась к себе домой.  Глянула в окно – муж выкатился из шкуры и лежал на полу.  А сама шкура исчезла. Она вошла в избу и в темноте наступила на руку мёртвого, как он думала, мужа.
И тот час рука крепко схватила её за ногу. Закричала Домна. Запричитала.
- Ой, да за что же мне это лихо? Кто это? Что надо?
И слышит тихий голос, - Я дух твоего мужа. Ты можешь раз и навсегда избавиться от меня, если сделаешь вот, что?
- Что? Всё сделаю. Только отпусти.
-Возвращайся в дом богатого соседа. Зайдёшь в хлев и разыщи шкуру быка, которого задрали волки. Оденешь на себя и стой. Жди, когда придёт богатый сосед. Будет он с тобою говорить, а ты голоса не подавай и только посмеивайся. Выдержишь – чары растворятся.  Нет – так и буду тебя держать всю жизнь за пятку.
- Согласна я. Только отпусти.  И стремглав ринулась в хлев богатея. Там нашла шкуру быка. Натянула на себя и стала ждать.
А в это время богатей к утру так и недожавшись обещанных денег очень разозлился. За деревней, в густом  лесу стая волчья выла – видать понравилось им угощение богача. А туши деревенские люди приняли, как дар за праведное житьё.
Схватил богач палку, что  потолще, и в хлев кинулся. Бычок стоит, как ни в чём не бывало.
Богач его ласково спрашивает,- Ты меня обманул, бычок? Или …
Бычок молчит.
- Или ты отвечаешь, или я за себя не ручаюсь.
Бычок тихо так - засмеялся.
- Ах, ты ещё и смеяться вздумал?! Совсем рассвирепел богач и давай по хребту бычка палкой охаживать. Не вытерпела Домна, шкуру скинула и во весь рост перед  богачом  встала. А богатей так много за эту ночь претерпел, что увидев,  как бычок превращается в нечто  невообразимое, тут же дух свой испустил.
Лечила Домну, та знахарка, что ей зелье для слепого мужа дала. Она сразу знала, какой из этого прок будет. Муж  ей всё простил  и скоро в деревне Домну узнавать перестали. Такая она ласковая и покладистая стала.  Скоро и улыбаться научилась и чужой радости не завидовать. А там, где смех и радость - счастье гнездо своё свить не гнушается.
Не сложилась бы сказка, да присказка  явилась: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
А муж и жена жили долго и детей нажили и внуков нянчили. Им-то они сказку эту и рассказали.
Я у них в гостях бывал, что уши слышали, о том и вам поведал.




е


Рецензии
Почувствовала нотки народного искусства.Приобщилась к вековой народной мудрости.Очень понравилась Ваша сказка! Спасибо!

Марина Пушкарева Кмв   27.04.2018 09:59     Заявить о нарушении