про балет

       - Мужчины! Ведите себя прилично! Это же "царская" ложа! Здесь великие князья сидели! - возмущенно поднимая брови и округляя глаза, яростно прошипела билетёрша.

       - И что с того?! Мы сами князья! - барственно ответил Георгич и продолжил разливать шампанское по пластиковым стаканчикам.

       Он, безусловно, слегка обобщил. С учётом грандиозности цивилизации древних аланов, сам Георгич вполне мог быть и царских кровей. Но вот прочие ... достойные люди ... распивавшие "шампусик" в уютном сумраке главного балкона Мариинского театра? Не знаю, не знаю! Не вполне уверен. Благородных, тем паче, венценосных предков, даже при несомненном их наличии в прошлом, "откопать" непросто. "Закопать" проще. Сколько подлинных архивов уничтожено. Сколько фальшивых появилось. Любая, произвольно взятая, династия первым делом меняет историю "под себя". Лишь "породу" не скрыть ничем. Проступает. Хочется в "царской" ложе шампанского. Да и "дух" тут витает. Великие князья тоже были, те ещё  проказники.

      - Постыдились Лиепы, хотя бы!!! Вы же ему мешаете! - продолжила шипеть билетёрша, жестом указывая на скромно притулившегося к стенке ложи стройного молодого человека в пиджачке.  Он, впрочем, отрешённо смотрел балет. Ай-я-яй!!! А мы его и не узнали ... Извиняйте! Были увлечены "Шехерезадой".  Мда-ааа!!! Действительно неудобно получилось! И тост за искусство произносили сидя, и Андрису присоединиться не предложили ...

      Ничего в нём не понимаю. В балете. Но готов и поддержать разговор с дамами, и выглядеть ценителем. Причём, без внутреннего напряжения. Это же легко и естественно, если попал в отличный театр. Театр. Труппа, постановка, оркестр, хореография ... Всё просто "Ахх!!!". "Ахх!!!" и "Они такие душки!!!" произносится дамами. Томно, одновременно закатывая глаза, переставая дышать и падая в обморок.

      Про Дягилева слышали? А про Надежду Павлову? Это Пермь! И, теперь уже пермская школа. А что? Прямые наследники творчества,причём, некоторые и в прямом смысле, эвакуационного состава "Мариинки". Если предельно точно, "Кировского". Не при царе же перекрывали Енисей, в конце концов! 

      И вот, в пермском театре случилась очередная Премьера. Звёзды современности постарались. Курентзис, Платонов и Мирошниченко. Одноактные балеты "В сторону Дягилева" по мотивам "Русских сезонов" в Париже. И Прокофьевский "Шут" во втором отделении. Сто лет не ставили. Один только занавес в Эрмитаже год изучали. Под микроскопом и "наружкой" спецслужб. Им же тоже интересно ... про всё ранее властью запрещённое. Тем более, что восстановили в исторических деталях. Включая дырки, проделанные императорской молью. Про содержание молчу. Намёк на намёке. Крамола неприкрытая. 

       Танцевали ребята вдохновенно. Многие в зале, впадая в аффект, прямо в креслах, пытались воспроизвести отдельные па. Куда там! Нет сейчас коньяка такого качества, чтобы и воображение и координация одновременно. Ушёл целый пласт культуры. В "перестройку" ещё. Вместе с виноградниками. Но потрясли ... И кресла тоже.

       Главный меценат и благодеятель, как положено, основной творческий состав после спектакля пригласил в элитный ресторан. Святое дело! Покормить художника. Не жалованье же им повышать. А  ужин после премьеры это, доложу вам, второй спектакль! Особенно, после третьей. За искусство!!! Закулисные истории,  эксклюзив из интимной жизни самих ... как понимаете, легенд.  Фортепьяно и вокал. Лёгкий флирт и поэзия. Трепетная атмосфера высших гармоний и высокая кухня. С лёгким, но существенным нарушением спортивного режима и производственной дисциплины. После длительного и изнуряющего их соблюдения.

       Ближе к "трём" утра, теперь уже следующего дня, в процессе братания с меценатом, я, наконец, осознал глубинный смысл заявления местного вице-губернатора. О культурной столице России. Перми, разумеется. А вы что подумали? Не угадали! Пермь и только Пермь! Это же очевидно! Такой театр, такая хореография, такой меценат! А балерины? Там такие балерины!!!

       От такси и лимузина мецената я отказался. До моего отеля, напротив зоопарка, было пятнадцать минут неспешной ходьбы по центру новой культурной столицы страны. Я шёл, очарованный замечательным вечером в блистательной компании и ошеломляющими перспективами города в изящных и возвышенных сферах ...

       И тут!!! В метрах пятнадцати, слева по курсу, на улицу чуть не выпал тяжёлый резной стул. Из окна ... Вместе с рамой и стеклом. Однако, не выпал. Застрял в узорной кованой решётке ... И, как-то вдруг, вослед, из разбитого окна выплеснулась очень громкая ритмичная музыка. С трагическими завываниями про любовь и страдания. Не Стравинский. И, почти сразу, из распахнувшихся, резных, опять же, причудливо дверей, под ручной же кузнечной работы козырьком, хаотично размахивая руками и ногами, на улицу высыпала большая группа, орущих на пермской особой интонации различные грозные и грязные слова, попутно дерущихся между собой, местных "конкретных пацанов". Все, как один, почему-то в белых рубашках, частично порванных и с различными подручными средствами в руках ...

       Как хотите, но я считаю, что три спектакля подряд многовато. Даже для жителя культурной, пока ещё, столицы ... хотя уже и самовыражающейся преимущественно "шнуровскими" кальками повседневного своего бытия. Я сейчас про Питер, если что ...  Поэтому, с учётом досуговой перенасыщенности организма, я решил воздержаться от созерцания сюжета и немедленно приступить к практике здорового образа жизни. Включающего, как известно, и самую быструю ходьбу, и бег. Если понадобится. По медицинским показаниям. А они могли, по ощущениям, спонтанно появиться ... 

       Чуть позже, рассматривая трогательно-романтический индустриальный пейзаж из окна отеля, я и припомнил приключение с Георгичем в "царской" ложе. По аналогии контраста. Фактически, глубокого когнитивного диссонанса. А заодно, почему-то, и однообразно-заунывное "Лебединое озеро" по телевизору. Всякий раз, когда предыдущему государству приходилось подолгу молчать гражданам о чём-то судьбоносном.  

       - А мы всегда до начала спектакля идём в буфет ... подготовиться. Бронируем сразу столик отдельный  на антракты. Чтобы в очереди не толкаться. Потом приходишь, столик накрыт. Можно спокойно общаться. К нам тут Луиджи приезжал. Тот, калабрийский наш мафиози строительный, помнишь? Он так к вину корочки пармезанные жарит ... замечательно. На газу прямо. Пошли с ним в театр. Ну, ему очень понравилось. Он же такой ... потомок патрициев. А тут вокруг плебс за бутербродами давится, а мы сидим спокойно, либретто обсуждаем. У нас с ним уже после второго стакана языковой барьер полностью исчезает.

        Лёха у нас тоже "знатный" театрал. Недавно ходил на "Дон Кихота" всё в ту же "Мариинку". Как исследователь. Фактически, археолог. Знаете же, наверное, эту старую-старую байку про темпераментного осла Санчо Пансы, не устоявшего перед чарами Росинанта? Ну, когда основной конь-исполнитель занемог и его срочно заменили. Как оказалось, кобылой ... С тех пор на этот балет всегда аншлаг. Люди жаждут вновь увидеть на сцене апофеоз их пылкой любви с первого взгляда. Вот и Лёха ...

       - И как?

       - Были! Настоящие. Но пассивные какие-то! Я думаю им транквилизаторы дают. Надо будет ещё в "Михайловский" сходить. Для сравнения.

        А вы думаете мужчины ходят на балет смотреть костюмы? Или музыку слушать? На самом деле  "мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене." Как и Станиславский. Он же Алексеев. КаэС.


Рецензии