Шкрабы Глава Ш

ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ…

Ещё в школе, когда в тетради перестали вкладывать промокашки, я понял, что страна разваливается.
Газетная  шУТКА



Шелковистые светлые, выгоревшие после лета волосы. Упитанный невысокий очкарик с «зализанным коровой чубчиком»… Неужели это ты?  Довольно начитанный, с приличной дикцией, но неуверенный в себе подросток. Выступления в небольших юмористических сценках, где тебе достаются отрицательные роли всяких лежебок и задавак. И твой постоянный партнёр Митя Горовской, который всегда в амплуа положительного героя – то он юный изобретатель, то скромный и отважный Ваня Солнцев из повести Валентина Катаева «Сын полка». Именно Митя спустя пять лет после выпуска «прославил» себя тем, что одним из первых не только в школе, но и в городе, эмигрировал сначала в Израиль, а затем в Штаты, откуда неоднократно сквозь треск глушилок пробивался его наполненный праведным гневом голос, подхваченный вездесущими волнами «Голоса Америки» из Вашингтона.
А вот Первомайская демонстрация конца шестидесятых. Формируется и украшается праздничная колонна. Ты впервые участвуешь в столь важном политическом мероприятии, поправляешь красный галстук, и мечтаешь, чтобы тебя не заставили тащить флаг, транспарант или портрет какого-нибудь строгого дядьки в галстуке из состава заоблачного политбюро.
Перед глазами, словно на сверхскоростном конвейере мелькают сотни прочитанных тобой книг, исписанных чернилами, а затем шариковой ручкой тетрадей, настенная политические карта мира с огромной красной беременной лошадью Советского Союза на ней. А сейчас возникают в памяти непонятные, как египетские иероглифы, геометрические фигуры и химические формулы на доске, полёт мимо ворот футбольного мяча на уроке физкультуры, который ты просто обязан был забить,  драка с каким-то придурком из старшего класса, который тупо набил тебе морду...
Но память – штука весьма избирательная. Она фиксирует самые яркие, эмоционально насыщенные моменты. И, слава Богу… Вот и торжественное вручение аттестатов. Провал на вступительном экзамене в университет. Холодные гаечные ключи и измазанная спецовка на участке механизации, где пришлось получать «бесценный производственный опыт». Подъёмы, сверкающие бляхи,  белоснежные подворотнички на застиранных «хб», строевая подготовка и тренажи, штык-ножи во время изматывающих  внутренних нарядов и затёртые десятками пальцев кнопки и клавиши на аппаратуре во время бесконечных боевых дежурств…    Армия, конечно, – хорошая школа жизни, но лучше её пройти заочно. Рабфак и пять лет учёбы в универе, бесшабашная студенческая жизнь, понять прелесть которой может только тот, кто учился на стационаре.
И вот  ты вновь стоишь в учительской родной школы, где оказался по собственному желанию  в качестве преподавателя ровно через десять лет  после её окончания; где ещё работают твои наставники. Подобно учительнице средней школы из рассказа Михаила Городинского «Эра милосердия», ты был тогда в том счастливом возрасте, когда чугунное чувство реальности ещё не перешибает смутной жажды дел хороших и добрых. Даже необычных…
Перед тобой восстаёт из прошлого незабываемая сцена  урока по повести Аркадия Гайдара «Школа», на который прилетели методист гороно Сипченко Мина Иоанновна и руководитель нашего городского методобъединения  русских словесников, заслуженный учитель республики  Задолбина Августина Грильяжевна. Кроме них на этом первом твоём публичном урокодавании присутствовал и директор школы Карченко. Ты, честно говоря, уже не помнишь, какую нёс околёсицу по поводу поступков незабываемых героев бессмертного автобиографического творения любимого когда-то детского писателя Гайдара «Школа». Но навсегда остался в памяти разбор полётов, который производили в кабинете директора  две крашеные фурии, очевидно, абсолютно уверенные, что занимаются самым благородным на этом свете  делом, производя анализ обычного урока в течение ПЯТИДЕСЯТИ  ПЯТИ минут!
Следующий кадр – ежегодный обязательный смотр художественной самодеятельности работников образования, когда каждая городская школа должна была представить часовую программу с танцевальными, вокальными и драматическими номерами. После  совершенно безумного инсценирования Даниила Хармса полным апофеозом явилась  песня на мотив украинского хита тех лет «Що то було? Мабуть, НЛО», которую исполнила наскоро сколоченная рок-группа «Шибейя»:

Громадяни, слухайте новини:
Вчора о дванадцятій годині
В нас з` явились незвичайні гості,
Ма...ть інтелігентні, бо безхвості.
Не горлали гості, не шуміли
Аркушами тільки шурхотіли.
Про такі питали дивні речі,
Наче вони випали із печі.


Що ж то було? Мабуть ГОРОНО...
Не сіло не впало – прилізло воно!
Що ж то було? Звичайно МІСЬКВНО.
Не сіло, не впало – приперлось само!


Стоит ли говорить, как неистовствовал зал, и какие обиженные  физиономии были у членов жюри, состоявшего, в основном, из работников городского отдела народного образования. Тогда мы были молодыми...
Естественно, это был последний обязательный конкурс художественной самодеятельности школ города, и в дальнейшем выставлялись по желанию один-два номера – на дворе кипела «перестройка» и буйно расцветала «демократия»...
Иногда люди старшего и среднего поколения испытывают, мягко говоря, лёгкое разочарование результатами порывов свежего ветра перемен конца прошлого века. И тогда каждый день превращается в театр абсурда со смехотворной по нынешним временам зарплатой и сумасшедшими тарифами за «коммуналку», весело растущими ценами и фантастическим падением нравственности.
И при этом как-то забывается, что
МИР – ЭТО ОТРАЖЕНИЕ НАШЕГО СОЗНАНИЯ,
РЕАЛИЗАЦИЯ НАШИХ СТРЕМЛЕНИЙ,
«СБЫЧА» НАШИХ «МЕЧТ».
И хотя многие из нас мечтали о лучшем, вываливаясь из тоталитарно-застойного гнезда, до идеально подстриженной весёлой капиталистической  лужайки не долетели, застряв где-то между колючими сухими сучьями переходного периода.
Те, кто ЭТО организовал, вернее самые проворные, успели быстро опериться, сориентироваться в частнособственническом пространстве, и теперь гордо реют в поднебесье, вызывая своими иномарками и особняками благородное негодование остальных, менее удачливых, горько сетующих на свою судьбу и менталитет.
Однако какой-то мудрец сказал, что
ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ ТО, ЧТО ОН ИЗ СЕБЯ СДЕЛАЛ.
Другими словами: каждый  – кузнец своего счастья. А жизнь – прекрасна  и удивительна сама по себе и станет ещё лучше, если шагать по ней, распрямив спину, с улыбкой глядя в зеркало чистой души и в глаза родных, близких и просто незнакомых людей. Тогда будущее, действительно переменится к лучшему. Как сказал поэт:
Сердце в будущем живёт.
Настоящее уныло
Всё мгновенно, всё пройдёт.
Что пройдёт, то будет мило.


Рецензии