Дисбат - дизель!

 1992 год. Пречистинка 19.    

     Центральной телевизионной и радиовещательной студии Министерства обороны России была поставлена невыполнимая задача – завоевать эфир!..
Никто из начальства не знал, как это реально воплотить в жизнь.  Профессиональным разведчикам и военным журналистам – газетчикам и не такие вводные приходилось выполнять. Однако никто из них, никогда ни одного дня не работал ни в кино, ни  на телевидении. Как угодить министру обороны  Павлу Грачеву, знали все.
     Наши генералы и полковники срочно организуют предпосылки, как они считают, выигрышного сюжета. Они приглашают в кабинет первого в России   генерала армии необычных посетителей - музыкальных вундеркиндов. Виртуозы богини Каллиопы завораживают воина – афганца  чарующей музыкой и своей игрой. А он угощает победителей сладким печеньем с конфетами и газированным напитком  «Пепси-кола».
     Творческий руководитель ансамбля, продвинутая женщина, в нужный момент просит министра обороны об отсрочке от службы в армии некоторых ребят Они достигли призывного возраста.
     - Какой разговор! – улыбается Павел Сергеевич. – Гениям не пристало трамбовать асфальт на плацу. Пусть завоевывают мир своим талантом!
     И министр дает указание кабинетным  помощникам приготовить соответствующее распоряжение. Все довольны: вундеркинды обещанной отсрочкой, а наши полковники, как они считали, отменным сюжетом. Корреспондент, молодая симпатичная Алена Николаева, майор,  спешно монтирует материал и мчится на генеральской «Волге» в Останкино.
     - А где кровь?.. Раненые?.. Трупы?!.. – спрашивает ее один из видных идеологов Перестройки.
     Алена пытается что-то объяснить о высоком и возвышенном, о порядочности министра обороны. А они ее не понимают!.. Заплаканная Алена возвращается на студию и пишет заявление на перевод ее, обратно в военно-морскую разведку, откуда она пришла. 
     Начальство вспомнило обо мне. Но что может гражданский специалист, штафирка?!..
     - Надо ехать в дисбат! – говорю я.
     - Этого еще не хватало! – возмущается генерал Александр Витушинский. – Может быть, под блатные песни, сюжетец пустим?!..
     Последовало несколько попыток ЦТРС Минобороны России прорваться в желанный эфир ЦТ. Увы, ни показные учения с отменной стрельбой, ни репортаж о дважды Герое Советского Союза Михаиле Одинцове не заинтересовали избалованных сенсациями телебоссов новой демократической волны. Что ж, по-своему они были правы. Повторения известной телепередачи «Служу Советскому Союзу» никто не хотел.
     Собираемся и едем на поезде в знаменитый Дулинский дисбат – дисциплинарный батальон.
                ***
                СПРАВКА:
     Дисциплинарный батальон («дисбат») — особая воинская часть, в которой отбывают наказание осуждённые за уголовные преступления военнослужащие в период прохождения срочной службы и курсанты Высших Военных Учебных Заведений, до получения ими первичного офицерского звания. Создан в этих же целях в соответствии с действовавшим ранее уголовным кодексом. Срок службы осуждённым в «дисбате» не засчитывается в общий срок действительной военной службы, за исключением особых случаев (приказ командующего округом). Таким образом, военнослужащий, отбывший срок наказания в дисбате, направлялся в регулярные войска «дослуживать» срок, который ему оставался до осуждения. В конце 80-х срок направления в дисбат был увеличен до трёх лет.   
                История создания
Согласно указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1940 года в дисциплинарный батальон направлялись военнослужащие рядового и младшего начальствующего состава, осуждённые военным трибуналом к лишению свободы на срок от шести месяцев до двух лет за самовольные отлучки. В дальнейшем практика пошла по пути замены лишения свободы на срок до двух лет направлением в дисциплинарный батальон военнослужащих, совершивших и общеуголовные преступления незначительной общественной опасности. С началом Великой Отечественной войны большинство дисциплинарных батальонов (за исключением дислоцированных в восточных районах СССР) было расформировано, а отбывавшие там наказание военнослужащие направлены на фронт и зачислены в обычные воинские формирования или штрафные части.
С конца лета 1942 г. на основании Приказа № 227 Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина создаются фронтовые штрафные батальоны для офицеров и армейские штрафные роты — для красноармейцев, сержантов и старшин. Боевое расписание штрафных частей Красной Армии 1942—1945 гг. насчитывало 60 штрафных батальонов и 1049 штрафных рот. После окончания Великой Отечественной войны они преобразуются в дисциплинарные батальоны и под этим названием сохраняются и после распада СССР в вооружённых силах Российской Федерации, Украины, Белоруссии и других стран СНГ.
                ***
      Командование дисциплинарного батальона в Дулино недоуменно смотрит на нас: какое проведение видеосъемок в ДИСБАТЕ? С показом по Центральному телевидению?!..
     - Да, вижу, командировочное удостоверение  ЦТРС Минобороны России! – цедит сквозь зубы начальник специальной воинской части полковник Василий Иванович Чапаев.
     Редкое совпадение, полковник даже не реагирует на наше законное удивление – привык.
     - Подумаешь, Чапаев. У меня солдат сидит – Ельцин! – угрюмо говорит он. – Никаких съемок я разрешить не могу, до особого распоряжения.
     Наша съемочная группа размещается в дулинской гостинице. Мы пьем водку и блаженствуем. И только после личного звонка  заместителя министра обороны,  нас пускают на территорию дисбата.
     Скрываю от военных свой повышенный  интерес к происходящему, все же и сам повидал в жизни не мало, но волнуюсь не только я, и вся съемочная группа оглядывается с любопытством по сторонам. Поражает, прежде всего, идеальный порядок, который царит всюду. Несколько пятиэтажных казарм, столовая, баня, плац и рабочая зона – все компактно размещено, это и позволяет офицерам контролировать преступивших закон военнослужащих.
     Преступники в шинелях стоят перед нами. Вглядываюсь в их сумрачные лица. Вдруг вижу в строю собственного сына! Откуда здесь? Пишет в письмах, что нормально служит в Ракетных войсках специального назначения. Невольно делаю несколько шагов в его сторону. Слава богу, это не он! Я обознался. Парень так похож на Володьку, что становится не по себе. В дальнейшем, все два года, пока сын служил в армии, меня преследует именно этот мираж.
     Быстро понимаем, что главное достоинство дисбата – это полная его прозрачность. Здесь совершенно невозможно сколотить преступную группу, даже из двух человек, а это основной инструмент совершения тяжких преступлений. Но обратная сторона медали – смертельная скука!
     В дисбате не услышишь не только привычной стрельбы из автоматического оружия, но и родной, все укрепляющей, матершины!.. Нет изнуряющих марш – бросков. А так хочется выбежать из расположения воинской части, с полной выкладкой, и, обливаясь соленым потом, преодолевать овраги и реку. Углубиться в лес. Разбить полевой лагерь. Разжечь костер и спечь на углях припасенную картошечку!.. Спеть нестроевую песню, не Окуджава, шансон хорошо идет и про любовь. Обо всем об этом солдатики охотно рассказывают  нам на камеру. Клянут собственную глупость и пьянку. Пьянку!..
     Эпоха еще была постсоветской, солдаты от безделия и уныния просто рвались в рабочую зону. Во-первых, чтобы сменить тягучую, как свинец, обстановку. Во – вторых, это давало им возможность на УДО (условно – досрочное освобождение). 
     На этой рабочей зоне один солдат рассказал нам историю, которая случилась здесь накануне.
     В одной деревенской семье тракториста Иванова были два брата – погодки. Старшего Сергея призывают в Войска службы и режима, и попадет он после учебки - в Дулино, на вышку караульного. Стоять на вышке с пулеметом – его удел.
     Второй брат Иван, на год младше Сергея, попадает  практически сразу в зону боевых действий - в одну из горячих точек нашей необъятной страны. Однажды старослужащие посылают их с другом в аул за водкой. В ближайшей хижине ни водки, ни чачи какой-нибудь,  бойцам не продают. Несмотря на угрозу со стороны солдат расстрелять всю семью. Обматерив стариков и женщин, раздосадованные Иван и  друг  выходят из хижины.
     И когда они выходят за калитку, им в спину, под возгласы «Аллаху Акбар», раздаются ружейные выстрелы. Вай, зачем было так оскорблять мужчин в присутствии женщин?!.. Старик стоит на крыльце со старинным ружьем. Вскрикнув, падает на спину раненый друг. Иван из автомата АК-74 открывает ответный огонь. Сраженный автоматной очередью, замертво валится гордый горец.
     Еще было далеко до дела полковника Буданова. И Иван, на счастье, попадает не в тюрьму или на зону, а всего лишь в дисбат… Иванов и Иванов. И никто в эпоху развала СССР не сообразил, что на вышке в Дулино с пулеметом стоит его родной брат. Сергей глазам своим не верит:  однажды   брательник – дисбатовец подходит поближе к его вышке!..
     - Серега! – сдавленным голосом кричит он брату. – Сегодня я в побег пойду. Наташка, сука, замуж выходит за этого Мармазенка!..
     Серега знал о ком идет речь. Поселковые Монтекки и Капулетти были Ивановы и Мармазенки. Откуда пошла вековая вражда в деревне между этими фамилиями, никто уже и не помнит.
     - Не делай этого! - сипит в ответ старший брат. - Я обязан открыть огонь!..
     Ночью, в смену сержанта Сергея Иванова, случилось громкое ЧП. При попытке к бегству был смертельно ранен и вскоре умер рядовой Дулинского дисциплинарного батальона Иван Иванов! Что пережил караульный, когда увидел родного брата на заборе?! Он кричал и просил не делать этого. А когда младший брат приготовился прыгнуть вниз с забора, старший дал предупредительную очередь. Стрельба не вызымела действия. Младшему было страшно, но он надеялся до конца. Сержант открыл огонь на поражение.
     - Хотите, покажу вам старшего Иванова, Сергея?! – спрашивает нас, орудуя совковой лопатой,  мой новый знакомый. – Он здесь, у нас, на ДИЗЕЛЕ! - узнаю, на местном диалекте, дисциплинарный батальон - Дизель. - Потолок получил – три года. Видите рыжего высокого бойца, который бетон замешивает? – незаметно кивает он головой.
     Смотрю на парня, который убил,  вольно или невольно, родного брата. Делаю вид, что не рассматриваю.
     - По уставу Сереге был положен внеочередной отпуск. Дали ему десять суток отпуска, и он поехал к себе на родину, - продолжает незнакомец, низко наклоняясь при каждом взмахе лопатой. - В день свадьбы девушки, которая не дождалась Ивана, он совершил поджег дома жениха. Его счастье, что никто из гостей не пострадал. Только жених с невестой немного обгорели - бросились спасать свадебные подарки!..
     - Отец  братьев Ивановых застрелился! – продолжает рядовой. – После похорон младшего сына, Вани, вечером взял ружье и пошел на кладбище. - Офицер, который сопровождал гроб Ивана,  не выдал родителям Сергея. Как отец обо всем догадался? Один бог ведает!..
   
               
 (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Рецензии
КАпитан с сержантом заходят в дизельную.
А там дизель АСЛА-100 вхолостую молотит.
- Сержант Атамбаев, заглушите дизель!
- Есть, таварищ капитана!
Сержант набирает полные легкие воздуха
и дико орет: А-а-а-а-а!!

Петр Евсегнеев   28.11.2019 14:17     Заявить о нарушении
А Бе-ее?

С уважением,

Серафим Григорьев -3   28.11.2019 23:49   Заявить о нарушении
Бее-е-е орали боевики-кавказцы, когда их пороли шомполами
русские парни в горах Шатоя и Ведено!

Петр Евсегнеев   28.11.2019 23:55   Заявить о нарушении
Видел я, как беззвучно вопили чеченки из бедных семей.

Серафим Григорьев -3   28.11.2019 23:57   Заявить о нарушении