рассказ Юрия Петракова Бином Ньютона

Юрий ПЕТРАКОВ

БИНОМ  НЬЮТОНА
Рассказ
С детства меня почему-то считали способным к математике. Хотя, жизнь этого не подтверждала. По крайней мере, дважды. В первый раз при поступлении сразу же после школы в один из Ленинградских институтов. Во второй, при повторном поступлении в ВУЗ у себя на родине после службы в рядах Советской Армии.
В первый раз, накануне письменного экзамена по математике у меня в активе уже были восемь баллов за сочинение по русскому языку и  литературе и устному экзамену по математике. И мне, как абитуриенту, имеющему двухгодичный трудовой стаж на производстве, достаточно было получить три балла для поступления. Однако жизнь сыграла со мной злую шутку.
Не открою ничего нового, если скажу, что и я, и любой из вас перед вступительными экзаменами пытались выведать на консультациях у экзаменаторов – из каких учебников на этот раз будут взяты примеры по алгебре.
Почему-то, не знаю сам, большинство из нас считали, что это будет задачник под редакцией Антонова. Я же до этого ни самого Антонова не знал, и задачника его и в глаза не видывал, поэтому мне было как-то все равно. И не будь этого, я наверняка сдал бы этот проклятущий экзамен, но как на грех накануне экзамена вечером этот злополучный задачник оказался в моем распоряжении.
Всю ночь до самого утра я решал примеры, которые могли оказаться во вступительных  билетах, и наутро, не выспавшись, отправился на экзамен. А еще через пару дней, получив два бала, пошел в «Приемную комиссию» забирать документы.
- Что же ты,  друг-портянка, сотворил, - сочувственно успокаивал меня молодой сотрудник, выдававший мне документы.
- Сократил числитель и знаменатель и поставил «0» вместо «1». Привел дробь к единому знаменателю и оставил его в одном месте.
- А мы на тебя уже и виды имели. Все-таки ты уже человек с рабочей закалкой.
- Ну, не горюй! – подытожил он, - приезжай через годик, наверняка поступишь!
Но через годик я не приехал. Готовился к военному параду на главной площади Советского Азербайджана, посвященному 50–летию Великого Октября. И только через два года, демобилизовавшись, решил поступать в ВУЗ  у себя на малой родине, памятуя о том, что дома и стены помогают.
На этот раз на подготовку к экзаменам у меня было только две недели. Поэтому, я только и успел пробежать то, к чему когда-то готовился весьма серьезно. Единственное, что я не смог повторить это "Бином Ньютона", который, как я помнил из прошлого, надо было еще и выводить математическим путем.
В институте, ожидая своей очереди, мы смеялись, шутили, травили анекдоты про солдатскую жизнь. Так, как-то незаметно разговор зашел о "Биноме Ньютона". Как выяснилось, никто из нас его не повторял. И лишь у одной девушки в тетради он оказался законспектирован.
Очередь неспешно приближалась ко мне, и я не удержавшись, попросил у девушки конспект, успев рассмотреть только начало и конец вывода "бинома".
Каково же было мое удивление, когда вторым вопросом билета значился тот самый «Бином Ньютона», о котором мы только что говорили.
Делать было нечего и я побрел за стол готовиться к ответу.
Порешав примеры, и решив задачу по геометрии, я принялся колдовать над "биномом". Записал начало и конец, а вот со срединой ничего не получалось.
Понимая, что мне никто уже не поможет, я принялся вычислять к кому же из принимающих экзамен лучше всего обратиться – к мужчине, или к женщине.
Мужчина мне показался букой, и я решил идти к женщине.
При этом, один из абитуриентов сделал мне полные ужаса округлые глаза, давая понять – Что же ты наделал?
Но женщина, просмотрев мои ответы на вопросы билета, улыбнувшись, поставила мне «4» балла. И отдавая бегунок сказала,
- А с «биномом» вы тут что-то наколбасили! Ну, ничего, впереди вас ждет высшая математика.
В коридоре, мои собраться дружно кинулись ко мне.
- Ты что? Нашел к кому идти. Это же сама Луиза Альбертовна. Гроза всего института, ей ребята по десять раз сдают!
Но, видимо у меня и впрямь оказались склонности к математике. Вторую часть курса высшей математики я сдавал Луизе Альбертовне всего лишь девять раз. 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.