Митрополит Сергий Воскресенский

День памяти:
16/29.04 – день кончины (1944 г.)

Митрополит Сергий (Воскресенский Дмитрий Николаевич) родился 26 октября 1897 года в городе Москве в семье протоиерея.

Окончил Духовное училище в Москве.
Затем – Московскую Духовную семинарию.
С 1918 года состоял на гражданской службе.
По другим данным, поступил в Московскую Духовную академию.

В 1920-23 годах учился в Московском университете.
Из университета отчислен как "сын служителя культа".

В 1923 году был арестован и обвинен в антисоветской пропаганде.

С 1925 года – насельник Московского Свято-Даниилова монастыря.
Принял монашеский постриг с наречением имени в честь  преподобного Сергия Радонежского.
В том же году рукоположен во иеродиакона и в иеромонаха.
Был послушником у епископа Феодора (Поздеевского).
Духовный сын архимандрита Георгия (Лаврова).
В монастыре делил одну келью с иеромонахом Павлом (Троицким).
В силу своих незаурядных администраторских способностей часто посылался в различные учреждения защищать монастырские права. Одаренный, умевший разговаривать с представителями советской власти, он быстро стал делать карьеру, занял место секретаря патриаршей канцелярии.

С 1930 года, по закрытии Даниилова монастыря – настоятель собора в городе Орехово-Зуево Московской области.
Одновременно исполнял обязанности помощника митрополита Сергия (Страгородского), сотрудник Московской Патриархии по юридическим вопросам.

С 1931 года – ответственный редактор Журнала Московской Патриархии.

В 1932-33 годах архимандрит Сергий – настоятель храма Воскресения в Сокольниках в Москве.

29 октября 1933 года в храме Воскресения в Сокольниках митрополитом Горьковским и Арзамасским Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским и Гдовским Серафимом (Чичаговым), архиепископом Дмитровским Питиримом (Крыловым), епископом Орехово-Зуевским Иоанном (Соколовым) и другими хиротонисан во  епископа Коломенского, викария Московской епархии.
Время было трудное, большинство епископов было сослано, часть Церкви ушла в катакомбы, часть старалась приспособиться и жить. В число приспосабливающихся попал и епископ Сергий. Манера угодничества не могла внушать доверия окружающим. В Москве молодого Епископа считали простым агентом НКВД. Он обвинялся в интригах и доносах.

С 10 мая 1934 года – епископ Бронницкий, викарий Московской епархии.
С февраля 1936 года – епископ Дмитровский, викарий Московской епархии.

8 октября 1937 года возведен в сан архиепископа. Архиепископ Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии.
Служил в Преображенском храме в Москве.

2 ноября 1938 года награжден правом ношения креста на клобуке.

В 1940 году объехал всех епископов Западной Украины и Западной Белоруссии, взяв у них расписки в верности Московской Патриархии и в лояльности советской власти.

С захватом Прибалтики большевиками в 1939-40 годах в эту область были направлены ими особо проверенные люди. В то время скончался там престарелый митрополит Виленский и Литовский Елевферий (Богоявленский). На место умершего был назначен владыка Сергий.
В конце 1940 года  он приехал туда не как представитель гонимой большевиками Церкви, а как полномочный представитель Москвы, облеченный большою властью. Он свободно в любое время соединялся по телефону с Москвой, что другим было почти недоступно. Владыка имел много светских манер и привычек и не принадлежал к разряду епископов-исповедников, но уставное Богослужение любил и сам исключительно благолепно служил. Разрешив митрополиту Сергию переезд в Прибалтику, НКВД окружило его доверенными людьми, помимо того что он сам им был хорошо известен.
С 24 февраля 1941 года он – митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии.

Когда наступило 22 июня 1941 года, приближались немцы, и власти, по-видимому, получили приказ эвакуировать его во что бы то ни стало. Экзарх спрятался в подвале Рижского собора и не был найден там секретарем, искавшим всюду своего епископа. Есть сведения, что секретарь позднее был расстрелян большевиками за эту неудачу.

Оказавшись на территории Рейхскомиссариата Остланд, митрополит Сергий возглавил структуру Московского Патриархата в Прибалтике. Легко изменив советской власти, он остался верен Патриархии с прямым для себя риском.
В особом "Меморандуме по поводу положения Православной Церкви в Остланде" от 12 ноября 1941 года митрополит Сергий изложил немцам тяжкое положение гонимой Церкви под властью безбожников, оправдывая позицию Московской Патриархии, в которой сам был действующим лицом. Говоря правду, что Патриархия, как и все христиане, внутренне не примирилась с большевизмом и испытывают к нему отвращение, что советское правительство относилось к Патриархии с недоверием и враждебностью, постоянно следило за ним, производило среди членов его аресты, митрополит Сергий категорически отрицал, что управление Патриархии "настолько унизилось, чтобы служить инструментом советского правительства", умалчивая о всех случаях политических выступлений Патриархии заведомо неискренних и сеявших заблуждение.
Сам он, в прошлом известный жестокими выступлениями в защиту Патриархии против "тихоновцев", против епископата, духовенства и мирян, не подчинившихся митрополиту Сергию (Страгородскому), порвавших с ним и уходивших в катакомбы, теперь свидетельствовал: "Вообще же существовала в России очень живая тайная религиозная жизнь (тайные священники и монахи, тайные молитвенные места, тайные Богослужения, крестины, исповеди, причастия, свадьбы, тайные теологические занятия, тайное хранение Священного Писания, литургической утвари, икон, священных книг, тайные сношения между общинами, епископствами и руководством Патриархата и т.д.)".

Он отстаивал интересы Церкви перед немецкими властями. Добился у них разрешения совершать Богослужения в лагерях советских военнопленных (были запрещены через пять месяцев). Резиденций митрополита Сергия был город Рига.  По делам службы владыка Митрополит очень часто посещал столицы прибалтийских государств: Ревель (ныне Таллин), Ковно (ныне Каунас, был столицей Литвы в 1920-40 годах) и Вильно (ныне Вильнюс). В Вильне Митрополитом была учреждена Духовная семинария.

В августе 1941 года направил в Псков группу священников из экзархата, положив начало деятельности Псковской Духовной Миссии, открывшей за короткое время более трехсот храмов на территории Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Эти священники возглавили возрождение религиозной жизни на территориях оккупированных группой армий «Север» (сталинские репрессии привели к тому, что в Псковской и Новгородской епархиях практически все духовенство было уничтожено).
Организовал в Вильне Богословско-пастырские курсы.

Сохранял каноническое подчинение Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Московскому и Коломенскому Сергию (Страгородскому), несмотря на неудовольствие немецких властей. Действия экзарха-митрополита Сергия представляли большую опасность для советской пропаганды, и в сентябре 1942 года он был предан суду епископов Московского Патриархата как перешедший на сторону фашизма.
В конце концов, ему пришлось отказаться от поминовением за Богослужениями своего главы. Разрыв с Москвой Митрополит переживал очень болезненно. Первые несколько служб после прихода немцев служил со слезами, плача в алтаре. Митрополит прежде всего горевал о своей ни в чем неповинной матери-старушке, над которой будет учинена расправа.

За три недели до убийства митрополит Сергий выпустил замечательное по силе убедительности и по стилю воззвание к православному населению Прибалтики, направленное против большевиков. В этом воззвании по поводу избрания в Москве патриарха Сергия была сказана крылатая фраза: "Сталин не Савл и Павлом никогда не будет". Воззвание Митрополита с его портретом не сходило со столбцов прибалтийских газет. Во всех кинематографах Прибалтики демонстрировался фильм "Митрополит Сергий читает воззвание и произносит фразу: "Сталин не Савл и Павлом никогда не будет". Предполагают, что эта фраза и решила судьбу Митрополита.
После этого обращения Митрополит ждал покушения. Он все время думал о насильственной смерти. На одном из обедов, за которым он пил вино, как бы в свое оправдание, в присутствии эмигрантского духовенства, запальчиво воскликнул: "Если бы и вы, отцы, пережили со мною мою московскую жизнь, если бы и вас поджаривали на сковородке, как нас поджаривали, то и вы бы запрыгали!"

29 апреля 1944 года он был убит в своем автомобиле на шоссе между Вильно и Ковно во время поездки в Ригу.
Кто убийцы, не установлено. Как объявляли немецкие власти, убийство митрополита Сергия – дело рук платных агентов Сталина. Но среди некоторой части населения Прибалтики уже тогда появилось мнение, что это преступление – работа гестапо, что немцы не могли простить Митрополиту его русского патриотизма.
По окончании войны над бывшей Рижской немецкой администрацией большевики учредили суд, в результате которого высшие представители немецкой власти в Прибалтике были повешены на рижских площадях. При этом большевики объявили, что немцы сознались в организации убийства митрополита Сергия. Правда, мы знаем цену большевицким заявлениям о признаниях на суде и поэтому в правдивость этого заявления не можем верить.
По мнению лиц, очень близких к покойному Митрополиту, в это именно время немцы не могли убить митрополита Сергия. Он только что выпустил свое громкое воззвание и был в апогее почета и славы у немцев. С этим воззванием Митрополит предполагал обратиться к православной иерархии Балканских стран, с призывом к борьбе с большевиками, которые не только преследуют религию, но обрекают на истребление целые маленькие нации, как, например, балтийцев, которых за неделю до начала войны в течение трех дней вывезли более ста шестидесяти тысяч, причем жен отделили от мужей и родителей от детей. Воззвание это Митрополит должен был прочесть по радио на английском языке. Незадолго перед этим им были получены два письма от советских партизан, угрожавших ему смертью.

Весть о злодейском убиении Митрополита распространилась с быстротою молнии, и утром во время литургии в соборе в Ковно пребывали тысячи людей, без различия вероисповеданий. Виленское духовенство настаивало, чтобы Митрополит был погребен в Вильне, в архиерейской усыпальнице, но немецкие власти потребовали перевезения тела Митрополита в Ригу.
Гроб с останками Архиерея до места последнего упокоения провожала вся Рига, без различия вероисповеданий и национальностей. На гроб было возложено множество венков, в том числе и от представителей немецких властей. Митрополит Сергий был погребен 5-го мая на Покровском кладбище, недалеко от могилы архиепископа Рижского Иоанна (Поммера).

Патриарха Московского Сергия, узнавшего об убийстве его экзарха, говорят, любимого, постиг смертельный удар. Умер он 15 мая 1944 года.

Литература:
1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6. С. 96-100.
2. У Бога все живы: Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М.: Даниловский благовестник, 1996. С. 43.
3. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 991.
4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999. С. 5.
5. Голиков А., свящ., Фомин С. Кровью убеленные. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). Мартиролог православных священнослужителей Латвии, репрессированных в 1940-1952 гг. М., 1999. С. 8-32.
6. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. Третий, неизданный том.
7. http://pstbi.ru


Рецензии