Народное творчество vs искусство
«НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО VS ИСКУССТВО»
Интервью с Фатимой Сулеймановой
Фатима Сулейманова – искусствовед, заведующая отделом научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной работы Северокавказского филиала Государственного Музея Востока.
- Если рассматривать понятия «народное творчество» и «искусство», то одно подразумевает изготовление по старинным технологиям в соответствии со стандартами народных художественных промыслов и ремесел, а второе – уникальное творение, созданное для воплощения авторской идеи оригинальным способом. Верно ли это?
Ф.С.: Кстати, очень многие заблуждаются в понятиях «народное искусство» и собственно «декоративно-прикладное искусство», разделяя их. На самом деле, народное искусство является разделом декоративно-прикладного искусства. Народное искусство возникло еще в каменном веке. А если судить, какие разделы входят в декоративно-прикладное искусство, то, наверно, сразу же назовем. Во-первых, это художественное ремесло городское, затем художественное ремесло сельское, которое собственно и сформировало народно-художественные промыслы, и то, что сегодня принято называть народным искусством. И третье - это художественная промышленность. Это все разделы декоративно-прикладного искусства. Таким образом, вся среда обитания и предметы среды обитания есть предметы декоративно-прикладного искусства.
Что является характерным для народного искусства и декоративно-прикладного искусства? Это, во-первых, дуалистичность. То есть, с одной стороны, они являются предметом быта, несут определенную функцию. И, с другой стороны, они есть предметы искусства. Так, если вы придете к нам в музей в зал современного изобразительного искусства, вы не сможете эти произведения каким-то образом использовать. Вы сможете только наслаждаться, любоваться ими. Наверно, если обывательским языком рассказывать, становится довольно понятно, что народное искусство должно нести какую-то конкретную функциональную нагрузку. Его можно использовать в быту и в то же время наслаждаться им. В отличие от современного искусства, которым ты не сможешь функционально воспользоваться.
Что касается еще одной сути народного искусства, это его коллективный характер. То, что это создается определенным коллективом, народом. Оно является традиционным изначально, оно несет историю какого-то определенного вида декоративно-прикладного искусства. Характерно, что, безусловно, меняется орнамент, рисунок, меняются какие-то технологические приемы, но функции остаются те же самые, которые изначально были заложены. Это, в первую очередь, одежда, керамика, затем, украшения к одежде, оружие. К тому же они остаются такими же веками, тысячелетиями.
Что происходит с современным искусством, мы сами видим. Это касается и авторства, то, что это явно не коллективное творчество. Существует определенный человек за каждым произведением искусства. Вот, наверно, основные характеристики, которые отличают именно традиционное искусство от современного изобразительного искусства.
Правда, отмечу, что иногда путают такие понятия как «декоративно-прикладное» и «народное» искусство. Тем не менее, понятно, что сегодня в научном мире стараются говорить о современном декоративно-прикладном искусстве. А народное – это, как уже мы выяснили, традиционное искусство.
Хорошо, что мы сегодня подняли эту тему, потому что очень многие не понимают это. Думаю, что это очень актуальная тема на сегодняшний день.
- Продолжая эту тему, у вас в Северокавказском филиале Государственного Музея Востока постоянно проводятся выставки самых разных видов и уровней: выставки детского рисунка, выставки знаменитых российских и европейских художников. Каждый раз, когда Вы готовите эти экспозиции, то подбираете определенный подход. Какова разница этих подходов, когда Вы делаете выставки по народному художественному искусству и экспозиции современного искусства?
Ф.С.: Конечно, разница большая. Предметы народного творчества и предметы древнего искусства требуют особого подхода. Это, во-первых, подход к тому, как качественно подать этот предмет. Если современное искусство требует порой только художественной подвески, то здесь ты должен каждому предмету найти свое место. Потом подумать о том, как лучше этот предмет нужно экспонировать и исторически, и эстетически. То есть, это огромный процесс, в котором принимают участие как куратор выставки, который несет основную ответственность за экспозицию, так и художник-оформитель, который продумывает буквально каждую деталь для того, чтобы создать грамотную и познавательную экспозицию.
Что касается современного искусства, тут в основном применяется художественный метод. Конечно, такие экспозиции тоже сложно строить. Но для экспозиций народного искусства применяется особый подход, подход к тому, чтобы музейному предмету не нанести вред. Например, когда мы вешаем войлок, специально поддеваем сетку, чтобы он не вытягивался при вешании. Платки тоже, требуют особой определенной подвески, потому что они могут вытянуться со временем. И вот такой именно музейный подход к экспонатам отличается от просто выставочного подхода, которым грешат порой в выставочных залах.
- У Вас сейчас в музее проходит выставка, где, можно сказать, представлено декоративно-прикладное искусство. Это выставка «Созвучие» художников из Кабардино-Балкарии Миланы Халиловой и Руслана Мазло. А до этого у вас была прекрасная выставка «Лики прошлого в настоящем», где были представлены одновременно три художницы: художник-модельер Мадина Саральп и две самобытные художницы: Зайна Эль-Саид и Имара Аккизова. Скажите, при создании экспозиций были ли востребованы знания о культуре и быте адыгов, для того чтобы лучше представить эти экспонаты? Или авторы сами решали в большей мере?
Ф.С.: Вы знаете, эти экспозиции отличаются от экспозиций народного искусства. Конечно, Вы сами видели, что в основном художники используют традиционный подход в своем творчестве. Но, на самом деле, это новый взгляд на народное искусство. Безусловно, вопрос о проблемах адаптации народного искусства стоит еще с конца XIX-го века. Ученые многие годы пытаются понять, каким должно быть современное народное искусство. Вот, например, как отличить настоящее народное искусство от китча? Иногда мы видим какие-то футболки, которые изображают элементы традиционной одежды. И совершенно другое дело, когда мы говорим о настоящем искусстве, как, например, у Руслана Мазло. Безусловно, его циновки традиционные, он сохраняет в них старинную технологию. Однако принципы работы у него уже новые. То есть он использует уже другие методы изготовления циновок. Но основной его подход – ручной труд, и даже цветовое решение циновки у него определяется еще натуральным методом. Вот что касается орнамента, то где-то он сохраняется, но приобретает немного другую структуру. Он становится более сложным, то есть в этом присутствует уже динамика времени.
- Получается, что, исходя из народного искусства, мы приходим к новому искусству, которое сохраняет какие-то традиционные элементы, но при этом это уже авторское видение.
Ф.С.: Верно! И, безусловно, здесь экспонирование требует уже новых подходов. Вот мы видим, что на последней выставке (Прим.: выставка «Созвучие») Руслан Мазло и Милана Халилова активно используют в своей экспозиции видео – материалы. А Мадина Саральп в проекте «Лики прошлого в настоящем», тоже усложняет концепцию подачи своих произведений, чтобы показать прикосновение к традиционным элементам прошлого через настоящее, по-другому взглянув на проблему традиций. В ее экспозиции переплелись и живопись, и графика, и фото, и коллаж, и это делает подачу ее коллекции национальных костюмов и работ других авторов – соучастников выставки более интересным и цельным. Они гармонично смотрятся и в одном дизайне, и в одном едином стиле.
- В Музее Востока в Майкопе действуют и постоянные экспозиции: «От ремесла – к искусству», «Современное изобразительное искусство народов Северного Кавказа» и «Экспозиция Юрия Сташа. «В мире мифов и реальности. Через дизайн к миру»». Экспонаты этих выставок сопоставимы ли друг с другом? Или надо воспринимать их отдельно, изучать их предысторию? Как Вы считаете с точки зрения искусствоведения?
Ф.С.: Разумеется, все эти экспозиции различаются. Будем говорить с точки зрения методов построения этих экспозиций. Если мы касаемся зала народного искусства, то там мы используем чисто традиционные методы построения экспозиции. Те методы, которые были разработаны в свое время в советской школе. Что касается экспозиции древнего искусства «От ремесла к искусству», то здесь кураторы постарались сделать так, чтобы перейти к другому методу. Чем он отличается?
Если старый метод предполагал показ музейного экспоната и всё вокруг музейного экспоната, то в новом методе построения экспозиции – это, в первую очередь, погружение человека в экспозицию, то есть это взаимоотношения человека и экспоната. В новых экспозициях мы также уделяем большое значение художественности образа. Так мы создали вымышленную историю об истории появлении ритона в Адыгее через романтичный образ греческого поэта, изгнанного из Греции на Кавказ.
Затем дети, да и взрослые могут посмотреть полный каталог предметов археологических раскопок последних лет, которые проводились в Адыгее Кавказской экспедицией ГМВ, и лучшие из этих предметов сегодня экспонируются в нашей экспозиции. У нас есть специально для этого в экспозиции сенсорный экран. Посетитель может подойти и увидеть их, если ему захочется узнать больше информации о каждом из представленных здесь экспонатов. Затем для детей кураторы выставки Владимир Эрлих и Георгий Годизов разработали специальные игры по первобытным ремеслам, чтобы понять каким образом человек перешел от простого мастерства к искусству. Я думаю, что, наверно, этим и интересна эта экспозиция. Она привлекает больше внимания, потому что она более активна, она интерактивна. Этим она и отлична! Хотя строил один и тот же художник-экспозиционер Ольга Плетнева. Это заслуженный работник культуры Республики Адыгея, один из лучших музейных экспозиционеров в Адыгее. Но вот подходы разные.
- Вот уже несколько месяцев в Музее проводятся уроки по рисованию и мастер-классы по золотому шитью. Как под одной крышей совмещаются искусство и народное творчество?
Ф.С.: Во-первых, это связано с концепцией нашего музея, изначальной концепцией, которая заключается в том, что мы должны, во-первых, находить, изучать и пропагандировать искусство, как современное искусство, так и древнее, и декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа. И, безусловно, нам интересно всё: и мастер-классы по золотому шитью, которые проводит очаровательная преподаватель Сафият Панеш. Так сложилось, что нам удалось попросить её, чтобы она у нас проводила эти мастер-классы. Конечно, мы очень рады, потому что они пользуются большой популярностью, причем и у русского населения. Приходит много девушек, которые хотят узнать, как это всё делается, и делать эти изделия для себя, для своей семьи и дальше внести это в массы. И это превратится в традицию.
Что касается мастер-класса по рисованию, его у нас проводят супруги Павел и Наталья Мартыненко. Это замечательные художники. Мы считаем, их нахождение в нашем филиале Музея Востока тоже большая удача, потому что они приезжают из Краснодара. И ребятам нравится именно техника ксилографии, которой они их обучают. Это же уникально! Где они еще смогут воспользоваться этим сложным оборудованием и получить то удовольствие, которое они получают от живого общения с художниками и настоящим искусством? Потому что они показывают, и как эти рисунки делаются на дереве, и тому подобное. Насколько я знаю, даже взрослые, родители детей, которые приходят, тоже получают большое удовольствие от этих мастер-классов. То есть, это семейная программа.
- Получается, надо отдать должное руководству Северокавказского филиала Музея Востока и, наверно, самого Музея Востока, поскольку оно поддерживает все ваши программы. А вот из самого Музея Востока бывают такие выставки, которые Вы считаете уникальными и необходимыми в нашем регионе?
Ф.С.: Благодаря тому, что мы являемся филиалом Государственного Музея Востока, у нас есть возможность ежегодно, даже два раза в год увидеть искусство стран Дальнего и Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии. Мы видели и Индию - индийская выставка «Бихарский дом». Это - замечательная выставка народной живописи «мадхубани», которая знаменита во всем мире. Затем настоящие японские гравюры XVIII-го века. Это уникальное путешествие в восточное искусство для провинции. Потом нам очень понравилась выставка, которую готовила наша коллега из Москвы, искусствовед Анна Пушакова, она называлась «Хироакки Мияяма. «Гендзи Моногатари»». Это современный художественный отклик на знаменитый роман «Гендзи Моногатари» - древнего сокровища японской культуры, соединение классики и современного искусства. 55 глав романа и 55 картин с изображением цветов. Каждый цветочек несет свою поэтическую миссию, это было такое красивое погружение в знаменитое произведение. Всё благодаря Музею Востока! Потом на Новый год специально из Музея Востока нам привозили замечательные проекты по декоративно-прикладному искусству. Например, выставку «Дракон и феникс», приуроченную к году Дракона.
- Вы сотрудничаете также с Российским Географическим Обществом, или оно делает в музее выставки?
Ф.С.: Да, они делали у нас несколько проектов, благодаря нашему директору Нафисет Зачериевне Кушу, которая активно поддерживает все их начинания. Увидев их творческие возможности, мы предложили им сделать совместный проект. И вот в прошлом году состоялась выставка «Мир природы Кавказа». Он вызвал живой интерес со стороны зрителей Адыгеи. Он был большой, на два этажа. Причем здесь были представлены фотографии нескольких географических обществ Юга России, нашего фотоклуба «Лагонаки» под руководством Аркадия Кирноса. И, кстати, хотелось отметить, вот где можно было увидеть, насколько разный подход у творческих людей и профессионалов - географов. А на первом этаже Союз художников Республики Адыгея представил свою полноценную выставку, которая состояла тоже из живописных, графических и скульптурных работ. Эту выставку, наверно, можно назвать памфлетом искусству, соединением искусства и природы, и знаменательно было то, что мы были первыми в республике, а мы открыли этим проектом в январе месяце Год Экологии…. Получился очень познавательный проект!
- И последнее. Планируются ли в музее какие-то выставки по народному искусству, декоративно-прикладному искусству? Конечно, Музей Востока предоставляет экспозиции, да и вы сами делаете очень много, выставляется Союз художников РА. А вот как насчет выставки по декоративно-прикладному искусству?
Ф.С.: Мы мечтаем сделать один проект, который, безусловно, требует особых затрат, как материальных, так и физических. Но мы хотим его подготовить очень серьезно. Он будет называться «Одежда народов Северного Кавказа». То есть проект, который мог бы показать и общность культур наших северокавказских народов, их различия. Я думаю, что это был бы такой красивый и замечательный итог, гордость нашей работы. Более 30 лет мы уже работаем. Наверно, уже достойны такой красивой выставки, о которой действительно можно было бы сказать: «Ох! Кавказ есть!».
- Большое спасибо! Очень надеемся увидеть эту выставку!
Выражаем благодарность Северокавказскому филиалу Музея Востока в Майкопе за возможность проведения съемки.
Свидетельство о публикации №218042801272