Игры со временем

Мы знаем: время растяжимо.
 Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Самуил Маршак

   Время зависит от скорости движения и массы. Так говорят физики. Ботаники с этим согласны. Есть на земле растения с разным ощущением времени.  Есть деревья живущие тысячелетия и набирающие огромную массу. Есть растения, живущие считанные дни,  и почти невесомые. К однолетней пшенице мы относимся как к полезным рабам. Орхидею, которая достигает зрелости к восемнадцати годам, мы воспринимаем с недоумением - разве растение можно сравнивать с человеком? Библейский  дуб, или Драконово дерево с Тенерифа   вызывают чувство почтения. Гусиные луки уникальны. Они живут многие годы, но настоящая жизнь их коротка, и они  такие маленькие, что замечают малышей  разве что гуси. Большую часть жизни они проводят в глубоком сне, в анабиозе, как космонавты, летящие среди звезд, но весной развитие  маленьких луков протекает со скоростью света. Гусиные луки такие крошечные, что различать их могут только ботаники, но не  всегда. Долгое время ученые меняли названия не только рода, но и многочисленных видов. Высыхая в  гербариях,  гусиные луки становятся почти одинаковыми, чтобы точно назвать вид, надо встать на колени и рассмотреть его живым на весенней лужайке. А может сорвать и изучить с лупой  в руках? Не стоит. Потому что наш гусиный лук не простой, это герой  Красной книги и назван в честь великой женщины Ольги Федченко.
   
   Зимой время тянется мучительно медленно, особенно для ботаников. Так не хватает общения с живыми растениями. И вот, наконец,  весна. Появились первоцветы. И время стремительно понеслось среди лесов и лугов.  Ошалевшие от радости сибиряки бросились крушить оживающую природу, весенние палы обезобразили землю,   поднялись к облакам столбы дыма,  и стала  земля черной. Но в укромных речных долинах чудом сохраняются нетронутые уголки. В долине ручья Падунчик возле нашего поселка,  в прошлогодней траве,  зажигаются золотые звезды гусиного лука и тогда кажется вся долина Золотой.  Особенно ярко звезды  горят на черных, прогретых весенним солнцем старых коровьих тропах. Из черных трещин луки  выглядывают не по-одиночке, целыми семейками и не боятся. Коровы выйдут на пастбища еще не скоро. Гусиный лук Федченко – маленькая лилия. Шесть желтых   листочков околоцветника и луковица в земле. А лист всего один, длинный, плотный, а не полый, как у многих других луков, выше соцветия, с желобком как у сабли. Наверное,  по этому желобку к луковице стекает (конечно, не кровь) утренняя роса. Гусиный лук Федченко настоящий сибиряк и горный житель, встретить его можно в Монголии и Китае и в Средней Азии. Возле нашего поселка его охраняют в памятнике природы "Бердские скалы". Найти лук там особенно приятно, среди крошечных папоротников и тюльпанов, которых тоже хочется назвать гусиными,  среди черных диабазов.

  Именно  в горах Тянь-Шаня и Памира пересеклись пути нашего героя и великой женщины. Для меня Ольга  не менее великая, чем  … египетская Клеопатра. Она тоже владела множеством языков и с детства общалась с  учеными.  Клеопатра проводила многие часы не за рукоделием, а в Александрийском мусейоне и Александрийской библиотеке. Ольга родилась в здании Московского университета в семье профессора, и все научные общества испытателей природы были для нее родными. Даже с мужем познакомилась она в Зоологическом музее и предметом первой беседы стали для них … редкие насекомые.  Клеопатра всю  жизни провела в политических интригах и сражениях. Ольга отправилась с мужем, а потом с сыном,  в многолетние  путешествия до самого преклонного возраста в семьдесят лет!  После николаевских заморозков в стране наступила эпоха Александра. Время ускорилось десятикратно. Реформы шли  в армии, судах, земствах и в общественном сознании. Молодежь, в том числе братья и сестры Ольги,  бросилась в революцию. Ольга была от политики далека, ее влекли  наука и путешествия. Век восемнадцатый прошел под знаком великих немцев. Немцы изучили всю Сибирь, от Урала до Тихого океана. В девятнадцатом веке инициативу перехватили русские ученые. Они пошли гораздо  дальше,  в глубины Азии. Пржевальский дошел до Тибета, семья Федченко до Памира. И все исследовательские отряды шли в сопровождении охраны. Но если немцам приходилось сражаться в основном с равнодушием сибирских чиновников, то русские в Азии пробивались с боем.  Пржевальский, кадровый военный, действовал решительно. Если разведка доносила сведения о близких бандах, он встречал бандитов, грабящих караваны, на подготовленных позициях  залпами из  русских винтовок. Фитильные ружья бандитов ущерба им нанести не могли. А вот Федченко не повезло. Их экспедиция попала в засаду, устроенную горцами и сильно пострадала.  Ольга вела себя мужественно под пулями. А какие ценности могли захватить горцы? Огромные! Коллекции животных и растений. Тысячи гербарных листов собрала Ольга. В отряде ее звали просто – Ботаника. Я бы присвоил ей звание Королевы Ботаники. После экспедиции она стала почетным академиком во многих странах и первой женщиной-ботаником  академиком в России. В ее честь названо не менее ста видов растений.

   Первые названия гусиным лукам давал конечно не князь ботаники Карл Линней. Но у всех народов отношение к лукам лилипутам было ласковое.  По украински его имя звучит как гусяча цибулька. Знали наш героический горный   лук, изучали  и многие ученые, в том числе главный ботаник Сибири Порфирий Крылов и его ученик Борис Шишкин. Но прижилось не линнеевское название рода. Вот странно род назван в честь любителя ботаники Гейджа, а вид в честь великой женщины и еще более странно, что крестным отцом стал не русский, а снова немецкий ученый. В начале прошлого века мирно и успешно работал в Праге Адольф Пашер. Давал он имена растениям, заведовал ботаническим садом. Время текло размеренно. И вдруг помчалось потоком в пропасть.  К власти в Германии пришел Адольф Гитлер и стал Пашер его ярым приверженцем, забросил ботанику, вступил в ряды «коричневорубашечников».  Бывало это и у великих, даже Нобелевских лауреатов, таких как Кнут Гамсун. Конец времени фашизма стал концом жизни Пашера, в мае сорок пятого он застрелился. Трагедия и еще один повод проклинать войны.

   Скоротечна весенняя жизнь гусиного лука. Пройдет несколько дней, золотые звезды померкнут, завяжутся плоды, коробочки с семенам. Пройдет еще несколько дней и растение исчезнет с поверхности земли, особые корни утянут его луковицу глубоко в землю и погрузится лук в глубокий сон. Но не исчезнет наша радость от весеннего  общения золотым первоцветом, не исчезнет память о Королеве Ботаники Ольге Федченко.


Рецензии
Прелестная миниатюра про гусиный лук!
С детства люблю это милое растеньице.
Даже на даче нашел для него подходящее местечко и - любуюсь каждый год.
С душевным теплом.

Александр Лотошинский   02.02.2019 08:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Май уже близко! Успехов!

Юрий Панов 2   02.02.2019 08:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.