Ну, погоди. Бракованная версия

В августе 2005-го года я устроился на одну известную студию (называть её не буду- сами догадаетесь или загуглите) художником, где сразу вступил в команду по созданию мультфильма "Ну, погоди!" выпуск 19. Режиссёр хотел что б всё было как в старых добрых сериях советского времени и нам пришлось долгие часы просиживать в архивах "Союзмультфильма" просматривая всю информацию касающуюся нашей работы. Поднимались сценарные наработки, зарисовки и наброски, даже звуковое оформление приходилось прослушивать для более глубокого погружения в процесс.
Я с детства люблю этот мультфильм так что работа была в радость и познавательна. Так я узнал что изначально волка должен был озвучивать Владимир Высоцкий, но его заменили на Анатолия Папанова; что у мультфильма был даже своеобразный пилотный выпуск, который был показан в мультипликационном альманахе "Весёлая карусель" выпуск 1 и многое другое, что, в общем, не относится к этой истории.
Закончив просмотр очередной серии мы взяли следущую бабину с мультфильмом на которой было написано: "Ну, погоди", выпуск... (брак). 7 августа 1974 год". Нас это не удивило, мы встречали уже забракованые сценарии, так в полне возможно что и уже готовый мультфильм могли забраковать (именно брак, т.к. до цензуры такие "продукты" ещё не доходили). Установив бабину на камеру и запустив её мы стали смотреть:
Появилась заставка "Союзмультфильм", далее мы увидели зайца, который скакал по дороге и ел морковку возле тёмного переулка из которого выглянул волк. Заяц скрылся с экрана, а волк вышел на дорогу и, потирая ладони и сдвигая папиросу в угол пасти, улыбнулся. Знаете, эта улыбка была не характерна для того времени- морда волка вытянулась, уши раздвинулись и когда он посмотрел на экран мне вспомнилась пентограмма где в перевёрнутой звезде была изображена морда козла. Это было необычно и... скажем, странно для того времени. На фоне весёлой музыки появляется вдруг эта бесовская рожа, причём от персонажа который должен вызывать улыбку. И с этой усмешкой волк разбегается и прыгает. Нам показывают зайца, который так же безмятежно скакал по дороге, он останавливается и идёт к мусорному баку выкинуть огрызок морковки. В это время за ним пролетает волк и что-то кричит. Озвучки, как мы поняли, не было. Экран затрясся сопровождаемый звуком удара и появилась заставка "Ну, погоди!", заиграла всем известная музыка, но вместо номера серии пошли титры с незнакомыми нам именами и фамилиями. Только музыка и озвучка ролей была от всех нам известных людей (хотя как раз озвучки мы ещё не слышали).
Серия началась с того что заяц идёт к больнице, играет всё такая же весёлая музыка только слегка в замедленном темпе, вроде всё как обычно на первый взгляд. Картинка была слегка в сером тоне, словно был вечер. Заяц нёс букет цветов и коробку конфет, вроде всё нормально, но приглядевшись мы даже не поверили глазам- на коробке цветы были нарисованы в форме черепа, более тёмные были на месте глаз и носа, а лепестки складывались в форму оскаленых зубов. Ещё мы заметили что задний план был нарисован грубо, без единой ровной или полукруглой линии- всё "рваное" и с углами, надпись "больница" была написана потёкшими красными буквами словно кровью. Заяц вошёл в дверь, такую же не ровную и словно грязную.
Следущий кадр- и мы в палате волка, который лежит на серой кровати с загипсованой ногой. Стены потресканые, а местами и с осыпавшейся штукатуркой, сквозь которую было видно не ровную укладку кирпича. Входит заяц, волк указывает на него пальцем и что-то говорит. Кивнув заяц протягивает ему цветы и конфеты. Музыка становится ещё медленней и зловещей. У волка на морде появляется гримаса ужаса. Он открывает коробку конфет, берёт одну и ресует за спиной на стене крест. Заяц отрицательно качает головой и в это время кровать под волком начинает прыгать и летать. Он пытается удержатся на ней, что-то кричит, а заяц стоит в стороне и улыбается.
Кровать сбрасывает волка с себя и он вылетает из палаты, а заяц провожает его взглядом.
Следущая сцена- волк бежит на фоне окон за которыми темно, словно ночь. Музыка стала тянучей и какой-то загробной. За окнами (сперва мы подумали что это звёзды) всегда были две светящиеся точки, которые словно глаза немного сдвигались по направлению волка. Его тень тоже была странная- словно тень непонятного существа, с поднятыми вверх лапами преследущая волка. Показали зайца, фигурка которого бежала в левой части экрана и улыбалась, за ним бежали десятки теней зайцев, но было нарисовано так, как будто перед ним было несколько источников света расположеных в разных местах. Снова волк, который забегает в тупик, ощупывает стену и оборачивается. Появляется заяц и что-то говорит. Волк отрицательно мотает головой и крича стучит по стене. Заяц начинает приближатся к нему. Крупным планом показана морда волка и плечё, на которое ложится заячья рука (именно рука, как у человека, с пятью пальцами). Волк со страхом оглядывается (тут даже был вставлен 25-й кадр с пентограммой) и экран медленно тухнет.
Снова палата и волк, на нём что-то вроде смерительной рубашки. Металлическая дверь без ручки и зарешечённое окно на стене в коричнево-красных потёках. Волк сидит на полу и словно что-то поёт. Музыка стала низким гулом. Послышались шаги и дверь с лязгом открылась. Вошёл заяц, в руках он держал чёрную книгу, которую открыл и стал читать. Волк начал дёргатся, стал бегать по всей палате, по стенам и потолку, совершал действия словно грыз решётку на окнах. Заяц продолжал читать, улыбка по прежнему была на его лице. Волку удаётся сорвать с себя смерительную рубашку и он успокаивается. Заяц достаёт коробку конфет и протягивает волку, тот берёт её и, открыв, берёт одну. Дрожащими руками он съедает канфету и тут экран потух, резкий звук скрежета металла и крик заставил нас подпрыгнуть на стульях от неожиданности и испуга. Скример советского времени, как пошутил мой коллега.
В последей сцене мы видим волка, который скачет по дороге с мороженым мимо тёмного переулка. Играет весёлая музыка, привычные глазу рисунки старого доброго "Ну, погоди!". Камера останавливается на переулке, волк скрывается из вида. Несколько сикунд всё словно замерло, а потом заиграла жуткая музыка как в больнице, а в переулке появился слабый силуэт зайца с белыми глазами. Экран потух и под финальную весёлую  музыку появилось слово "Конец".
Мы несколько раз пересматривали этот мультфильм, ставили на паузу и просматривали в замедленной съёмке. Было даже страшновато, ведь когда работаешь с материалом для детей, то и сам становишся как ребёнок. Ещё удивляла сама манера рисунка- местами грубая и не превлекательная, а порой до того детализирована (как, например, с коробкой конфет или кирпичами в палате), что было совершенно ненужно и бессмысленно для данного мультфильма. Пинтограмма, жуткая музыка, даже нарисованый волком крест- всё это было неожиданным для советского времени. Было очевидно что такое сразу бы запретили, а создателей отправили бы далеко и на долго (может так и случилось). Явно это был не детский мультик, но глядя на современное творение работников детского жанра в этом как-то уже сомневаешся...


Рецензии