7. 4. Рождение импрессионизма. Базиль, Ренуар

7.4. Фредерик Базиль
Фредерик Базиль (1841-1870) родился во французском городе Монпелье (департамент Эро), в буржуазной протестантской семье.

Был сыном состоятельного винодела. Получил хорошее образование. В лицейские годы посещал музей Фабра. Увлёкся живописью под воздействием картин Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. В 1859 году начал изучать медицину. Но очень скоро он понял, что доктор из него выйдет посредственный, так как его душа лежит к не к точным наукам, а к творчеству. И кто знает, как бы развивался импрессионизм, если бы Базиль однажды не запротестовал против медицинской карьеры. Базиль начал как реалист, а затем великолепно воплотил ценности импрессионизма — стиля, считавшегося авангардным в 1860-х годах.

В 1862 переехал в Париж, чтобы продолжить обучение. Учился в мастерской Шарля Глейра (1862—1864), где познакомился с Клодом Моне и Ренуаром. Вместе они и покинули мастерскую Глейра 1864 году, когда Ренуар заявил, что ему надоело рисовать гипсовую женскую грудь, покрытую пылью.

Фредерик Базиль любезно предоставил друзьям свою мастерскую. Они стали вместе рисовать на пленэре в лесу деревни Барбизон неподалеку от Фонтенбло. По воспоминаниям Ренуара он чуть ли не пешком прошёл расстояние от Парижа (60 км к юго-востоку) в поисках живописных уголков и дешёвых харчевен. 

Моне летом в 1865 году, оставшись в гостинице деревни Шайи на пять месяцев (в результате несчастного случая, повлекшего за собой перелом ноги), Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному (6 м х 4,6 м) полотну, которое он назвал "Завтрак на траве" – в знак уважения к Эдуарду Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу в тени деревьев и на поляне.

Фредерик Базиль, будучи студентом-медиком устроил для больного Моне импровизированную вытяжку для сломанной ноги, которую сам Базиль изобразил в картине «Импровизированный госпиталь. (Клод Моне после несчастного случая в Шайи).1865».

Большая работа Базиля «Сбор всей семьи. 1867» написана им за 3 года до гибели. На ней изображена вся семья художника в деревенском поместье. На этом групповом портрете Базиль изобразил себя вместе с родителями и братом, дядьями, тётками, кузенами и кузинами.

 Во время Франко-прусской войны (1870—1871) Базиль ушел добровольцем на фронт и был убит 28 ноября 1870 года в бою в Бургундском лесу под Бон-ла-Роланд.
7.5. Огюст Ренуар
Огюст Ренуар (1841—1919)—один из самых пленительных художников-импрессионистов, обладавший огромным живописным талантом.

Родился в Леможе и с 13 до 18 лет работал на фарфоровой фабрике, расписывая сервизы. С детства зарабатывая деньги, он помог отцу (провинциальному портному) купить дом в Париже недалеко от Лувра, где он стал копировать картины старых мастеров.

Его сын Жан (в последствии знаменитый кинорежиссёр, обладатель Оскара) написал о нём роман «Огюст Ренуар», где называл отца «поплавком». Действительно, как ни била Огюста Ренуара жизнь, он всегда поднимался на поверхность и всегда писал картины.

Ренуар имел красивый голос, сам Шарль Гуно, услышав его церкви, просил его родителей отдать в обучение музыки, но Ренуар мечтал только о живописи. Приехав в Париж, он после росписи сервизов, подвизался расписывать наружные непромокаемые шторы (маркиза).

Потом он стал расписывать внутренние стены парижских кафе (30 кафе). Как писал один из исследователей импрессионизма Джон Ревалд, Ренуару были незнакомы: почти болезненное честолюбие и оскорбленная непризнанием гордость Мане, надменная и жесткая самоуверенность Дега, жгучие сомнения Сезанна.

Он творил по внутренней неистребимой потребности, питая отвращение ко всякому систематическому знанию. Его девиз «художник должен видеть красоту во всём (в природе, в детях, особенно в женщине), переносить эту красоту на полотно и дарить людям».

Произведения Ренуара действительно производят впечатление сделанных необычайно легко, быстро, шутя, но на самом деле Ренуар был величайшим тружеником. Его композиции, например, «Мулен де ла Галетт.1876» всегда тщательно обдуманы, в них чаще всего нет элемента случайности, который так характерен для импрессионизма в целом. В 1876 году Ренуар снимал на Монмартре студию с садом, которая находилась недалеко от Мулен де ла Галетт — ресторана с танцевальным залом в верхней части Монмартра, который получил своё название по имени мельницы, находящейся недалеко от него. В хорошую погоду основное действие происходило на улице, где были расставлены по кругу столики и скамейки. Ренуару нравилась такая весёлая, непринуждённая обстановка, и здесь он начал создавать первые наброски будущей картины. Для картины он просил позировать своих друзей, так что некоторых из них можно узнать среди танцующих и сидящих за столиками

В его живописной технике также есть своеобразие: в отличии от большинства импрессионистов он широко употребляет лессировки. В ранней молодости Ренуар расписывал веера, шторы, был живописцем на фарфоровой фабрике и навсегда сохранил некоторую текучесть мазка.

Он писал в основном женские модели, портреты и «ню» — обнаженную натуру. Его образы построены на гармонии чистых, мажорных, радостных, красочных сочетаний, в них нет психологической глубины, человек воспринимается художником как часть природы.

Портреты актрисы Комеди-Франсез Жанны Самари, написанные в 1877 и в 1878, когда ей было 18 лет, а Ренуару 45, производят неизгладимое впечатление. Глядя на портреты Ренуара, понимаешь, что человек—самое прекрасное в общей гармонии мира.

Женщины Ренуара одного ярко выраженного типа: у них свежая матовая кожа, розовые щеки, блестящие влажные глаза, легкие волосы с непокорной челкой над низким лбом, пухлые красные губы.

Изображая людей, он показывает очарование — в едва уловимых, зыбких оттенках настроения, как на картине «Завтрак гребцов.1881», где он изобразил свою будующую жену Алину Шариго, которая работала швеей и периодически подрабатывала моделью для художников (на картине она с собачкой).

Так начался страстный роман её с художником-импрессионистом. Ренуар пишет большие картины, изображая людей в непринуждённых позах, выхваченных в очаровательные моменты, охваченные игрой цвета. 

Например, трудно сказать, какого цвета платье на мадам Самари. Оно буквально соткано из множества оттенков белого, розового, жемчужного, серого. Цвет растворяется в световоздушной среде, фигура окутана воздухом и создается впечатление трепетности, свежести, необычайной жизненности всего образа.

Импрессионисты напрочь отвергали литературность своих картин [13]. Они не спешили запечатлеть историю (для этого уже был фотоаппарат). Отражая в картинах природу и людей, они оперировали прежде всего к чувствам человека.

Ренуар стремился кроме того выхватить и показать сиюминутную красоту, как внешнюю, так и красоту, царящую в этот момент в душах людей, красоту, захватывающую в этот момент зрителя. 

Эти качества особенно пленяют в детских портретах Ренуара, которые он писал часто по заказу, и которые имели неизменный успех на выставках и у заказчика «Две сестры.1881».


Рецензии