Эскизы 2018-4

*
В ситуации, когда дальнейшее ухудшение отношений с Западом кажется неизбежным и необратимым возникает вопрос, а что, помимо событий, лежащих на поверхности, обусловило такую траекторию. Недовольство, враждебность, пресловутый «рессантимент»?
Еще даже в прошлом десятилетии ситуация выглядела гораздо проще. Сейчас мир сделался страшнее и мы продолжаем познавать его и узнавать новые глубины падения в инферно. Уже несколько устаревшая антиутопия помогает понять, как это происходит, воссоздав некоторые важные звенья этого процесса.
Однако объект зависит и от позиции наблюдателя, а наша – сменилась. На какой-то момент «Локалия» смогла вынырнуть из глубины культурной автаркии и аборигены смогли посмотреть вокруг без прежних шор. Картина не показалась слишком привлекательной, да и места хорошего для новичков не находилось. Но все же это принесло важный новый опыт, которым, к примеру, смог воспользоваться тот же Кормильцев  в своей культуртрегерской деятельности. Но потом волна местной мерзости снова накрыла с головой, и неудачливым кандидатам в «цивилизованный мир», стало уже не до «Глобалии», хотя пропаганда привычно указывает на нее. Однако захлестывающая петля инферно является двойной и та, что ближе к горлу заставляет забыть о более широком круге опасностей. Но многим соотечественникам после соприкосновения с западными реалиями показалось, что мерхоуть там та же самая, только упаковка выглядит привлекательнее. Или эта аберрация психике в период поставторитарного синдрома? Так или иначе, но вновь возможность решения глобальных и локальных опять нейтрализована  в общем растворе глобального «пиара и менеджмента», помноженного на местный произвол и беспрерывный грабеж. Тем не менее, на дне адского котла постоянно скапливаются слой недовольных, но на что будет направлен их, представляющийся бессильным, гнев?
*
Тут увлекся песнями Павла Кашина, хотя раньше про него ничего не знал. Нравится этот рок-бард или автор-исполнитель: и тексты, и аранжировки, талантливый. Подумал даже, что такой (радостной, свободной, романтичной и талантливой) примерно могла бы быть российская культура, если бы не все исторические потери издевательства над ней. Объяснимы и причины моего неведения относительно популярного артиста, который поет уже четверть века. Дело не только в том, что Кашин – «неформат». Современную росиянскую «культурку» воспринимаешь как нечто зачумленное и стараешься от всего этого прикрыться. Иногда можно перестараться.
*
«Есть еще океан». (Запись Блока о гибели «Титаника»). Каждый человек может сморозить глупость, но слова обычных людей быстро забываются, даже если на них кто-то обратил внимание. Записи великих – тиражируются и мусолятся.
*
Ищу почитать фантастического. Сотни аннотация и ничего интересного. Нет новых идей даже в фантастике. Российской. Это свидетельствует об определенной обреченности.

*
Как будто даже болезненное пристрастие и интерес к текстам эмигрантов. А ведь полноценных контактов и свободы на «родине» гораздо меньше, чем у деятелей Зарубежья – и даже у несчастной «второй волны» (даже, несмотря на все нынешние  «социальные сети»). Это говорит не только о неимоверной социальной, культурной, исторической деградации, но и работает на гипотезу об оккупации.


Рецензии