Былинные земли. Крушение иллюзий, часть 13-я

(Продолжение)               
                В наше время прокладываются трубопроводы
                и строятся автомобильные трассы. Они
                повторяют маршруты рек, по которым в
                старину двигались торговые струги…


ВСЛЕД ЗА ВОЛЬНОСТЬЮ - ПРЕСТОЛ?

И на Низу рождается известие, вброшенное волной приставства, вольной волной. При дворе князей Вышневецких появляется некий Дмитрий Иванович – царевич, собравший под свои знамена немалое количество людей низовских, казаков запорожских, а также русских, и двинувший всю эту ораву к Стародубу – городу московскому, то есть входившему в состав Московского княжества. Захватив его, Дмитрий разослал листы во все концы, представляя из себя московского царя Дмитрия Ивановича, якобы наследника Годунова, от которого избавились, спрятав в Украине Низовской. Так явился на свет достаточно противоречивый персонаж – Лжедмитрий, а время, связанное с его именем, вошло в историю под названием «Смутное время».

Оно достаточно полно описано в российской истории, нет смысла повторяться. А вот роль литовского канцлера в «темной истории» пока не освещена, хотя достаточно весома. Сапеговский клан устремил свои взоры на восток, почуяв запах царского трона.

Так получается, что, накапливая богатства, человек неудержимо стремится к власти, используя добытые средства. Ему уже мало подневольных деревень и весей, он хочет большого удела – подобного тому, что имели древние князья, ему хочется повелевать в пределах области или целого края. Так рождаются войны.

Пока рано говорить о непосредственном отношении Льва Ивановича к «самозванцу», однако не лишним будет упомянуть о наблюдениях, сделанных баркулабовским летописцем: Дмитрий Иванович, мнивший «себе быти оным царем московским…», шел «со Шклова и з Могилева» (вспомним, в чьих руках находился тогда Могилев). Лжецарь был очень удобной фигурой, чтобы вызвать в московском обществе раскол – разделить общественность на два противоположных лагеря и воспользоваться разногласиями.

«Одна москва приймовала его за царя, a другая не приймовала» (одни москвичи его признавали, другие – нет), - писали летописцы.

А разделенных можно голыми руками брать.

…И в Москве было веселье, - пишет летописец. Дмитрия Ивановича короновали, и даже женить собирались, подыскав ему половину в Польше. «Тут же почал лысты писати до Могилева, до Оршы, до Мстиславля, Кричева, до Менска и до всих украинных замков, абы люде рыцерские, люде охотные до онаго Дмитра Нагого прибывали, гроши брали его».

«Гроши брали его…» Откуда были деньги у нагого Дмитрия, можно только догадываться…

(Продолжение следует).

На снимке: Свято-Вознесенский женский монастырь в Борколабове (старое название - Баркулабов) в 37 километрах от Могилева, ниже по течению Днепра (фото из интернета).
28.04/18


Рецензии