Шантрапа или реквием Мечте

1986 год. Стою на автостанции в селе Алтайском. Жду автобуса. Рядом со мной рекламный щит. К нам издалека приехал артист Гарри Петров! Ух ты! Гарри Петров. Может псевдоним, может быть его и вправду так зовут. Артистам положено себя приукрашивать. Петруша – это уже не звучит. Звучит Гарри. Подъехал верхом на коне мужик с бичом. Прочитал. Сплюнул: "Гарррри, ...твою мать!" Дёрнул узду и поехал дальше.

Обижала нас не сама реклама, а отдалённость столичных артистов от народа. Не территориальная отдалённость, а духовная: «Американ бой возьми меня с собой…Я буду плакать и смеяться, когда усядусь в мерседес… два кусочека калбаски лижали на стале...»

Да чихали сельчане на это вытьё и на эти два кусочка. У них за домом были куски побольше того, в пригоне боров больше центнера весом и бычок в два раза тяжелей. И наплевать им было на америкэн-боя вместе со всеми другими боями. Ковбой – это всего лишь коровий мальчик. На наших фермах работали не мальчики, а мужики.

Я думаю, что плевок этот был не в Гарри, а в Перестройку, о которой талдычили в то время со всех экранов, со всех громкоговорителей и со страниц всех местных и столичных газет. Самое яркое название было у нашей районки - "За изобилие". За изобилие боролись все совхозы, но оно не наступало. Чтобы изобилие быстрей наступило райком приказал парткомам усилить пропаганду Перестройки и регулярно оформлять свою совхозную стенгазету.

Собрали партком. На повестке дня вопрос – как назвать стенгазету? Юрий Андреевич Куксин, директор нашего совхоза, царство ему небесное, вспыхнул, вышел из себя: «И ради этого ты нас сюда собрал? Тебе что делать больше нечего?! «За изобилие» вот уже двадцать лет выходит. Изобилия как не было, так и не будет, а газета выходит. А вы свою назовите как хотите, но выходить она не будет! Потому что вы лентяи и лоботрясы. Вам даже это не под силу. Бездельники! Сидите тут, штаны протираете.»

Это был тоже плевок в Перестройку, вернее сказать, не в саму Перестройку, а в то, как нам её преподносили.
Это был тот же концерт приезжих артистов. Артистов от политики. Они хотели нас надуть и это всех раздражало. Кто мы были для них? Шантрапа.

Шантрапа, это слово возникло во времена Пушкина, когда французские гувернёры высокомерно и презрительно отзывались о дворовых детях, которые не умели петь. Барина надо ублажить пением, а вот этого парнишку в хор лучше не брать, он шантрапа. Ne chantera pas – не умеет петь!

Ну да, они сумели. Составили комбинацию. Получили текст и ноты, спелись, потом спели. А мы слушали. Это был реквием  Мечте о Светлом Будущем.


Рецензии