Луганчанам - 370 лет, а Луганску 223?

 Теперь, когда в Луганске умер завод, Указ о строительстве которого два века представлялся, как повод исчислять возраст города, можно ли и дальше следовать этому заблуждению?

Определение даты основания какого-либо исторического поселения всегда вызывает закономерный общественный интерес и всегда сопряжено с определёнными трудностями. Сложность решения подобной задачи, на мой взгляд, обусловлена тремя основными причинами.

Во-первых, статус населённого пункта со временем, как правило, претерпевал изменения, и в связи с этим возникает проблема начальной точки отчёта – с каким из поселений, некогда существовавших в данной местности, следует связать начало истории интересующего населённого пункта. Эта проблема, во многом имеет терминологический характер (другими словами, до определения даты надо «договориться» о терминологии – дату основания чего мы пытаемся выяснить: Камброда или Вергунки).

Во-вторых, иногда определение времени основания населённого пункта невозможно по существу, по самой природе интересующего исторического процесса. Дата основания поселения – это точка на временной оси, предполагающая некий одномоментный процесс (внезапное появление нового качества, скачёк, разрыв ). Действительно, многие города (поселения городского статуса) появлялись именно так. Их оборонительные стены и башни, элементы общественного благоустройства (водоотводные канавы, мостовые и проч.), главные общественные и культовые сооружения возводились по единому наперёд составленному плану. Среди таких городов можно назвать античные города с изначальной регулярной («гипподамовой») планировкой (такие как Ольвия, Херсонес и проч.), некоторые городские центры Древней Руси. Среди последних – Нижний Новгород, заложенный в малонаселённой местности (по данным археологии) по воле великого владимирского князя Юрия Всеволодовича в 1221 г. С большой вероятностью, к таким же городам можно отнести и Городец-на-Волге. Города с такой «внезапной и скоротечной» историей появления, как правило, возникали только в результате инициативы государственной власти и почти всегда на изначально малозаселённых территориях. Именно для них задача определения даты основания имеет «естественное» решение.

Многие другие городские поселения формировались совершенно иначе – постепенно, без какого-либо первоначального замысла. Они «прорастали» подобно деревьям из крохотных починков, зимовников, деревень, посёлков. Эти поселения весьма неспешно обрастали «городским» хозяйством, наращивали население, и постепенно обретали городской статус. Их «городская» история, скорее, «непрерывна».

 Как нам следует воспринимать поселение Каменный Брод: как руины крепости(города) царства Бродния? Или как зимовник Каменный Брод? Сразу стоит обратить внимание на то, что, во-первых, и в одном и в другом случае речь идёт о словенских поселениях. А во вторых, на то, что зимовник, каковым определён Каменный Брод в Универсале Хмельницкого, стоит рассматривать не иначе, как республиканское предприятие оборонного назначения: поселение создавалось по вполне определённому плану и с чётко определёнными задачами - обеспечить Республику (Запорожская Сич) средствами производства(лошадьми и иной тяглово-транспортной силой) и продуктами питания. За свою работу служащие Каменнобродского зимовника получали жалованье. То есть, Камброд имел градообразующие отрасли хозяйствования, которые вряд ли возникли на голом месте, вряд ли не были частью непрерывной истории развития...


Рецензии