Исторический фатализм России

Исторический фатализм России
Идея детерминизма в отношении истории не нова. Шпенглер призывает историков не только к «осмысленному  искусству исторического рассмотрения, но и пониманию «необходимости причины и следствия». Под связью причины и следствия он понимает «логику пространства». В своей книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер пишет  про исторический фатализм - детерминизм, автор  использует термин «детерминированность» исторического процесса!
Да, у каждой страны – свои исторические рельсы, по которым страна столетиями идет как по накатанному пути. У каждого народа - своя хорошо накатанная лыжня, судьба, своя карма, свой путь, своя спираль развития.
Развитие по спирали полностью подтверждает концепцию детерминизма и определяет детерминированность исторического процесса. Будущее со временем все больше погружается в оковы прошлого, без которого нет настоящего и уж тем более нет будущего развития страны. Подробнее в книге  «СПИРАЛЬ  РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ».

Концепция детерминизма
Концепция детерминизма полагает, что  всякое явление подчинено закономерностям и полностью ими обусловлено. Это учение предполагает объективную закономерную взаимосвязь и взаимообусловленность явлений исторического процесса.  Это означает, что все настолько причинно обусловлено, что у каждого события имеется вполне возможное будущее.
Данное понимание детерминизма характерно для представителей классической науки и философии 18-19 веков и для религиозно-философской концепции фатализма – учения об  изначальной предопределенности всех событий, которые происходят в мире.

Концепция индетерминизма
Противоположная концепция индетерминизма полагает, что в мире имеются события, которые не обусловлены  никакой причиной. Данное понимание индетерминизма характерно для представителей неклассической науки и философии второй половины 19-20 веков.
И если представители детерминизма преувеличивают роль необходимости, то представители индетерминизма преувеличивают роль случайности в осуществлении событий. С точки зрения детерминизма, будущее заранее предопределено в своих основных чертах, значит, люди не могут оказать на будущее существенного влияния, с  точки зрения индетерминизма, в будущем нет  предопределенности, значит, не только  человек сам творит свое будущее, но и любой народ  волен в своем выборе.
 В то время как концепция классического детерминизма смыкается с религиозно-философской точкой зрения фатализма, концепция индетерминизма смыкается с философско-исторической точкой зрения волюнтаризма.


Рецензии