Немного о либерализме и либералах

     Слово «либеральный» происходит от лат. liber («свободный»). Марк Аврелий в своих «Рассуждениях» пишет про представление «о государстве, с законом, равным для всех, где признаются равенство и равное право на речь, также о единодержавии, которое всего более почитает свободу подданных».
Либерализм зародился, как идеология буржуазии в XVII в. и окончательно оформился как идейно-политическая доктрина в середине XIX в. Зарождение и развитие капиталистического способа производства требовали ликвидации исторически отживших феодальных общественных отношений, устранение препятствий свободному предпринимательству, приведение в соответствие с новыми производственными отношениями политической надстройки. В основе либерализма, как идеологического обоснования назревших общественных преобразований лежат идеи таких выдающихся мыслителей, как Дж. Локк, Ш. -Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, Б. Констан, И. Бентам, Дж. С. Милль и др. В фундаменте этих идей лежат сублимированные выжимки из римского права, имеется ввиду понятийный аппарат свободы личности (persona) - «Свобода есть естественная способность каждого делать то, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом», путём исключения понятия рабства и добавления основных положений афинской демократии. Кстати, о современных представительских демократиях, газета «Гардиан» отмечает, что древние афиняне, скорее, назвали бы британскую и американскую политические системы олигархическими. В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии (от реформ Клисфена 508/507 гг. до н. э.).

В это же самое время в России зарождается понимание того, что такое либерализм. В истории его развития можно выделить несколько этапов:

- Правительственный либерализм - возник в высших кругах российского общества. Период правительственного либерализма совпадает со временем правления Екатерины II и Александра I. По сути, его существование и развитие охватывает эпоху просвещенного абсолютизма.

- Пореформенный (консервативный) либерализм. Яркими представителями этой эпохи были П. Струве, К. Кавелин, Б. Чичерин и другие. В это же время в России формируется земский либерализм.

- Новый (социальный) либерализм. Представители этого направления (Н. Кареев, С. Гессен, М. Ковалевский, С. Муромцев, П. Милюков) отстаивали идею создания для каждого человека достойных условий жизни. На этом этапе сформировались предпосылки для образования партии кадетов.

Эти либеральные направления отличались не только между собой, а и имели много различного с западноевропейскими концепциями.

Правительственный либерализм - достиг пика своего развития в период правления Александра I. В это время либеральные идеи распространяются в дворянской среде. Правление нового императора началось с ряда прогрессивных преобразований. Было разрешено свободно пересекать границу, ввозить иностранные книги и т. д. По инициативе Александра I был создан Негласный комитет, который занимался разработкой проектов новых реформ. В его состав вошли приближенные императора. В планах деятелей Негласного комитета было реформирование государственной системы, создание конституции и даже отмена крепостничества. Однако под воздействием реакционных сил Александр I решился лишь на частичные преобразования.

Консервативный либерализм - был достаточно распространенным в Англии и Франции. В России это направление приняло особенные черты. Свое начало консервативный (пореформенный)либерализм берет с момента убийства Александра II. Реформы, которые разработал император, были осуществлены лишь частично, а страна по-прежнему нуждалась в преобразованиях. Возникновение нового направления связано с тем, что в высших кругах российского общества начали понимать, что такое либерализм и консерватизм, и старались избежать их крайностей. Для того чтобы понять, что такое пореформенный либерализм в России, необходимо рассмотреть концепции его идеологов. К. Кавелин является основателем концептуального подхода к этому направлению политической мысли. Его ученик, Б. Чичерин, разработал основы теории консервативного либерализма. Он определял это направление как «позитивное», целью которого является осуществление необходимых для общества реформ. При этом все слои населения должны отстаивать не только свои идеи, а и считаться с интересами других. По мнению Б. Чичерина, общество может быть сильным и стабильным только в том случае, если оно опирается на власть. При этом человек должен быть свободным, так как он является началом и источником всех социальных отношений. Разработкой философских, культурных и методологических основ этого направления занимался П. Струве. Он считал, что только рациональное сочетание консерватизма и либерализма может спасти Россию в пореформенный период. Особенности пореформенного либерализма:

- признание необходимости государственного регулирования. При этом должны быть четко выделены направления его деятельности.
- государство признается гарантом стабильности отношений между различными группами внутри страны.
- осознание того, что в период нарастания неудач реформаторов возможным становится приход к власти авторитарных лидеров.
- преобразования в экономике могут быть только постепенными. Идеологи пореформенного либерализма утверждали, что необходимо следить за реакцией общества на каждую реформу и проводить их с осторожностью.
- избирательное отношение к западному обществу. Необходимо использовать и воспринимать только то, что отвечает потребностям государства.

Идеологи этого направления политической мысли стремились воплощать свои идеи через обращение к массовым ценностям, которые сформировались в процессе исторического развития общества. Именно в этом состоит цель и отличительная черта консервативного либерализма. Говоря о пореформенной России, нельзя не упомянуть о том, что такое земский либерализм. Это направление возникает в конце XIX – начале XX вв. В это время в России происходила модернизация, что привело к росту численности интеллигенции, в кругах которой сформировалось оппозиционное движение. В Москве был создан тайный кружок «Беседа». Именно его работа положила начало формированию идей либеральной оппозиции. Членами этого кружка были земские деятели Ф. Головин, Д. Шипов, Д. Шаховский. Рупором либеральных оппозиционеров стал журнал «Освобождение», который издавался за границей. На его страницах говорилось о необходимости свержения самодержавной власти. Кроме того, либеральная оппозиция выступала за расширения прав и возможностей земств, а также за их активное участие в государственном управлении.

Либеральное течение в политической мысли России приобретает новые черты к началу XX в. Направление формируется в обстановке резкой критики понятия «правовое государство». Именно поэтому либералы ставят перед собой задачу обосновать прогрессивную роль правительственных институтов в жизни общества. В XX веке Россия вступает в полосу социального кризиса. Его причиной новые либералы видели обыденную экономическую неустроенность и духовно-нравственную катастрофу. Они считали, что человек должен иметь не только средства для существования, но и досуг, который он будет использовать для своего совершенствования.

Говоря о том, что такое либерализм, следует отметить существование его радикального направления. В России он оформился в начале XX века. Главной целью этого движения стало свержение самодержавия. Ярким примером деятельности радикальных либералов была конституционно-демократическая партия (кадеты). Рассматривая данное направление, следует выделить его принципы:
- преуменьшение роли государства. Надежды возлагаются на спонтанные процессы;
- достижения поставленных целей различными способами. Не отрицается возможность использования методов принуждения;
- в области экономики возможны только быстрые и глубокие макрореформы, которые охватывают максимально возможное число аспектов;
- одной из главных ценностей радикального либерализма является соединение опыта мировой культуры и развитых европейских государств с проблемами России.

История либерализма в России представляется, как полоса «неудач». Все попытки обеспечить ей либеральную прививку оборачивались трагически. Либерализм приживался плохо и рано или поздно отторгался. Видимо истоки подобной несовместимости находятся в глубоко укоренившейся коллективистской психологии,  в традиционно желаемом авторитарном характере власти,  в специфике геополитических условий.

Видимо органическое усвоение в России либеральных идей и принципов возможно при условии их включенности в определенную систему православных ценностей. Либеральные представления могут войти в плоть и кровь общества, лишь получив религиозное подкрепление. Сейчас другое время, да и сам либерализм далеко не тот, чтобы искать поддержки религии, не говоря уже о том, что многим ведущим конфессиям в России присуща ощутимая антилиберальная направленность. Но без религиозной санкции либеральные идеи в России обречены скользить по поверхности политической жизни, так и не переходя на уровень непосредственных жизненных реакций и привычек. Кроме того, отсутствие укорененности в глубинах человеческой личности лишает либерализм мобилизующего потенциала - он оказывается не в состоянии побудить к защите своих идеалов сколько-нибудь значительную часть общества. В итоге ему суждено, по удачному определению экономиста Г. Сапова, оставаться явлением сугубо «камерным».

Кратко, основные идеи либерализма:

- человеческая жизнь – абсолютная ценность.
- все люди равны между собой.
- воля личности не зависит от внешних факторов.
- потребности одного человека важнее коллективных, категория «личность» первична, «общество» - вторична.
- у каждого человека есть естественные неотчуждаемые права.
- государство должно возникать на основе общего консенсуса.
-  человек сам создает законы и ценности.
- гражданин и государство несут ответственность друг перед другом.
-  разделение власти, господство принципов конституционализма.
- правительство должно избираться путем честных демократических выборов.
- терпимость и гуманизм (толерантность).

Все эти идеи, в той или иной мере, присутствуют в программах известных российских партий. Однако перспективы победы либерализма в России весьма туманны по нескольким причинам. Первая, и самая главная – проведённая в России под девизом либеральных реформ приватизация до сих пор имеет негативную оценку у подавляющего большинства населения страны. Вторая – либерализм, большей частью населения России воспринимается, как нечто чуждое прозападное явление. Третья – либеральные СМИ бездумно тиражируют русофобские высказывания известных людей, выдавая их за либералов, и тем самым делают населению прививки против либерализма.
 
В настоящий момент можно сказать, что в сознании большинства россиян либерализм – это зловонная русофобская жижа, присутствующая на всех этажах конструкции российского государства, которая не способна решить их проблемы, но зато, способна из посредственностей  «Дома-2» создать медийных звёзд и даже кандидата в президенты России!


Рецензии
Уважаемый Василий!

Если нужно кратко изложить основные положения какой-либо теории, то нужно быть максимально точным. Выскажу только замечания по абзацу, в котором Вы перечисляете "основные идеи либерализма".

У меня нет сомнений только в двух Ваших формулировках, а именно в том, что "человеческая жизнь – абсолютная ценность" и что "правительство должно избираться путем честных демократических выборов".

Утверждение "все люди равны между собой" ошибочно. Либералы говорят так: "Все люди равны перед Законом (государством)".

Утверждение "воля личности не зависит от внешних факторов" не является либеральным постулатом. Либералы говорят о необходимости подчинения всех людей Закону (государству).

Положение "потребности одного человека важнее коллективных, категория «личность» первична, «общество» - вторична" Вы напрасно приписываете либерализму. Для либерала: человек - это совокупность его прав. Либералы поддерживают только права человека и только общечеловеческие ценности и цели. Либерализму чужды эгоистические интересы всех без исключения людских групп.

Утверждение "у каждого человека есть естественные неотчуждаемые права" расплывчато. Либералы говорят определённо: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

Утверждение "государство должно возникать на основе общего консенсуса" не точно. Либералы говорят: "Государство является продуктом гражданского общества".

Тезис "человек сам создает законы и ценности" лишь отрицает постороннее вмешательство в дела людей. Либералы провозглашают, что равноправие граждан в управлении государством осуществимо только при демократии.

Утверждение "гражданин и государство несут ответственность друг перед другом" слишком обще. Либералы говорят так: "Закон (государство) вводит, определяет и охраняет не только обязанности, но и права человека".

Тезис "разделение власти, господство принципов конституционализма" почему-то объединяет два очень различных принципа либерализма: "разделение и независимость ветвей государственной власти" и "верховенство права".

О тезисе "терпимость и гуманизм (толерантность)". Гуманизм включает и терпимость, и толерантность.

К сожалению, современная Россия не входит в группу стран Свободного мира. Именно поэтому либерализм, представляется в большинстве российских СМИ его тоталитарными противниками как "зловонная русофобская жижа". Но так будет не всегда. http://www.proza.ru/2018/04/22/519

P.S. Увидел ошибку в Вашем имени.

Геннадий Гасилов   29.04.2018 22:56     Заявить о нарушении
При либерализме граждане и государственные чиновники должны нести одинаковую ответственность перед ЗАКОНОМ! Народ принимаез законы, а государственные службы обеспечивают законность в стране и формирует не только обязанности, но и юридически охраняет права и свободы человека согласно этих законов посредством служб юстиции, ибо все права и свободы в обществе определяются только ЗАКОНАМИ!

Аникеев Александр Борисович   30.04.2018 10:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.