В кадре и за кадром

ММКФ-- 40 В  КАДРЕ  И  ЗА  КАДРОМ

   В этом году Московский кинофестиваль перенесли на весну. Апрельская неделя подарила кинозрителям встречи  с молодыми талантливыми режиссерами и  известными мастерами.  Они представили свои фильмы для всех и каждого.  Я выбрала для просмотра документальное кино.
  Начну с « ПОХВАЛЬНОГО  СЛОВА  НИЧЕМУ « . Такое оригинальное название дал своему фильму сербский режиссер Борис  Митич. Кинокритики  сразу  отметили  его, как Штучное произведение. Эффектные кадры природы . Морские волны похожие
на кружево.   Никаких говорящих голов! « Вы следите за мной, а я – за вами», - утверждает автор. И это действительно так. Главный герой – Господин Никто–  отправляется вокруг  света. В этом путешествии ему предстоит преодолеть 8 горных хребтов и  8 морей.  Ему  помогают коллеги. В фильме использованы материалы 62-х операторов-документалистов, работавших  по всему миру.
    Во время пресс-конференции я задала вопрос Борису Митичу, как он планирует в дальнейшем использовать оставшиеся от 80-ти минутного фильма километры пленки? –Открою живой  музей НИЧТО, - ответил  режиссер и автор сценария  Борис Митич.
Представляю, каким интересным может быть этот музей! Красоты природы. Эффектные кадры. Путевые заметки, собранные за  7 лет съемок фильма.   Отбракованный материал автор собирается использовать и  в   интернете. Продолжить диалог  в  онлайн-сети. Словом, замыслов  много. Борис Митич говорит:
- Создание фильма -  это как взросление ребенка. Вы не успели оглянуться,  а он уже вырос.
    А про что все-таки фильм?  Текст его   звучит, как притча .Это –реп.
  Я сидела в первом  ряду в кинозале и  в темноте   стремилась записать  реп, который за одну ночь придумал Митич. Либретто на английском  мне не досталось, так что за  абсолютную точность текста не ручаюсь, но  отдельные выдержки - лиричные, ироничные и острые записала. Например, автор  вопрошает: « Как мог случиться холокост после поэзии?» Или : « Бой не стихает в мире, какой бы не был пейзаж». « Я – Ничто, или своего имени наймит.  Но в каждом кадре есть Я» .  Текст автора афористичен. Митич приглашает зрителей  к диалогу.  Он выступает по всему миру с лекциями о нетипичном документальном кино. Живет на нескольких  континентах.  Работал в самых престижных СМИ. Хочет посвятить  оставшуюся жизнь творческому воспитанию детей и документалистике. Его фильмы демонстрировались более чем на  200 фестивалях и получили 16 наград.   Борису Митичу  41 год. У него все впереди. Несомненно, он еще откроет свои тайны и поделится поэтическими наблюдениями  со  зрителями .  А  его       «ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО НИЧЕМУ» будут  смотреть и слушать  люди разных поколений. Уверена.
 
«  ЧИСТИЛЬЩИКИ». Эту документальную ленту представили  немецкие режиссеры  Ганс Блок и Мориц Ризевик, молодые 33-летние  выпускники  Берлинской академии драматического  искусства имени Эрнста Буша.
  Мориц Ризевик –автор эссе « Грязная цифровая работа» , оно опубликовано   в   2017 году. А на  40 ММКФ  документалисты  показали премьеру фильма « Чистильщики». Раскрыли   теневые стороны индустрии « цифровой уборки»,  в результате  которой  Интернет избавляется от  грязи.  Модераторы –  чистильщики грязи, насилия, сексуальных извращений. Смотреть на все это – невыносимо! А представьте себе, что один модератор просматривает за день  25 тысяч кадров! И  за  8 секунд должен  вынести приговор кадру: « Оставить» или «стереть»?! И мы слышим  долгое  «DELIT! DELIT! DELIT…»
  Профессия модератора сродни саперу. Он,  как на минном поле …

Что  оставить ? Смерть или жизнь? Абсолютную свободу  или тотальный контроль?  Владельцы соцсетей платят  филиппинским модераторам деньги за их работу.   И ТОТ,
КТО ПЛАТИТ, ТОТ РЕШАЕТ, ЧТО ХОРОШО,  А ЧТО ПЛОХО.
 Труд модератора требует высокой квалификации. Психической устойчивости. Не все выдерживают такое напряжение. Уходят. Кончают с собой.
   В КАЖДОЙ СТРАНЕ СВОИ ТРЕБОВАНИЯ.
Социальная сеть паутиной  оплела мир. Теневая индустрия « цифровой уборки» во многом не предсказуема, и этим страшна. Что-то еще будет?..А пока ,   пока
Фильм « ЧИСТИЛЬЩИКИ» -   ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСНОЙ  ПРОГРАММЫ
ДОКУМЕНТАЛЬНОГО  КИНО !   И это говорит о важности темы, поднятой  германо-бразильской лентой « Чистильщики». Она стала призёром 40-го ММКФ.  Среди коротко-метражных фильмов  приз получила палестино-ливанская картина « Конфетка».
Перейдем от политики  на
=============== Д Е Л И К А Т Н  Ы Й   Р А З Г О В О Р     П Р О     Э Т О  …   =========================
     С большим интересом я  посмотрела документальный фильм  «СПРОСИТЕ У СЕКСПЕРТА » режиссера Вайшали Синха . Производство – США –Индия, 2018 год.
  Помните, в начале перестройки  на одном из ведущих каналов  нашего телевидения шла передача  « Про это»,  с участием телеведущей Ханги.  Правда,  телепередача просуществовала недолго. Уж больно щепетильная тема!  Говорили же раньше, что  в СССР  секса нет! И все тут… Без возражений. Впрочем, такое отношение к запретной теме  и в  многонаселенной Индии…  Табу.  А тут, в  Мумбае, в одной из газет, появляется колонка на запретную тему. Ее ведет уважаемый доктор  Махендер Ватса.
И что удивительней всего, этому доктору 93 года!  Мужчины в таком возрасте не то. чтобы просвещать по вопросам секса, а просто … боюсь даже произнести,  уже не живут. В прямом и переносном смысле. Мой десятилетний опыт работы в журнале « Здоровье»  может это подтвердить. В 70-80 –е годы я была заместителем заведующей отдела писем этого журнала. И   ежедневно читала по 2 -2,5 тысячи писем  читателей!  Тогда еще не было « чистильщиков»… Читатели доверяли журналу и были откровенны до предела. При 17-ти миллионном тираже журнала  «Здоровье» тяга трудящихся  СССР к  санпросвету была  высока.  А вот просвета  в моей   каждодневной обязанности  -читать и читать письма - не было. Кстати, не просто читать, а делать выводы. Писать министру здравоохранения подробные отчёты, как обстоит дело со здоровьем  населения. На что жалуются наши граждане… К слову сказать, за ответ на одно письмо литсотрудникам платили,  аж по  1 копейке! И  были « многостаночницы»,  зарабатывающие на копеечном деле  по  одному рублю за пару- тройку дней. Но были и ученые-медики, кандидаты и доктора медицинских наук, которые давали консультации читателям из глухой деревни или большого города, как победить болезнь ! На красивых бланках здоровья с красной окантовкой такой ответ поступал лично к адресату  и можно понять, что тот испытывал , понимая, что страна заботится о  советском человеке, уважает его и готова помочь. Как сейчас этого не хватает России !  Но  вернемся к  93-летнему  индусу , бывшему гинекологу, ставшему  газетчиком-колонистом-  Махендеру Ватса .  Каким же подарком был  этот просвещенный по вопросам секса  специалист для  женщин и мужчин многомиллионного города, который  тогда еще назывался Бомбеем. Это был чудо-город!  Знойный. Яркий. Женщины - в свободных сари. Мужчины - в белых одеждах,  с разноцветными головными уборами.  На улицах можно было встретить и обезьянку, агрессивно выпрашивающую еду, и кобру с заклинателем змей. Попадались  редкие больные… проказой.  И йоги. И кого только не встретила я , путешествуя по улицам Бомбея  в 80-м году. Балдеешь на ходу от  людского потока и не меньше- от мотоциклов, приспособленных под экзотические автомобили. И в этот поток вписываются  рикши и  нищие, здоровые и больные. Но все украшает природа.   Пестрые  попугаи и необыкновенной красоты цветы. Резкие контрасты – безбрежного синего океана  и черного песка пляжей. Роскошные отели и бедные хижины . Помойки  и сады. Рай и ад по соседству.
    С тех пор прощло  около 30 лет. Разумеется, многое поменялось, но проблемы секса остались.. А как же без них?
    Режиссер и продюсер  фильма  Вайшали Синха  создала достоверный документальный фильм. Никакой бы старый актер , я убеждена, не сумел бы так  трогательно показать свое отношение  к  пациентам  и  читателям, как  доктор   Ватса.  Интеллигент с умным,  проницательным  и  добрым лицом,  он видит насквозь каждого, пришедшего к нему за советом и помощью. Не обижая людей,  Ватса  говорит им правду, и только правду. Старается помочь, убедить,  отговорить от глупости. Чего только  не приходит в голову людям… Разумеется, не в самую светлую голову. Режиссер не показывает лица женщин и мужчин, пришедших  к доктору Махендеру  Ватса. Но, что их интересует, понятно! Неизвестный мужчина убеждает врача, что если ежедневно оттягивать уши, они станут длиннее. Он пробовал. А что если этот опыт повторить на главном предмете его  заботы? Вдруг поможет? И жена, наконец, будет довольна ! Доктор не торопится отговаривать пациента от глупости. Его глаза за толстыми линзами очков печальны. Нельзя лишать  наивного человека надежды. Но как  помочь советом – не делать глупости? Даже Будда не помогает глупым. А врач должен помочь. Конечно, настоящий врач! А не те, что принимают в  знакомых нам  поликлиниках, используя ходовое клише: « Ну что вы хотите в вашем возрасте, тут молодые уже не могут?»…
   А женщины? Они порой  изобретательней мужчин. Но, если мужчина  полагается на собственные уши, то женщина может придумать такое, отчего  вянут…чужие уши !

   В мумбайскую газету приходят пачками письма от благодарных читателей. Некоторые делятся собственным опытом и хотят его опубликовать в прессе. Доктор не может  спокойно читать письмо, где  женщина пишет, что испытывает сексуальное удовольствие, когда подливает  гостям в чай собственную мочу.  Как ее убедить в обратном?
   Читатели свято верят  доктору. Он говорит с ними на понятном им языке о  важности  секса и здоровья. Любви и секса .  Двери  дома  доктора Ватса  всегда открыты для посетителей. Его уже очень взрослый сын возмущается , что  отец так много времени отдает людям.  Жена умерла. Ватса вынужден вести домашнее хозяйство сам. И при этом  неприхотливый  трудоголик  часами просиживает за компьютером.  Консультирует больных. Отвечает пациентам по телефону и принимает их у себя  дома и в редакции..И  не думает о  своем возрасте, когда до столетия остаются считанные  годы.
  Популярность  93-х летнего ведущего газетной колонки с каждым днем   растет. И на это не влияет даже запрет на половое  воспитание в  школах почти в  трети индийских штатов. Правда, есть  «борцы», готовые  запретить все,  что  им не понятно. Система ценностей у всех разная, как и культура. Доктор проводит  семинары,  читает лекции, пишет книги и статьи на темы, которые одних   привлекают,  других  раздражают. Но нужен диалог. В споре рождается истина. « С вашей правдивой колонкой нам стало легче жить,– пишут  доктору Ватса читатели. Они же подсказывают все новые и новые социальные темы. Например , планирование семьи. Читатели задают совсем не простые вопросы:  «  Почему на «Камасутру» нет запрета, а секс табуирован?»
     Их волнует всё, даже  изображение  женщин в рекламе.. . Доктор  Махендер Ватса  с 1976 года , почти полвека, занимается просвещением населения. Побольше бы таких врачей –просветителей ! И просто культурных и добрых медиков!
  Зрители дали  высокую оценку фильму .  И я присоединяюсь к  мнению большинства. Жаль только, что так мало хороших  фильмов на эту тему у нас. Помню, как  в советское время в Москву привезли интересные экспонаты из  медицинского музея Эстонии, и  показ их сопровождался документальными кадрами. Я брала интервью у одного из  организаторов той выставки и была приятно удивлена, узнав, что  эстонская молодежь перед вступлением в брак, посещает медицинский музей. Ханжество и умолчание  острых  проблем сексуального воспитания молодежи не помогает, а  мешает жить. И об этом надо помнить!
         Успех доктора Ватса  в  документальном фильме Индии, показанном на Московском фестивале, было бы полезно повторить в нашем кино .  В России есть свои мецинские светила , багаж опыта  журнала «Здоровья» , « Медицинской газеты» и другой  прессы.  Не все решают деньги и реклама. В нашей столице выросло число Аптек, но помогают ли они здоровью москвичей?   Жаль, что нет такой статистики…   
В медицинской прессе  разных стран есть много общего, что волнует читателей. Что нарочно не придумаешь… И  об этом  стоит задуматься.  Использовать во благо людей полезный опыт.

               
   И   П  Р  О    Т О….

   В  журнале « Здоровье» в советское время была четко отработанная система  обратной связи с читателями. Главный  редактор Мария Дмитриевна Пирадова, кандидат медицинских наук подобрала очень  профессиональных  сотрудников  с  медицинским и  журналистским  образованием.  Живая и  остроумная Людмила  Кафанова занималась бытовыми вопросами. Стоматолог Портнова Мария  Николаевна  заведовала отделом  писем.  Под ее чутким руководством работали двадцать литсотрудников , которые отвечали  на письма… Помню, пришло анонимное письмо от Нины из Грузии. Без фамилии и адреса. Но с точным  названием лечебного учреждения, где творятся безобразия. Берутся большие деньги за операции. Сегодня это бы  мало кого удивило. А тогда , анонимное письмо ушло в  Министерство здравоохранения , и директор онкоцентра был уволен с работы. И  заметку об этом поместили в нашем журнале.  Читатель  во многом бывает прав и надо к нему прислушаться, учила сотрудников главный редактор.  И  это поддерживали все !  Вот почему миллионные тиражи журнала   «Здоровье» приближались к 20-ти! Сегодня о таком тираже  даже не мечтают наши СМИ.   А мы трудились  на совесть.
         На работу  приходили  минута в минуту, без опоздания . Ровно  в  9.00. Можно было придти  раньше. Позже – нельзя! Нашу редакционную комнату я про себя называла зубоврачебным кабинетом,  начальница наша хорошо владела издательской «бормашиной».  От  ее бдительного взгляда  не ускользала  даже мелочь.  Дисциплина и еще раз дисциплина во всем, что касается писем.  Все  идеально  обрабатывалось и хранилось под ее  неусыпным  вниманием.
   В потоке писем попадались и бандерольки, иногда  с  опасными  вложениями... Волосы с лысеющей головы или  с  нижней части туловища с просьбой помочь и  прописать  лекарство. Хотя на  редакционных  бланках  было чётко отпечатано, что заочно журнал советов  не  дает  и лечиться  заочно нельзя!
    Иногда  присылали, так называемые резиновые изделия, с жалобой на бракованную продукцию  и  с просьбой принять жесткие меры к бракоделам. А  однажды  из плотного конверта  на мой стол выпали  гнилые зубы. С  запиской, мол,  вот  до чего довело лечение….  Письма  психохроников  я сразу выделяла по объему.  Они присылали  толстые тетради с подробным описанием болезни,  с  требованием немедленной помощи.  Период обострения болезней  наступал весной или осенью. И тогда вслед за письмами приезжали  их авторы.
  В  творческом отделе редакции такого экстрима не  было. Все планировалось заранее.
 Вопросы полового  воспитания,  интимные темы  освещала в журнале Д. Орлова. Надо   отдать должное ее «золотому»  перу! Статьи Орловой всегда хвалили на  редакционных летучках.  А сотрудники отдела писем не ленились собирать «перлы» из  читательской почты. Типа – НАРОЧНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ…Вот некоторые из них :
      
 - У меня возник пугливый вопрос: а вдруг волосы под мышкой  не вырастут?
- Боли в позвоночниках – Е-2, Е-3, Е-4 от хвоста. Что делать?
-  Как усыновляются дети – тайно или громогласно?
- Начал делать  гимнастику, сперва лежа, а затем сижа. А как правильно?
  На последнее письмо я ответила книжкой, то есть, выслала свою книжечку «Гимнастика в рабочем строю» читателю. И он был доволен!
- Хотим усыновить  ребеночка . Как развить молочные железы, чтобы кормить малыша
 грудным молоком?
 Хотелось бы  такой  маме дать  резкий ответ. Но мы не обижали ни молодых, ни старых.  Отношение к третьему возрасту было весьма  уважительным.   
    А что происходит сегодня ?  В начале  третьего  тысячелетия …
    Каков главный посыл нового времени?

             Г Л А В Н О Е  --   Н Е    М О Л Ч А  Т  Ь  !

-Мы уверены, что лучшим способом выражения свободной мысли, заставляющей нас думать, сравнивать, анализировать, и, главное, не молчать, является язык документального кино.
                Сергей Мирошниченко, Григорий  Либергал
               
               
                90  МИНУТ   РАДОСТИ !


На  ММКФ  я старалась посмотреть как можно больше документальных фильмов. И хочется  особо  отметить  документальную программу  « СВОБОДНАЯ  МЫСЛЬ» ,
поблагодарить  ее  кураторов  Сергея Мирошниченко и Григория  Либергала за отличный
подбор фильмов для показа на юбилейном  кинофестивале. Документалисты  раньше других  чувствуют перемены.  Глобальные проблемы, затрагивающие все человечество. Актуальные события. Виртуальную реальность  и  социальные сети.  Отдельного  человека  и  людей, достойных восхищения. Показателен в этом отношении остроумный и оптимистичный  испанский фильм « Много детей, обезьяна и замок».
 
     Героиня фильма   81- летняя Хулита,  покоряет всех своим жизнелюбием.
 Кинокритики  высоко оценили  эту  картину:
-  Не все документальные фильмы о семейной истории становятся хитами, но « куча детей, обезьяна и замок» просто обречены на кассовый успех… причиной тому безудержно   эксцентричная и просто уморительная мать семейства, вокруг которой  и закручивается эта история.  Какая именно?
Это история Хулиты,  главы семейства,  чьи три детских желания исполнились: иметь
много детей, обезьянку и замок в  Испании.
  С 2002 года в течение 14 лет Густаво  Сальмерон снимал этот фильм.  И каких только эпизодов не наснимал … В дружной семье шестеро детей  и … обезьянка.  Но дети быстро вырастают. У всех свои семья.  Проказницу –обезьянку  дарят друзьям. По ипотеке Хулита - приобретает не просто квартиру, а замок! Они  с мужем-инженером сделали  замок  поистине королевским !  В нем бережно Хулита собирает и хранит все – от картин и портретов владельцев  замка -  до мощей их предков и молочных зубов детей семейства .
  Привычка старых  людей  ничего не выбрасывать превратила замок в склад нужных и  ненужных вещей. Упросить Хулиту расстаться хотя бы с хламом,  невозможно!  Для нее каждая мелочь – память, почти одушевленный предмет. И происходят курьёзы.
   Любительница вкусно поесть, Хулита страдает тучностью. Муж замечает ,что в жены брал стройную красавицу на 50 кг, а получил со временем жену на все  100 килограммов! Но это не мешает ей устраивать пышные застолья и еще отправляться выпить чашечку кофе в кафе. Она пьет кофе всегда с сахарином, который приносит из дома.  Но вдруг обнаруживает в чашке зуб.  Устраивает скандал официанту, а потом выясняется, что Хулита  перепутала коробочки. Вместо сахарина  взяла коробочку  с  молочными зубами ее малышей, которые  свято хранила  десятилетия. Но это не старческий маразм. Это - непредсказуемость эксцентричной  женщины. Не отказывающей себе в  маленьких  радостях. Вот она мучается от бессонницы.  А на другой кровати крепко спит муж.
Хулита  незаметно достает фонарик , направляет свет на портрет  мужа , украшающий их спальню.  И любуется молодым и красивым  супругом… А потом  длинной палочкой дотягивается до его  постели , проверяя, жив ли старый муж или...  Дышит- значит жив.   Теперь можно и ей спокойно  уснуть. Из таких мелочей складывается счастливая жизнь пожилой пары. Они трогательно  относятся к семье и  детям.  Берегут друг друга. И, если бы не ветры перемен, врывающиеся в Испанию, не было бы более счастливого семейства..  Но одна власть сменяет другую. И приходится  распрощаться с любимым замком и переселиться жить к детям. Однако, никакие бури не страшны семье, где царят любовь и преданность друг другу.
    За 91 минуту  на экране  промелькнули десятилетия жизни одной испанской семьи.
Полтора часа радости подарила зрителям Хулита, доказав, что можно уйти от старости и одиночества, если ты любишь близких и они отвечают тебе  тем же.  Не случайно фильм о
Хулите и ее  большой  семье   победил на фестивале в Карловых Варах, и получил в 2018 году  награду испанской киноакадемии- « Гойю» за лучший документальный фильм года.
  Как хотелось бы увидеть подобные фильмы о  россиянах.  Не брать ДНК у отцов и детей на нашем телевидении, определяя их родство.  Не устраивать там же многосерийных разводов супружеских пар. Не задавать бестактных вопросов пожилым : « Вы чье, Старичье?»  А дарить людям радость. Учить их жить по любви и совести.

    А напоследок вам скажу… Посмотрите « Снежное шоу» и фильм « И снег, и смех Славы Полунина», и вы поймете, в чём суть  русского
 характера, его стойкость и непобедимость.  Хороших вам кинопросмотров!  До следующего ММКФ…



P/S     Обращаюсь к тем, кого заинтересовал  материал.  Расскажите, какие фильмы вас волнуют?  Буду ждать  ваших откликов.   Предлагаю принять участие в создании  кино –клуба при московском кинотеатре  « ЮНОСТЬ». Обращаюсь  к г-ну Долину, главному редактору журнала « Искусство кино» с просьбой помочь  в  этом. Заранее благодарю!
                Эмма Гусева


Рецензии
Рецензия на "В кадре и за кадром"

Кто бы сомневался, что те 5%, составляющие биологическую нейросеть головного мозга человека, выводятся Максимом Горьким по сравнению со 100% "физики" животного на вершину эволюционного развития млекопитающих.
И если тот же Горький в пьесе "Яков Богомолов", экранизированной под названием "Преждевременный человек", своему герою, Борису Ладыгину, отводит роль с животными инстинктами, утверждающийся в своем физическом преимуществе, то только для сравнения со своим главным героем, который и несет это знамя - "Человек звучит гордо!".
Эмма, только Вам должно быть понятно мое отступление от написания рецензии на Вашу рецензию о ММКФ-40, 2019 года.
Меня, по сравнению с Вашими дифирамбами в адрес иностранных участников этого Московского кинофестиваля, НЕ ВОСХИТИЛИ: ни серб Борис Митич своим документальным кино "Похвальное слово Ничему"; ни немцы Ганс Блок и Мориц Ризевик фильмом, раскрывающим теневые стороны индустрии "цифровой уборки" - "Чистильщики"; ни фильм про это - "Спросите у сексперта", производства США, Индии, 2018 года, как и их главный герой 93-летний индус-гинеколог, Махендер Ватса, каким бы Вы его не представляли интеллигентом с умным, проницательным и добрым лицом. Мы видели и получше среди нашего русского этноса.
У Никлая Некрасова есть стихотворение "Памяти Добролюбова":
.............................
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.

Вы, Эмма, в моих глазах, - не хуже. Может быть, "заглохла б нива жизни" - звучит несколько высокопарно, но тот ВАШ ОБРАЗ - заместителя заведующей Отдела писем в журнале "Здоровье", которая ежедневно читала 2-2,5 тысячи! писем читателей, получая за ответ на одно письмо 1 копейку, умеющая вот так, благодаря владению богатством красок родного языка, оживлять в твоем воображении невидимое и неосязаемое и очаровывать этими картинами, без преувеличения, стал для меня ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ этого "романа", который Вы скромно назвали "рецензией".
Спасибо Вам, дорогая Эмма Дмитриевна, за то, что Вы просто есть на этом свете!
Инна Бахместерова.

Инна Бахместерова   17.10.2024 19:01     Заявить о нарушении
Дорогая Инна! Я несколько раз читала и перечитывала Ваш отзыв! Растрогали меня-до слёз...
Спасибо за понимание сути! У Вас редкий дар - любовь к ЧЕЛОВЕКУ и интерес к его творчеству.
Рада, что встретила Вас!



Эмма Гусева   19.10.2024 01:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.