Возрождение

1. Вступление.
2. Что прежде: покаяние или возрождение?
3. Плоды возрождения.
4. Плоды покаяния.
5. Заключение.

«Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него»
1 Иоанна 2:29

1. Вступление.
      В собрание может долго ходить человек, с которым никто не приветствуется, потому что он так и не покаялся. И это правильно. Мы не можем знать заранее, возрождён ли человек или нет, пока он не принесёт именно  этот плод возрождения: покаяние. Плод, достойный покаяния, можно потребовать позже, потому что бывают ложные покаяния. Но когда вы убедились, что покаяние истинно, по плодам его, только тогда вы можете быть достаточно уверены, что человек возрождён.

2. Что прежде: покаяние или возрождение?
      Я-то поначалу думал, что каялся без всякого возрождения. Настолько удручающе я себя тогда чувствовал, что и жить не хотелось. А возрождение, будто бы наступило потом. Вроде некоторого вознаграждение за долгожданное усилие. Но по прошествии нескольких лет духовной жизни, я вдруг осознал, что тот туман, который был у меня в голове до покаяния и который после покаяния моментально развеялся, это было не что иное, как реакция возрождённого духа на отсутствие христианского воспитания.
      Помилуйте, я детство, отрочество и, отчасти, молодость  провёл исключительно в безбожной среде. Ни в семье, ни в школе, ни во дворе, ни в армии, - никто и никогда мне из людей о Боге не рассказывал. Из людей…  Но Сам Бог мне о Себе то и  дело напоминал. И не только через рассматривание творений. Он мне о Себе рассказывал даже через коммунистов, которые обильно потчевали меня и всех вокруг атеистической пропагандой. И я, как человек, слава Богу, мыслящий не мог не понимать, что они врут, потому что они врали кругом, огульно, и надо было быть полным идиотом, чтобы им поверить. Не верил я им и насчёт Бога.
     И мне, как Никодиму под покровом ночи, постоянно звучала проповедь Иисуса Христа: «Должно вам родиться свыше».
     Но когда я родился свыше? Никодим-то это не сразу сделал. Даже в присутствии Христа он показал своё невозрождённое состояние вопросом: «Как это человек может родиться снова?»  И Христос мне, как и Никодиму, терпеливо объяснял, что любящий правду идёт к свету.
     Вот фактически чем было моё туманное состояние до покаяния: я шёл к свету и узнавал всё больше.
     Я уже и собрание посещал и стал считать себя там своим, пока туман уже не рассеялся настолько, что я с размаху вышел на понимание того, что всё, что созерцал я в себе доныне, так это была лишь крышка гроба, в котором я был заключён с детства.
     Понимаете, мы не имеем права сказать, что человек  возрождён, пока он не покается. Но это не значит, что он не возрождён, хотя зачастую,- и мы знаем это,- так оно и есть. Но вы представьте только, что он уже возрождён и даже не подозревает об этом. А нам-то нельзя считать его возрождённым, поскольку как только вы возьмёте на себя такую ответственность, то моментально должны будете напомнить ему о главном последствии такого возрождения: покаянии. А не кается, так нам приходится только руками развести: непонятно, что внутри человека творится!

3. Плоды возрождения.

 I. Покаяние
      Представьте, что у человека внутри творится, если он возрождён, но не понимает этого! Он понимает только, что идёт к свету и не может иначе. Грехи его уже покрыты, но он о том не знает. И не узнает ни о прощении грехов, ни о спасении – по-настоящему - пока не покается. Среди верующих он чувствует себя своим, среди неверующих – чужим, и его к ним уже не тянет. Наоборот, к миру – полное отвращение, неприятие. Он свой среди чужих и чужой среди своих. Так было со мной. Я посещал собрание, и мне нравилось это. Жутко было осознавать себя грешником, но хотелось следовать за Господом. Но как – не знал я.
      И вот, однажды, я был как-то в Субботу приглашён в дом, где собиралась христианская молодёжь. Мы пели гимны, беседовали, пили чай. И тоже там что-то такое говорил: «Мы, христиане, …» А хозяйка дома, мама одного из студентов, который меня в собрание и пригласил, довольно быстро среагировала: «А Вы ещё не наш – Вам нужно покаяться». Я осёкся и остаток вечера промолчал. Домой пошёл грустный. Пока шёл, становилось всё грустнее. Когда пришёл домой и лёг спать, грусть была такой силы, что вообще умереть хотелось.
      Вот история! Мне ведь сестра правильно сказала: «Вы не наш, так как ещё не покаялись». Она же не имела права сказать про человека, который лежит в гробу, что он живой. Ведь живой-то стремится выбраться. Это мёртвому всё равно. Церковь своею проповедью уже всю землю с крышки гроба удалила. Гвозди все повытаскивала. Ну, а крышку я должен сам отодвинуть, если я жив. Ну, а если не жив, то и они этого делать не будут: от трупного запаха крышка только и спасает.
      Утром я проснулся в 5 часов, и первая мысль: «А что, собственно, мне мешает покаяться?» Прямо сразу и помолился: «Господи, прости грехи мои».
       Потом ходил по Благовещенску. День рассветал. Мне было радостно. Грусть ушла совершенно. Было только недоумение: почему никто из встречных даже и не догадывается, что я покаялся и стал новым человеком. Мне Бог все грехи простил. Теперь я знал это с полным правом так считать. Настолько сильно знал, что думал, будто каждый встречный это моментально поймёт. Но встречные шли по своим делам и не обращали на меня никакого внимания.

 II. Муки совести
      Это было воскресенье, Духов День, т.е. Троица. Я отправился в церковь, которую посещал и раньше, а с Пасхи так регулярно. Было большое служение, после которого все стали туда-сюда ходить, что-то нести, укладывать, собираться, готовили транспорт – намечался детский христианский лагерь и все дети, подростки, молодёжь и много взрослых братьев и сестёр уезжало. В продолжение собрания я всё ликовал: вот, мол, я покаялся, я тут нахожусь по праву; но когда собрание кончилось, я вдруг с потрясающей силой ощутил своё одиночество: нельзя же, в самом деле, требовать, чтобы меня эти люди вот так сразу сюда как своего приняли! К тому же им явно не до меня теперь.
      Я решил начать с малого. Вызвал того студента, который меня пригласил в начале. Это его мама мне вчера такую отповедь сделала, что я покаялся. Ну, вот он выходит ко мне во двор. Я его жду у заборчика, опершись на столбик. Я этот столбик хорошо запомнил.      Я был такой радостный до сих пор после покаяния и так же радостно хотел поведать о том тому студенту. Он подошёл, и я почувствовал, что настроение моё стало резко меняться.
      Вместо радостного возгласа: «Я покаялся!»,- я вдруг разревелся и едва мог выдавить из себя эти слова. Помню, часто после того объяснения я ещё подходил к тому столбику, у которого мы стояли, и трогал его рукой. Всё казалось, что он до сих пор не до конца высох.
     Но студент тот терпеливо меня слушал и не собирался терять самообладание.
      К тому же было очень шумно во дворе из-за  сборов. Так что мой рёв только он и мог слышать. Он проявил максимум терпения, чтобы понять, что я ему хочу сказать.

4. Плоды покаяния.

 I. Очищение совести
      И когда он стал отвечать, ему пришлось действовать подобно тому артиллерийскому офицеру из времён первой мировой войны. Тогда, во время газовой атаки на позиции, чтобы объяснить наводчику, куда стрелять, приходилось кричать команды на ухо. В противогазе плохо слышно.
      Так и он, напрягая все силы, терпеливо объяснял мне: «Знаете… Михаил… Петрович! ... Это хорошо, что Вы… покаялись. Теперь Вам нужно… засвидетельствовать… покаяние… в церкви…
      О! Ценная мысль. Я  ею на следующий же день и воспользовался.

 II. Свидетельство доброй совести
     И вот, на второй день Троицы (Троицу праздновали два дня) я снова пошёл в собрание. Это, следовательно, был Понедельник. Устраивалось вечернее собрание. Поскольку дети, молодёжь и большая часть взрослых членов церкви уехали в детский христианский лагерь, в тот вечер  присутствовали только престарелые члены общины, в основном бабушки.            Я же сел ближе к стеночке в заднем ряду. Думал, меня никто и не заметит.      Пожилой пастырь, дедушка, проповедовал. Во время общей молитвы между молитвами отдельных членов церкви выдерживались порядочные паузы, так что я с лёгкостью выгадал время вставить и свою молитву: «Господи, прости меня во имя Сына Твоего Иисуса Христа! Хочу тебе служить».
      В конце собрания, когда объявили приветствия, ко мне все вдруг стали подходить, приветствоваться за руку и называть братом. Я был потрясён. Почему-то я этого даже и не предполагал. А пастор не мог сразу ко мне подойти, так он махал мне рукой издали и просил задержаться.
      Когда собрание разошлось и мы остались с пастором наедине, он помолился. Он поздравил меня с покаянием. Подарил Новый Завет с открыткой на голландском с русским переводом про спасающего нас сына Давидова от корня Иессеева.
     Потом пастор заставил меня ещё раз помолиться на коленях, сам же помолился за меня сидя – выглядел он очень уставшим. Потом, уверившись, что я действительно твёрд в своём намерении следовать за Господом, он стал давать мне ценные рекомендации, которыми я пользуюсь до сих пор.
      Во-первых, сейчас меня будут одолевать всевозможные замечания со стороны тех, кто продолжает сидеть в грязной бочке греха, потому что я только что вылез и грязь стала видна. Теперь все, кому не лень, будут на эту грязь указывать. Нужно все явные и тайные грехи исповедовать перед Господом и просить прощения за каждый отдельный грех. Подробностями ни в коем случае упиваться не следует.  Как перед Богом, которого нужно бояться, так и перед людьми, которых нельзя вводить в соблазн и чувства которых надо щадить.
      Во-вторых, Дух Святой будет проводить надо мной целенаправленную работу. Будут вспоминаться случаи из моей жизни, которые уже настолько забыты, что будет казаться весьма удивительным, что они вообще пришли на память. Так вот, их все необходимо будет переоценивать в духе Истины. Откроется много греха. Грех, который, понятное дело и тогда воспринимался как грех, требует немедленного раскаяния.
      В-третьих, будут вспоминаться и события, которые раньше воспринимались как вполне нейтральные вещи. Но теперь выясняться будет, сколько и в них было того или иного греха.

 III. Освящение или смерть для греха – отделение от греховного мира
     Казалось бы, зачем проводить эту работу? Ответ очень прост – чуть погодя скажу, а пока вот что: я до сих пор её провожу. Иногда вспоминаются определённые события из столь раннего детства…,   и я вдруг с ужасом замечаю, что то же был вопиющий грех: и тут, и там!- а я за него не попросил прощения…
     Помню, в лет 5-6 у меня была такая забава: я выпрыгивал перед взрослыми из-за угла и изображал хищника, что-то страшно рычал. Некоторые смеялись, кто-то пожимал плечами. Но однажды я так позабавился, что мне самому стало не по себе: женщина средних лет несла какие-то сумки и от крика моего уронила их и схватилась за сердце. А я ведь мог же предположить, что у любого встречного есть какая-то затаённая печаль? – может у этой женщины все мысли в тот момент были о больном ребёнке, который её дожидается дома.
      Да. Это ужасно – такая холодность и в юном возрасте. Хотя кто-то может оправдать её именно юным возрастом: ну кто задумывается об этом в малолетстве? Оправдывал и я. Только не теперь. Уж лучше бы я уже тогда чувствовал и жил иначе...
      Однако возникает вопрос: разве не простил мне Господь всех моих грехов сразу, в день покаяния? Сразу, оптом, огульно, даже ещё не совершённые? Простил. И кровь Христа очищает меня постоянно. Так в чём же дело? Но мы же, праведники, по внутреннему человеку и вовсе не желаем грешить и если вдруг согрешаем, то вовсе не для того грешим, чтобы умножилась благодать, даже если грешим целенаправленно. Звучит противоречиво, но чего только не бывает – это же смерть! - а она изначально естественна лишь для греховной плоти, тогда как только возрождённый дух ощущает это противоречие. Мы, по выражению героини одного романа, как бы падаем во всё это. Сам апостол Павел восклицает: «О, кто бы избавил меня от этого тела смерти!»
      Мы вспоминаем и все свои прошлые грехи, чтобы избавиться от корня зла, оставшегося в нас, хотя бы и воспоминание о них уже давно покинуло сознание. Но дьявол всё зарегистрировал (ещё бы, он, в конечном счёте и есть причина их!) и все эти неисповеданные грехи суть потайные лазейки для него, чтобы толкнуть нас на нечто подобное. Ведь и ему нужен повод, чтобы выпрашивать у Бога искушения для нас. Почему Павел и говорит: «Стоишь? Смотри, как бы не упасть!»
      И зная, что, находясь в сознании, эти грехи заставили бы нас просить за них у Бога прощения, сатана заинтересован, чтобы эти грехи так и оставались в подсознании и никогда бы не увидели света.
      Дух Святой стоит всегда на защите наших интересов – интересов возрождения и покаяния – и напоминает нам грехи наши, выводит их на свет Божий и заставляет нас каяться в них.

 5. Заключение.
      Итак, мы выяснили, пусть и чересчур иллюстративно, что возрождение предшествует покаянию, как рождение плотское предшествует плотской же смерти. С той разницей, что мы возрождаемся для жизни новой и в покаянии как бы умираем для греха.
      Так что всю жизнь в Господе на этой земле мы постоянно умерщвляем наше греховное естество, которое окончательно умрёт вместе с нашим греховным телом по окончании земной жизни.
     Первым плодом возрождённого духа является покаяние, после которого совесть наша очищается от сознания нашей греховности.
      Это сознание греховности нарастало в нас после возрождения подобно снежному кому, который вдруг растаял потом в день покаяния под лучами правды. Недаром я так ревел в день покаяния, хотя это и не обязательно.
      Как сказал наш Господь, мы должны бодрствовать и молиться, так как дух бодр, плоть же немощна: «Боже, не введи в искушение, но избавь нас от лукавого!»
      Ибо Твоё есть, Отче! и Царство, и сила, и слава во веки,
Аминь.


Рецензии