Особенности и твисты фильма Танки

Эссе непредвзятого кинозрителя

Знак информационной продукции: 12 +

ВНИМАНИЕ: В очерке содержатся спойлеры к фильму «Танки» (2018)

На рисунке - официальный постер к фильму «Танки»

Кино о войне и обо всём, что с ней связано, я смотрю с детства. Поэтому когда я впервые увидел трейлер к фильму «Танки», решил, что обязательно схожу на него. И, должен признаться, нисколько об этом не пожалел, хотя, он значительно отличается от того, что мы привыкли смотреть в лентах подобного формата.
Фильм повествует о легендарном пробеге двух первых образцов танка «Т-34» из Харькова в Москву в 1940 году. Режиссёр фильма – Ким Дружинин («28 панфиловцев»); сценарист – Андрей Назаров; в главных ролях – Андрей Мерзликин («Бумер», «Конвой PQ-17», «Брестская крепость», «Утомлённые солнцем-2», «4 дня в мае», «Ладога»), Аглая Тарасова («Интерны») и Антон Филипенко («28 панфиловцев»).
Самые первые кадры стали для меня настоящим «твистом», ведь они демонстрируют нам впечатляющую картину разбитых японцами советских танков БТ-7 на реке Халхин-Гол. Для отечественного кинематографа – это уже прецедент! Героические сражения Красной Армии летом 1939 года в монгольских степях против японских подразделений Квантунской армии частично освещались лишь в художественном фильме «Слушайте на той стороне» (1971). В «Танках» авторы фильма, вероятно, намекают на сражение 11-й танковой бригады М.П. Яковлева 2 июля 1939 года в районе горы Баян-Цаган.
Ещё один любопытный момент фильма – это образ особиста. Мы привыкли к тому, что офицеры Особых отделов - это враги наших доблестных воинов. Так было в фильмах «На безымянной высоте» (2004), «Первый после Бога» (2005), «Военная разведка. Северный фронт» (2012) и т.д. и т.п. В публикации омского учёного В.Г. Щербань (2008) отмечается «демонизация сотрудников НКВД и военных чекистов» в современном кинематографе. Да и фильмы о Советской Армии - о том же! Один только герой Андрея Панина в сериале А. Митты «Граница. Таёжный роман» (2000) чего стоит! Вот и фильм «Танки» начинается в подобном ключе: лейтенант-особист противостоит главному герою, мешает ему осуществить испытательный пробег, а специалиста Харьковского завода Катаеву вообще предлагает расстрелять на месте. Однако к концу фильма оказывается, что лейтенант – не такой уж и плохой парень, а когда между ним и Катаевой протягивается любовная «ниточка» – так и вовсе оказывается, что ему не чуждо ничто человеческое.
Кстати, нечто подобное можно увидеть в фильме «Ледокол» (2016). Здесь новый капитан антарктического судна поначалу выступает объектом всеобщей ненависти, а потом и зрители, и герои фильма видят в нём строгого, но всё же замечательного человека.
Вообще, давно уже пора снять с особистов «людоедские маски», а писателям и кинематографистам – обратить внимание на героев из числа оных. Например, на 230-й конвойный полк НКВД, который до последней капли крови сражался в Ростове-на-Дону, защищая город от гитлеровцев с 21 по 29 ноября 1941 года.
Самый невероятный «твист» «Танков», по моему мнению - это появление где-то на просторах Белгородской области недобитых после Гражданской войны белогвардейцев. Не исключено, что само название (Белгород) и подвигло сценариста включить в фильм подобный эпизод. Но этот поворот сюжета очень важен, так как после него зритель начинает по-другому относиться и к самому фильму, и к его героям, и происходящим событиям. Собственно, здесь и раскрывается ключевая особенность ленты: начинается фильм как военная драма (ведь за секретным военным танком охотятся немецко-фашистские диверсанты!), а в итоге оказывается, что это скорее фильм-фарс с неожиданными приколами и пародийными персонажами, типа фашистского генерала с его секретаршей.
Ну а на финальную схватку героев фильма с каким-то фашистским суперразведчиком (который, кстати, демонстрирует в фильме несусветную тупость) просто невозможно смотреть без смеха.
Главным достоинством фильма я считаю великолепную музыку. Огромный респект композитору – Михаилу Костылеву: саундтрек великолепно дополняет атмосферу батальных сцен.
Ещё одно несомненное достоинство - участие консультантов из Российского военно-исторического общества. Советские военные фильмы потому и были столь достоверны, что их консультировали настоящие полковники и генералы. И возвращение этой традиции в российский кинематограф не может не радовать. Что в «Двадцати восьми панфиловцах» (2017), что в «Танках» к деталям не придраться: и форма правильная, и оружие, и автомобильные номера, и военные награды, и прекрасная демонстрация танков: Т-34, КВ-2, Т-35 и других.  И вполне уместно смотрятся в самом конце знакомые с детства кадры кинохроники «тридцатьчетвёрок» на полях сражений.
Идея фильма, как оказалось, принадлежит Министру культуры России, доктору исторических наук В. Мединскому. (Я читал его книгу «Война» [2], посвящённую развенчанию устоявшихся в общественном сознании мифов о Великой Отечественной, в том числе и в кинематографе).
На мой взгляд, идея фильма - замечательная, ведь имя главного конструктора Харьковского танкового завода М.П.Кошкина непосвящённому человеку ничего не скажет. Но если бы не Кошкин, и не другие инженеры, участвовавшие в данном проекте, ещё неизвестно на каких танках воевала бы Красная Армия. Не побоюсь сравнения: роль М.П.Кошкина в войне – это как роль С.П. Королёва в освоении космоса.
Но главная задача этого фильма была, разумеется, не в том, чтобы показать тупость немецкой разведки, а в том, чтобы продемонстрировать зрителю боевые качества Т-34. С этим создатели ленты без сомнения справились: «танковая гонка», преодоление рек, непробиваемость боковой брони в совокупности с панорамными съёмками и великолепной динамикой дают зрителю полноценное зрелище.
Так что только фарсом данный фильм, конечно, не назовёшь. Это скорее  «военный эпос».
Как мы уже говорили, конструктор М. Кошкин действительно организовал пробег танков Т-34 их Харькова в Москву в 1940 году, так что кинолента основана не на пустом месте, а на реальных событиях.
Вот как это описывается «Википедии»:
«В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 (водитель испытатель Н. Ф.Носик) и танк № 2 (водитель-испытатель И.Г.Битенский или В.Дюканов) без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, а также два тяжёлых гусеничных артиллерийских тягача «Ворошиловец» в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км) вне дорог общего пользования. В связи с поломкой танка № 2 под Белгородом (обрыв главного фрикциона) колонна разделилась. Танк №1 прибыл 12 марта на машиностроительный завод №37 в тогда подмосковном Черкизове, где его вместе с позднее прибывшим танком №2 подремонтировали (заменили вышедшие из строя узлы). В ночь на 17 марта оба танка прибыли на Ивановскую площадь Кремля.
17 марта 1940 года в Кремле, на Ивановской площади, танки Т-34, а также танки других заводов были продемонстрированы членам правительства. Заводские механики-водители — Н.Носик и В.Дюкалов по просьбе И.В. Сталина проехали по площади. Осмотрев танки, И.В. Сталин одобрил машины, назвав танк Т-34 «первой ласточкой». На подмосковном полигоне танки подверглись обстрелу прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами, по результатам обстрела было решено внести изменения в конфигурацию башни.
Предсерийные танки А-34 успешно прошли испытание на Карельском перешейке, на оставшихся после войны противотанковых препятствиях линии Маннергейма. Они с ходу преодолевали эскарпы (вертикальные стенки), надолбы, тэтраэдры, противотанковые рвы.
31 марта 1940 года Войсковая комиссия полковника В. М. Черняева, в протоколе от 31 марта 1940 г. записала: «Пробег был совершён отлично. Танки Т-34 соответствуют тактико-техническим требованиям и превосходят другие танки». Главное решение: «Танк Т-34, прошедший госиспытания и пробег Харьков-Москва без каких-либо поломок и значительных дефектов, рекомендовать для немедленной постановки на производство заводов № 183 и Сталинградский тракторный завод. Поручить госкомиссии по испытанию танка в пятидневный срок утвердить чертежи танка Т-34 для производства в 1940 году. Подписали: И.А. Лихачёв, А.А. Горегляд, К.Е. Ворошилов» [3].
«В апреле 1940 года, возвращаясь своим ходом (через Минск и Киев) в Харьков, под Орлом, один танк опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, М.И.Кошкин, уже простуженный, сильно промок и по возвращении попал в больницу. Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Вскоре заболевание обострилось, М.Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий под Харьковом, где скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала войны [1].
Так что цепь невероятных приключений, которые переживают герои киноленты – в угоду зрителю! И если кому-то хочется больше исторической достоверности – смотрите советский фильм об этом пробеге «Главный конструктор» (1980; режиссёр Владимир Семаков; в роли М.П. Кошкина – Б. Невзоров), или документальные фильмы о «тридцатьчетвёрке», коих было снято немало.
Я уверен, что фильм «Танки» подвергнется многочисленной критике в Интернет-сообществе, и даже удостоится роликов в духе «Обзор на плохое», или «Все киногрехи…». Но думается мне, что воспринимать его нужно с пониманием – как, к примеру, знаменитый фильм «Небесный тихоход» (1945): не слишком серьёзно, а с небольшой иронией, напевая при этом под известный мотив:

«…Первым делом, первым делом –
Наши танки!
- Ну а критика?
- А критика – потом!..»

И ждать выхода «Собибора» с К. Хабенским и К. Лабертом, или «Несокрушимого» с В. Епифанцевым.
Вот там будет совсем другое кино.
Вот там всё будет серьёзно.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Кошкин Михаил Ильич // Википедия.
2. Мединский В. Война. Мифы СССР. 1939-1945. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2013. – 704 с.
3. Т-34. // Википедия.
4. Щербань В.Г. Об искажении образа Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в современных художественных кинолентах. // Вестник Омского государственного аграрного университета. – 2008. - №2. – С. 102-105.

28 – 29 апреля 2018 года.


Рецензии