12. Религия, праздники

Байрам Басурман Бурхан Калым Мулла Сабантуй Ханжа Шайтан

БАЙРАМ (тур. bairam – праздник) у Даля: «два подвижные праздника у мусульман, после уразы, поста: большой байрам, татарск. мясоед, татарское розговенье, вслед за постом рамазан; малый или курбан-байрам, 70 дней спустя».
Ураза (перс. ruze – пост) - тридцатидневный пост у мусульман в течение месяца Рамадан, во время которого запрещено есть и пить от утренней до вечерней звезды.
Ураза-байрам - праздник прекращения поста, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан.
Курбан-байрам (араб. kurban – жертва) - праздник жертвоприношения, окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам.
Рамадан – священный девятый месяц в исламе, в переводе с арабского - палящий, знойный.
БАСУРМАН (араб. musliman, muslim - исповедующий ислам) у Даля: «неверный, нехристианин; особ. мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец и иноверец, в неприязненном значении, особенно азиятец или турок… Наши бары за морем басурманятся, а домой воротятся, свое и не любо».
«- Проклятый басурман, - проворчал Спицын, закутываясь в одеяло. - Нужно ему было свечку тушить». А. С. Пушкин, «Дубровский».
«Вот затрещали барабаны - И отступили басурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать». М. Ю. Лермонтов, «Бородино».
«Стрелки, вперед! Докалывай! Достреливай! Бери в полон! На оставших басурман между кареев! Барабан – краткий сбор!» А.В. Суворов, «Наука побеждать».
БУРХАН (монг. burxan - идол) у Даля: «калмыцкий, монгольский идол, б. ч. литый из меди или серебра».
КАЛЫМ (тюрк. kalym) у Даля: «у татар: цена за невесту, окуп, выкуп, выводные… Взятка, срыв, слаз, отсталое; поборы всякого рода».
МУЛЛА (араб. mawla - служитель).
Татарские пословицы: «Мулла не любит давать, он любит брать. Два муллы - один человек, один мулла - полчеловека. Если карман пустой, к мулле не входи. Одна молитва матери возьмёт верх над семью проклятиями муллы».
САБАНТУЙ (тат. сабан - плуг и туй – праздник) у Даля: «сабан - плуг, двуколый: две ручки с ногами, которых нижние концы назыв. лемехами; … сабан-байрам, татарский праздник, перед яровой пашней; первая половина сабана шиллик, молятся и объедаются; затем вторая: запахивают и засевают полосу, и наконец третья, туй (пир): скачки, борьба и пр. местами пируют трое суток, и прямо берутся за пашню».
«Сабантуй - какой-то праздник? Или что там - сабантуй?... Вот под первою бомбежкой Полежишь с охоты в лежку… Это - малый сабантуй… Хуже, брат, как минометный Вдруг начнется сабантуй… Это - средний сабантуй… Враг лютует - сам лютуй… Это - главный сабантуй». А.Т. Твардовский, «Василий Теркин».
ХАНЖА (араб. haggi – паломник) происходит от «хаджи» – мусульман, совершивший паломничество (хадж) в Мекку (к храму Кааба), в Медину (к гробу Мухаммеда), считающееся подвигом благочестия.
У Даля: «пустосвят, притворно набожный; вообще лицемер, двуличный… Не Авраамься, не Исаакся, не Иаковься, не ханжи».
«- Она замужем была, овдовела и - можешь представить? - ханжой стала, занимается религиозно-нравственным возрождением народа». А. М. Горький, «Жизнь Клима Самгина».
Классический пример ханжи – Фома Фомич Опискин из повести Федора Михайловича Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели».
ШАЙТАН (араб. shaitan - противник, враг) у Даля: «татарск. черт, дьявол, бес, сатана».
«Не дух коварства и обмана Манил трепещущим огнем, Не очи злобного шайтана Светилися в ущельи том». М. Ю. Лермонтов, «Измаил-Бей».


Рецензии