Первопечатник

               
                Рассказ об Иване Фёдорове

        Многие из вас любят читать волшебные истории. Да,
 если задуматься, любая книга – волшебница. Ведь она переносит нас и в любое время года, и в любой уголок земли, и в различные эпохи. Благодаря книге, мы можем побывать в будущем. Вместе с книгой можем оказаться в далёком прошлом.
        Давайте отправимся в 16-й век – во времена правления Ивана Васильевича Грозного.
        Это были годы расцвета русского государства, когда значительно расширились его границы: в состав государства вошли земли по Волге, Урал-Камень, Сибирь. Люди,  жившие на этих землях, нуждались в книгах, из которых они узнавали бы законы, о правилах церковной службы и, наконец, обучались бы грамоте.
        В те времена книги на Руси были рукописными. Мы знаем, что раньше люди переписывали их вручную. Монах-переписчик целыми днями и долгими вечерами при неярком свете свечи старательно выводил в новой книге букву за буквой. На эту работу уходило несколько месяцев, а то и год. Это был очень изнурительный труд, а в результате – только одна книга в год!
        Понятно, почему книг было мало. Кроме того, переписчики торопились или просто уставали, а в результате делали ошибки, иногда пропускали не только отдельные слова, но и целые строчки. А, переписав книгу, иной переписчик порой не проверял её и не правил, то есть не исправлял ошибки. Понимать такие книги было очень трудно, и нередко читавшие допускали неправильные толкования прочитанного.
        Таким положением дел был очень не доволен митрополит Макарий, а Иван Грозный и вовсе возмущался:
        «Писцы пишут с неисправленных переводов, а написав, не правят; опись к описи (ошибка к ошибке) прибывает…»
        К тому времени в странах Западной Европы уже появилось книгопечатание. Хорошо известен был немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг, который изобрёл наборный шрифт и печатный станок.
        В славянских землях был известен Франциск Скорина, высокообразованный человек из города Полоцка.
        Думал об издании печатных книг на Руси и митрополит Макарий. Были у него на примете люди, которым, как он считал, можно было доверить печатное дело. Правда, сначала хотели печатать книги на славянском языке в других странах, где уже работали типографии. Но такое дело стало бы очень дорогим.
        Царь Иван Васильевич, у которого была большая личная библиотека книг славянских и иноземных, приказал сыскать мастеров печатного дела.
        Кто же стал издателем первых, но удивительных по совершенству русских книг?
        Митрополит Макарий указал Ивану Грозному на одного из талантливых переписчиков – дьякона церкви Николы Гостунского, что в Московском Кремле, - на Ивана Фёдорова.
        Давно заприметил митрополит этого способного, хорошо образованного человека. Иван Фёдоров работал быстро, а буквы выводил так, как не удавалось ни одному   кремлёвскому переписчику книг. А ведь там были собраны лучшие! Иван Фёдоров мог и заглавные буквы затейливо написать. Он умел на доске вырезать изображения задуманного, а потом, покрыв краской, делать оттиски книжных заставок, концовок, буквиц и других иллюстраций. А переписав книгу, тщательно вычитывал её, чтобы не закралась описка.
        Вот этому-то дьякону по повелению Ивана IV и было поручено создание печатного двора в Москве.
        О первых годах жизни Ивана Фёдорова известно очень мало. Учёные-исследователи утверждают, что родился он около 1510-го года и происходил из рода Рагоза (Рагозиных). Учился Иван Фёдоров в Краковском университете. Там же получил учёную степень бакалавра. В Москве он появился в 1550-е годы. Здесь его и заметил митрополит Макарий.
        В послесловии к первой напечатанной им книге Иван Фёдоров написал, что типография, где вышла в свет первая на Руси печатная книга с точным указанием даты её выпуска, была создана по повелению Ивана IV на деньги из царской казны.
        Прежде чем приступить к печатанию книги, надо было проделать большую подготовительную работу.
        Иван Фёдоров обзавёлся мастерами-помощниками, первым среди которых был Пётр Мстиславец. Затем приступили к созданию печатного станка. Готовили доски для гравюр, с помощью которых потом изготовляли рисунки, заставки и концовки. Наконец, надо было изготовить шрифт, за основу которого Иван Фёдоров взял буквы из рукописных книг. Заготовил он и буквицы, которые использовались в начале всего текста или абзаца.
        Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Во-первых, все подготовительные работы выполнялись с большим старанием. Во-вторых, надо было выправить текст, с которого предстояло печатать первую книгу. И только приготовив всё для работы, можно было приступать к набору будущей книги.
        И вот в апреле 1563-го года в новой типографии, расположенной на Никольской улице, что находится недалеко от Кремля, началась работа над книгой. А 1-го марта 1564-го года были напечатаны последние экземпляры первой точно датированной русской печатной книги. Это был «Апостол».
          Итак, «Апостол» - первая русская печатная книга, на которой указана дата её выпуска, а Иван Фёдоров по справедливости стал русским первопечатником.
        В послесловии к первому изданию «Апостола», вышедшего в Москве, Иван Фёдоров написал:
        «…По велению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и по благословению преосвященного Макария Митрополита начинали изыскивать мастерство печатных книг… Благоверный царь велел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело… И, не жалея, давал он своих царских сокровищ делателям Ивану Фёдорову да Петру Тимофееву Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению…»
        Ценность этой книги состояла прежде всего в том, что её текст был хорошо выверен: отпечатали на станке первую страницу, взяли её, внимательно прочитали – сначала Иван Фёдоров, потом Пётр Мстиславец. Только после этого выверенную страницу печатали столько раз, сколько нужно. Ценна эта книга была и своим типографским оформлением: заставками (их в книге 48), концовками, буквицами (они были напечатаны узорной вязью), названиями разделов, воспроизведённых красной краской, - всё это сделало «Апостол» ценнейшим образцом печатного искусства. Есть в книге и гравюра, изображающая апостола Луку. «Апостол» - книга большого формата, в ней 268 листов.
        Первая книга ещё печаталась, а Иван Фёдоров с верным помощником Петром Мстиславцем задумали издать следующую книгу -  «Часовник». Выйдя в свет, эта книга стала самым распространённым в то время изданием, по которому учились многие русичи.
        Над «Апостолом» Иван Фёдоров «со товарищи» работал год, а над книгой «Часовник» - около двух месяцев. Вот как ускорился процесс изготовления книг.
        Видя, какой большой спрос возник на «Часовник», Иван Фёдоров выпускает её второе издание. И тем не менее эта небольшая книжечка, сделанная намного скромнее
«Апостола», так активно использовалась, что сохранилось очень мало её экземпляров.
        Когда была закончена работа над «Часовником», Иван с радостью написал: «Окончена эта книга подвигами и тщанием, трудами и снисканием».
        Он радовался тому, что успел напечатать ещё одну нужную книгу. А ведь далеко не все оценили книгопечатание. Многие, имевшие отношение к распространению книг, считали кощунством механическое воспроизведение священных текстов с помощью печатного станка. Да и переписчики книг не случайно опасались, что останутся без работы, а значит, без заработка.
        У мастеров печатного дела росла тревога.
        Пока был жив митрополит Макарий, мастера печатного дела были под его защитой. Но умер Макарий. А Иван 1У, повздорив с боярами, уехал в Александровскую слободу. И подняли голос  враги Ивана Фёдорова – враги книгопечатания.
        В Москве начались пожары, разбои. Поговаривали о боярской измене. На Никольской улице, где находился Печатный двор, раздавались по ночам крики о бесовских делах в «Печатне», слышались подстрекательства о поджоге Печатного двора и находившихся там книг. Раздавались даже призывы расправиться с мастерами печатного дела.
        Не у кого было искать защиты. Часть мастеров, забрав некоторое количество шрифтов и печатных досок, отправилась в Александровскую слободу искать защиту у царя. А Иван Фёдоров с сыном и Петром Мстиславцем,  захватив шрифты и печатные доски, тоже покинул Москву. Позже он так объяснял свой отъезд:
        «По причине великих преследований, часто  испытанных нами, не от самого государя, но от многих начальников, и духовных властей и учителей, которые по зависти возводили на нас многие обвинения в ереси, желая добро обратить во зло и дело божие вконец погубить, как это обычно для злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены, но без основания и напрасно распространяли злое слово. Ибо такова зависть, сама измышляющая клевету и непонимающая, куда идёт и на чём основывается. Эти обстоятельства привели нас к изгнанию из нашей земли и отечества и от нашего рода и заставили переселиться в иные незнаемые страны».
        Иван Фёдоров направился в Литву, где в то время было немало людей славянского происхождения, которые очень нуждались в книгах на родном языке. И. Фёдоров решил, что там ему удастся потрудиться на пользу православных русичей.
        Беглецам повезло. После трудного пути по бездорожью они были радостно приняты. Имя Ивана Фёдорова Печатника было известно в этих краях. Мастеров пригласил к себе Григорий Ходкевич. Они расположились в Заблудове – его загородном имении, где и устроили свою печатню. В этих краях у печатни было другое название – друкарня, поэтому Ивана Фёдорова стали называть так: Иван Друкарь Москвитин. Позже в письме к курфюсту Саксонии Августу Иван Фёдоров поставил такую подпись: «Иван Фёдорович Москвитин, типограф греческий и славянский».
        В Заблудове Фёдоров и Мстиславец восстановили типографию и возобновили издание книг.
        «По милости пана Григория Александровича Ходкевича, на собственные средства его светлости,- писал позже Иван Фёдоров, -  началось печатание «Евангелия учительного».
        Работа над книгой в 814 страниц велась 256 дней – долго, но ведь работа над московским «Апостолом», имевшим значительно меньше страниц, велась 316 дней. Это сравнение говорит о том, что печатники научились
делать книги быстрее: к умению прибавился опыт. Взрослым помогал сын первопечатника Ваня, который интересовался процессом печатания книг и постепенно осваивал это дело.
        «Евангелие учительное» отличалось от московских изданий. У него  был подробный титульный лист – очень важный элемент книги. Вместо послесловия появилось предисловие, которое написал Г.А. Ходкевич. В своём предисловии к «Евангелию учительному» он называет первопечатников по имени и отчеству: Иван Фёдорович Москвитин и Пётр Тимофеевич Мстиславец, что говорит о его уважительном отношении к мастерам печатного дела.
        Следующую книгу, изданную в Заблудове, - «Псалтырь»
Иван Фёдоров печатал уже один. Пётр Мстиславец ушёл в другую типографию.
        На издание «Псалтыри», насчитывавшей 429 страниц, ушло у Ивана Фёдорова всего 178 дней.
        Однако дело сложилось так, что пан Ходкевич, покровитель друкаря, заявил о прекращении книгопечатания на русском языке и предложил книгопечатнику заняться хлебопашеством. На это Иван Фёдоров ответил, что его задача в другом: он призван «духовные семена по вселенной рассеивать».
        …И снова дорога, ещё более трудная, так как в это время началась эпидемия чумы. Но и эти трудности остались позади. Путники прибыли во Львов – большой богатый город. Иван Фёдоров надеялся, что здесь он найдёт людей, заинтересованных в книгопечатании, а значит, получит деньги для организации типографии. Ведь если в Москве на создание Печатного двора и издание книг расходовались средства из царской казны, а в Заблудове издавались на средства Г.А. Ходкевича, то во Львове надо было найти тех, кто выделит деньги на издание новых книг.
        И вот, поселившись в доме на Краковской улице и осмотревшись, Иван Фёдоров начал хлопоты. Деньги нужны были на изготовление шрифтов, на бумагу, на переплётные материалы и на многое другое. Пришлось обратиться к богатым горожанам. «Сердечно каплющими слезами ноги их омывах», - писал позже знаменитый книгоиздатель.
        Но не эти знатные и богатые помогли. Неожиданно помощь пришла от малоимущих слоёв населения – «от людей малых и неславных», - как вспоминал потом Иван Фёдоров. То есть помогли ему не зажиточные да именитые, а простые кустари-ремесленники и небогатые церковнослужители.
        А ведь в городе не было своей типографии. Книги, рукописные и печатные, привозили из других стран. Спрос на книгу был.
        Раздобыв деньги, московский первопечатник приступил ко второму (после Москвы) изданию «Апостола». 15 февраля 1574 года книга вышла в свет. Это издание «Апостола» стало первой точно датируемой украинской печатной книгой.
        Как обычно, И. Фёдоров снабдил это издание послесловием. Из него мы узнали о Печатном дворе в Москве, где впервые был напечатан «Апостол», узнали о работе друкаря в Заблудове, а также о возникновении печатного дела во Львове.
        Одновременно велась работа над первым печатным учебником – над «Азбукой», которая вышла в том же 1574 годую «Приложи сердце твое к научению», - обращался издатель к юным, кому и была адресована «Азбука».
        Надо заметить, что Иван Фёдоров был не только издателем «Азбуки», но и её составителем, её художником и гравёром, её оформителем.
        Он хорошо понимал, что для обучения юношества нужен специальный учебник. Ранее изданный «Часовник» не был учебником. Эту книгу лишь использовали  для обучения грамоте. Создатель «Азбуки» подумал и над тем, как ученики будут осваивать грамоту. Он считал, что сначала надо познакомить их с буквами славянской азбуки.  Потом они должны научиться соединять буквы в слоги, а затем – слоги в слова.
        Иван Фёдоров понимал, что одного такого учебника для обучения юных мало. Он писал: «… и о других изданиях благоугодных с вожделением потрудитися хощу». Но работа его шла трудно, продвигалась медленно. А причина всё та же – деньги, которых не было.
        Однажды в «преименитый град Львов» приехал богатый украинский князь Константин Острожский. Он предложил знаменитому друкарю переехать в его владения – в город Острог, чтобы продолжить свою работу там. Конечно же, И. Фёдоров согласился.
        В 1576 году друкарь прибыл на Волынь, где тогда находился Острог. Здесь он сумел издать пять книг. Среди них – новое издание «Азбуки». Эта книга пользовалась очень большим спросом.
        В эти же годы он работал над Библией, которую издал на родном для восточнославянских народов языке, то есть на языке, который был понятен и белорусам, и русским, и украинцам.
        Но это было не единственное достоинство Острожской Библии. Она представляла собой очень ценное книжное издание, стала образцом высокохудожественного произведения книжного искусства. Мастерство книгопечатника высоко оценили в разных странах Европы. И сегодня в библиотеках некоторых европейских стран и в США бережно хранят отдельные экземпляры этой книги Ивана Фёдорова.
        Трудная жизнь Ивана Фёдорова, полная постоянных забот о том, чтобы найти деньги для работы типографии, жизнь, в которой большой радостью был лишь выход очередного книжного издания, - эта жизнь знаменитого первопечатника оборвалась в начале декабря 1583 года. Сподвижники Ивана Фёдорова похоронили его в Онуфриевском монастыре, находившемся в городе Лбвове. На его могилу они возложили каменную плиту с надписью: «Друкарь книг пред тым невиданных»…
        Большую часть жизни Иван Фёдоров провёл вдали от родной земли.
        Прошло более трёхсот лет, и бронзовый Иван Фёдоров, знаменитый первопечатник, вернулся в Москву. Он стоит неподалёку от того места, где на Никольской улице обосновался первый в Москве Печатный двор. И теперь, как и прежде, мастер весь в работе: он внимательно рассматривает только что отпечатанную страницу новой книги. Да, перед нами мастер, большой мастер своего дела. На нём простой кафтан. Кожаный ремешок аккуратно поддерживает волосы…
        Сейчас книги издаются большими тиражами. Самые разнообразные книги выходят из печати. А дорогу для их создания на Руси проложил наш знаменитый предок – первопечатник Иван Фёдоров. Слава о нём перешагнула границы родной страны. Его труд – достояние не только отечественной, но и европейской культуры.

                ПЕРВОПЕЧАТНИК

                Был русич – известнейший книжник.
                В Москве он работал и жил.
                В Московии славился как переписчик
                И мудрым издателем слыл.

                Выписывал букву за буквой,
                Случалось, - и рисовал.
                Заставки, концовки и буквицы
                Старательно он создавал.

                Он резал шрифты и гравюры,
                Всё тщательно выверял.
                И книги солидные, а не брошюры
                На пользу Руси издавал.

                Из рук его в свет выходили
                «Апостол» и «Часослов».
                А позже он выпустил «Азбуку», «Библию»,
                И к новым изданиям был он готов.

                Сегодня стоит он на площади,
                С листом-распечаткой застыв,
                Знать, новая книга на очереди…
                Народ наш его не забыл.


Рецензии