Жили-были наши далёкие предки

    Было это в очень далёкие времена. Люди тогда жили племенами. Всё делали сообща: вместе охотились, вместе обустраивали жилище – одно на всё племя. Но у каждого была и какая-то особая работа: одни ловили рыбу, другие бортничали – собирали мёд диких пчёл, кто-то шил одежду из шкур убитых животных - никто не оставался без дела.
    Жили тогда люди не в домах. Они ещё не научились их строить. Обычно им приходилось отыскивать разные укрытия от дождя и ветра. Там, где были пещеры, жили в них.
     Найдут пещеру, выложат вокруг  будущего костра круглую ограду из камней и, если повезёт, разведут в ней огонь. Были даже специальные люди, отвечавшие за огонь, которые должны были поддерживать его круглые сутки. Ведь в те времена люди не умели добывать огонь. Если во время грозы загоралось дерево, люди приносили горящий кусок, клали на подготовленное в центре пещеры место и подбрасывали в огонь дрова. Горящий костёр обогревал пещеру, а кроме того, отпугивал диких животных.
    В те очень давние времена люди  не обрабатывали землю, то есть не пахали и не сеяли. Они собирали плоды в лесу и на лугу, охотились, ловили рыбу, бортничали. А вот готовить пищу они тогда не умели.
     Однажды с охоты вернулись поздно. Устали. Разделали тушу убитого зверя. Поели. А что не доели – положили на камни у костра. Утром решили доесть оставшееся после вечерней трапезы, а мясо оказалось вкуснее, чем накануне.
     - Что такое? Почему?- задумались люди…
    Жил в этом племени юноша. Он отличался от своих сородичей: был молчалив, задумчив. Соплеменники дали  ему имя Добромысл. Что бы ни делал, всё как-то не так, как другие. Все его дела оборачивались добром для соплеменников. Вот и назвали его Добромыслом. Этот юноша и заметил:
     - Мясо на камне у огня лежало, у самого жара. Вот оно и зажарилось, и стало вкуснее.
    На улице ветер, холодно, а тут тепло и еда горячая. Хорошо! И поняли тогда люди, что надо обжаривать мясо. А Добромысл придумал, как это сделать. Объяснил. И стали его соплеменники подвешивать тушу убитого зверя над костром.
    Поедят – пить хочется. Идут к реке. Зачерпнут воду ладошками раз, другой, третий – пока не напьются, а потом возвращаются в  пещеру – отдыхать.
    Все ушли. На берегу остался только Добромысл. Смотрит он на воду. Высокий берег, низко надо наклоняться за водой. Да и, пока донесёшь ладони до рта, часть воды вытекает. Вздохнул юноша, посмотрел по сторонам, увидел кусок обвисшей берёзовой коры. Задумался, а потом подскочил, оторвал эту кору, свернул её кулёчком и засмеялся. Зачерпнул воды – много её в кулёчке и не вытекает, как из ладоней. За один раз утолил жажду. Довольный, он вслед за другими пошёл в пещеру.
    А там уже все, кроме дежурных, стражей огня, спали. А как? Вымостили ветками деревьев пещеру, укрылись шкурами животных – вот и постель.
    Не сразу у наших далёких предков появилась посуда.
    Во все времена жили наблюдательные, думающие, умелые люди. Вот и Добромысл относился к числу таких же. Придумал черпать воду берестяным кулёчком. Хорошо, да не совсем: надо низко к воде наклоняться – неудобно…  День прошёл, другой…  думает юноша: как бы руку длинней сделать? И ведь додумался! Нашёл ветку, согнутую в толстой её части. Стал в утолщении углубление делать. Не  один день трудился. Каменный нож медленно дерево точит. Но выточил! И получился первый ковш с длинной ручкой. Зачерпнул юноша им воду. Сколько зачерпнул, столько до рта донёс. Обрадовался:
     - Не выливается из него вода, как из ладошек, да и набирать удобнее, чем берестяным кулёчком, - подумал он.
    Стали и другие делать такие ковшики. И у реки можно из них напиться, и в пещеру про запас воды принести.
Не про такой ли ковшик в старину придумали загадку?
                Утка в море –
                Хвост на заборе.

    Шло время. Люди кочевали. Летом в поисках пищи уходили дальше на север. К зиме в поисках тепла переселялись на юг.
Разные были места, различные условия жизни.
    Как-то после дождя заметил Добромысл, внимательный и сообразительный человек, что в углублениях глиняной почвы задержалась вода: на ровной земле нет, а в ямках вода стоит. Удивился он, взял комочек мокрой глины, в раздумьях вылепил что-то похожее на ямку в земле, подровнял края и пошёл к реке. Там он зачерпнул ею воду – не проливается. Выпил, снова набрал и принёс её в пещеру.
    Когда мясо, что жарилось на костре, было готово, он не только поел, но и попил принесённой заранее воды. Хорошо! Не надо поздно вечером выходить к реке. Страшно ведь! На водопой может и хищник прийти!
    Вылепленную посудинку человек поставил на камень у костра. Бережно ставил, так как она была мягкой, её легко можно было смять.
    Как же он удивился, когда утром взял свою посудинку в руки! Она оказалась твёрдой.
    Так наш далёкий предок узнал, что из глины можно вылепить посуду, что её можно обжечь и что такая посуда годится для хранения воды, что она, к тому же, не боится огня.

    Другой случай помог людям научиться варить суп. Вот как это было.
    К тому времени многие делали простые глиняные чашки пока ещё без ручек. Многие оставляли их с водой на камнях у огня. Однажды один человек уронил в чашку с водой кусочек мяса и не заметил. Чашка всю ночь простояла на камне у горящего костра. Проснувшись утром, он попил этой воды – вкусно. Вкуснее, чем из реки, ведь чашка стояла у костра, и получился бульон. Да и мясо стало  мягче, чем просто обжаренное.
    И задумал человек сделать большую «чашку», чтобы варить в ней мясо. Задумал и сделал первую «кастрюлю».
    Положили в костёр камни, поставили на них глиняную «кастрюлю» с водой, опустили в неё мясо. Позже кто-то догадался добавить к мясу коренья, которые обычно ели в сыром виде. Так появился первый суп. Да вот беда – есть его неудобно: бульон черпали чашками, а мясо и коренья ели руками.
     Прошло ещё немало времени, пока один из смекалистых  догадался сделать маленький ковшик. Так появилась первая деревянная ложка.
    Сколько столетий с тех пор прошло, а деревянная ложка и ныне служит на кухне своим хозяйкам!


    Как много в наше время красивой посуды! Есть даже настоящие произведения искусства. А ведь в далёкие времена узоров на посуде совсем не было…
    Однажды наши далёкие предки заметили, что на некоторых изделиях из глины есть какие-то украшения.
     - Что это такое?- спрашивал один. А другой отвечал:
     - Может, это обереги, которые охраняют содержимое сосуда.
    На самом деле первые узоры на посуде появились совершенно случайно. Наши предки, не умевшие добывать огонь, кочуя с места на место, переносили его в корзинах, обмазанных изнутри мокрой глиной. Иногда, когда они опрокидывали корзину с тлеющими углями на место будущего костра, из неё вываливалась и затвердевшая глиняная обмазка корзины. Получалась некая посудина, на внешних сторонах стенок которой оставались отпечатки от прутьев корзины.
    Наши предки бережно хранили это глиняное изделие, использовали его в хозяйстве. Если появлялась трещина, замазывали её, а то и обвязывали для крепости. Хранили в такой посудине, например, зерно. Со временем  люди забывали о происхождении такой посуды, но рисунок их завораживал.
    Думая, что сделан он не зря, на своих новых изделиях из глины они специально наносили узоры. Сначала это были простые линии, прямые или извилистые. А потом, особенно с появлением гончарного круга, узоры становились сложнее и изящнее. Ведь гончарные изделия использовались не только в семьях крестьян и ремесленников, но и в домах знатных людей. Посуда из глины стала разнообразной. Её научились делать даже такой, которая была похожа на более дорогую – металлическую.
    Так пытливые люди из года в год, из века в век совершенствовали свои изделия, улучшая свой быт.


Рецензии