Жизнь среди цветов. Ч. I. Гл. 9 Крушение надежд, у

                КРУШЕНИЕ НАДЕЖД, УХОД С РАБОТЫ, ОТЪЕЗД В РОССИЮ


        К сожалению, мои упования на лучшее будущее не оправдались – недолго проработав в саду, наш новый директор ушёл от нас. С приходом следующего директора на мою голову свалилась настоящая беда. При предыдущем работать увлечённому своим делом человеку было можно, и я работала, несмотря ни на что, очень продуктивно.


        По газонным травам были получены серьезные результаты трёхлетних наблюдений, уже можно было сделать предварительные выводы. Начаты были детальные испытания трав на опытных газонах, заложены делянки по изучению семенной продуктивности видов. Но при новом директоре именно мне стало работать совершенно невозможно. По непонятным причинам он стал преследовать меня именно за моё добросовестное отношение к работе. Сделал всё самым неприкрытым, жестоким образом, чтобы я вынуждена была уйти из сада. Отобрал рабочих, не давал воды для полива, разносил меня ни за что в пух и прах на каждой планёрке. Мой участок весь зарос сорняками, началась гибель растений.

        Помню, как видя гибель растений и не в силах выпросить ни рабочих, ни воды, я в отчаянии написала докладную директору, в которой вынуждена была заявить, что снимаю с себя ответственность за состояние коллекционного участка. Идя с докладной в руках, встретила директора ещё у входа в контору. Он тут же взял докладную, начал читать и как закричит со злостью: «Да, мы снимаем с Вас всякую ответственность за участок», — в том смысле, что меня увольняют с работы. Не сдержавшись, я так громко заплакала, сбежались сотрудники, он испугался, стал меня успокаивать и пообещал что-то. Но, ничего не изменилось. По-прежнему все рабочие, объединённые с его приходом в общую бригаду, были в его распоряжении (это ли не абсурд с нашей-то спецификой!) В его распоряжении была и вода для полива. Дневниковых записей в период с лета 1977г. по осень 1978 г. очень немного. Наверно потому, что всё, что творилось, разумными человеческими словами было не выразить.


        22 июня 1977г. В последние дни температура днем очень высокая, но газоны по-прежнему поливаются плохо. Обратилась к директору с просьбой — дать распоряжение поливальщику поливать газоны регулярно и дважды в неделю. Отказано со ссылкой на то, что он мне не верит и сам будет определять потребность в поливе! Нет слов, чтобы выразить всё возмущение таким ответом. Ведь он здесь работает без году неделя и даже не знает названия трав на газонах, где же ему определить их потребность во влаге. Получается так, что весь мой труд по изучению растений в течение более, чем трёх лет напрасен и ничего не стоят мои выводы. Да что там говорить ; просто нет слов…


        Работать в подобной атмосфере очень тяжело. Единственное желание -- уйти из сада. Обидно также, что от этого страдает дело.


        20 июля 1977 г. На прошлой неделе отдала печатать материал по описанию растений для книги. Директор печатать не разрешил, несмотря на то, что когда я ходила к нему за разрешением, визу свою поставил.


        Уже не раз замечала характерную черту: сначала разрешит, потом запретит. Разрешит в письменном виде, запретит в устном. Вообще, какой-то кошмар! Понять ничего невозможно…


        Забрала рукопись и думаю отправить в Душанбе для проверки в написанном от руки виде.


        8 августа 1977 г. В прошлый четверг на планерке директор читал вслух письмо В. И., в котором лично мне от неё большой нагоняй за отправку материала в ненапечатанном виде. Это не только ошибка, по словам В. И., но и неуважение к старшему товарищу. Что ж, поставили меня на место. Хотела, как лучше, а получилось… Да, истина только в том, что всё это не в интересах дела. Ничего не случилось бы с М. М., если бы она несколько листов прочитала по ненапечатанному, ведь я же объясняла обстоятельства. А теперь вот что толку мне в её исправлениях, когда я уже закончила описание видов.


        2 января 1978 г. Первый рабочий день нового года.
Новый год встречаю с неважным настроением и гнетущим чувством неуверенности в будущем, а скорее даже – безразличия, видимо, устала переживать все перипетии…


        6 марта 1978 г. В прошлую пятницу подала повторную заявку на рабочих для подготовки участка под посадку. Но, как и в предыдущий раз, отказано…


        19 мая 1978 г. …таким образом, за всю весну в цветоводстве рабочие ни одного дня не работали… На коллекционном участке всё заросло сорняками, даже наблюдения проводить невозможно.


        30 июня 1978 г. Сегодня последний рабочий день перед отпуском. Настроение и дела на участке неважные. Полив очень плохой, несмотря на то, что скважина работает круглосуточно.


        На этой записи кончается мой дневник периода работы в Ленинабадском ботаническом саду.


        Вот так директор добивался моего ухода из сада. И я ушла. Как ни тяжело было оставлять любимое дело, бросать на полпути интересные, результативные исследования, ведь говорили, что по газонам у меня уже была половина диссертации. Так говорили знающие люди, а мне было всё равно -- диссертация не диссертация, я о ней вовсе и не думала. Меня увлекала сама работа.


        Итак, я вынуждена была оставить всё: любимую работу, дом, семью и уехала в Россию, чтобы в течение года, в ожидании подходящего обмена квартиры, снова оказаться неприкаянной и снова «болтаться между небом и землёй».


        Фото из Интернета


        Продолжение: http://www.proza.ru/2018/05/16/1168


Рецензии
Очень грустная глава. Сволота директор. Наверное,"герой"
титульной нации был? А написано от души.
Директор не только вас обидел,но и зарубил нужное и интересное дело.
С симпатией и уважением, пожеланием здоровья

Анна Куликова-Адонкина   18.04.2024 15:35     Заявить о нарушении
Дорогая Анна! Растрогана ло слёз! Как верно Вы всё поняли! Как Вы правы! Именно так всё и получилось в итоге. Замечательное и очень нужное дело - изучение и сохранение богатой флоры республики... зарубил на корню. А бот. сад, судя по публикациям в Интернете, превратили в элементарный парк отдыха. Когда у меня лет 15 тому назад появился компьютер, и сын показал, как им пользоваться, первое. что я набрала в поисковик, были сведения о Ленинабадском бот. саде. И вот читаю появившийся заголовок статьи республиканского корреспондента: "Худжандский ботанический сад нужно спасать". Настоящий шок! Со слезами на глазах и причитаниями бегу в комнату сына... Вот такие дела, дорогая Анечка.Огромное спасибо Вам за понимание! Всего Вам доброго, здоровья и радости наступившей весны,

Альбина Лисовская   19.04.2024 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.