Жизнь пенсионера

Не тот стар, кто годами взял,
А тот стар, кто душой увял.

Пенсионер Николай Петрович, проснувшись утром, прежде всего порадовался наступившему новому дню: ведь это значит, что он снова может заняться своими любимыми делами. Проработав сорок лет, он вот уже пятнадцать лет находится на заслуженном отдыхе. Жизнь пенсионера значительно отличается от жизни работающего человека. Утром не надо рано вставать, не надо никуда спешить, не надо мерзнуть на автобусных остановках, не надо переживать за неприятности по работе, не надо присутствовать на различных собраниях, заседаниях, совещаниях.
Пенсионер – личность свободная и независимая. Занимайся, чем душа желает: смотри телевизор, читай книги, газеты, играй в шахматы, ходи по грибы, на рыбалку, работай на даче и огороде. Да мало ли чем можно заняться, когда у тебя за плечами огромный жизненный опыт, и порох ещё есть в пороховнице! Одним словом – не жизнь, а малина.
Некоторые ветераны, уйдя на пенсию, оказываются как бы в вакууме, в пустом пространстве, теряются, не знают, чем заняться. С Николаем Петровичем этого не случилось: он каждый день чем-то занят, что-то делает, и ему всегда не хватает суток. Ещё когда трудился, он всё время занимался общественной работой: был постоянным политинформатором, читал лекции, был командиром народной дружины. Общественной работой продолжает заниматься и сейчас: он – член городской общественной палаты, член райсовета ветеранов, много лет посещает литературную гостиную при городской библиотеке. А по праздникам ветераны собираются на чаепитие в «Роднике», которое всегда сопровождается развлекательной программой.
Когда-то давно Николай Петрович прочитал изречение одного мудреца о том, что чем больше нитей связывает человека с жизнью, тем его труднее из этой жизни вырвать. Этого изречения наш пенсионер постоянно старается придерживаться. Иными ловами – старается поддерживать свой жизненный тонус на нужном уровне, не дает одолеть себя скуке, хандре. И, как видим, с жизнью он связан многими нитями.
День у Николая Петровича начинается с просмотра теле и интерновостей, спортивного обозрения, прогноза погоды. После этого телевизор надолго выключается: телесериалы, и иностранные фильмы пенсионер не смотрит. После телепросмотра – утренний прием пищи. Сегодня на завтрак – картошка в мундире. Вот она, горяченькая, рассыпчатая лежит на тарелке. Ветеран берёт одну из картофелин, освобождает её от «мундира», легонько макает в солонку и ловким движением руки отправляет картофелину в рот, за ней – вторую, третью…. Вкуснятина неописуемая! На обед – каша пшенная с маслицем, которая тоже своим приятным вкусом ласкает рот.
Но а в промежутке между завтраком и обедом Николай Петрович любит побаловать себя литературной деятельностью. И раньше, когда еще работал, занимался этим делом. Но работа слишком много отнимала времени и энергии, поэтому на писательство очень мало оставалось и того, и другого. А вот теперь, на пенсии, времени на литературную деятельность вполне хватает. Больших высот пенсионер на этом поприще не достиг. Но зато с гордостью и большим удовлетворением может сказать, что статьи его неоднократно печатались и в местной, и в областных, и даже – в центральных газетах. Только в «Амурской правде» напечатано более ста его статей! А всего его фамилия мелькала в газетах и журналах более пятисот раз. И это при том, что из отправленных в газеты его статей в лучшем случае печатается только одна из трех. Но зато когда он видит свою статью, напечатанную в газете, у него на целую неделю улучшается настроение. А так как его статей в газетах напечатано более пятисот, это значит, что только по этой причине у него более пятисот недель было хорошее настроение.
Николай Петрович – активный участник всех конкурсов, которые проводят выписываемые им газеты. Неоднократно был призером этих конкурсов – в том числе и литературных. А ещё они с женой очень любят разгадывать кроссворды и сканворды, памятуя о том, что это хорошая тренировка для мозга.
Но а вторым увлечением Николая Петровича являются шахматы. И здесь он особых успехов не достиг, но всегда помнит высказывание одного из великих шахматистов: «В любом случае шахматы дают мне больше, чем отбирают». И, действительно: шахматное товарищество, общение по интересам, жаркие схватки за шахматной доской – всё это, безусловно, делает жизнь пенсионера более интересной и насыщенной.
Много лет подряд приходили к Николаю Петровичу в гости два шахматиста. Один из них, Георгий Андреевич – высокий, худощавый мужчина, участник войны. Очень гордился тем, что, когда Таль приезжал в наш город и давал сеанс одновременной игры, то он единственный сыграл с ним вничью, чем заслужил похвалу Таля. Был чемпионом нашего города в 1964 году. Хорошо знаком с шахматной теорией. Проигрывал он Николаю Петровичу редко, но на проигрыш всегда реагировал обидой, и объяснял свой проигрыш тем, что он, якобы, на этот раз играл несерьезно, шутя.
Второй, Петр Анисимович, был полной противоположностью Георгиевичу Андреевичу. Он был невысокого роста, полноват, широк в плечах. Никаких разрядов и побед не имел. С шахматной теорией был совершенно не знаком. Но шахматам был предан беззаветно, и мог играть в них денно и нощно. Проигрыши свои переживал бурно, не стесняясь в выражениях. В настоящее время этих шахматных друзей у Николая Петровича уже нет: один из них навсегда покинул этот мир, а другой переехал жить в село. Но зато есть городской шахматный клуб.
А летом: работа на огороде, дачи, походы за грибами, ягодой. Иными словами – и на пенсии можно жить полнокровной жизнью: не лениться, не предаваться скуке, отчаянию, не уединяться от людей. Главное, чтобы старость у пенсионеров была не болезненной и одинокой, а - творческой. И чтобы не подвело здоровье. Трудно, конечно, в свои восемьдесят лет не иметь болячек. Есть они и у нашего ветерана. Но Николай Петрович старается всегда быть более или менее в удовлетворительной «спортивной форме». Он никогда не курил, не злоупотреблял алкоголем. Ежедневно занимается зарядкой. А по вечерам совершает тридцати-сорокаминутные вечерние прогулки. Этого вполне достаточно, чтобы размяться от телевизора, чтения газет, подышать свежим воздухом, отдохнуть умственно, полюбоваться звездным небом. Как оно прекрасно – особенно в темную, звездную ночь! Вот над лесом, указывая север, расположилась Большая Медведица. А вот с севера-запада на юго-восток широкой лентой протянулся Млечный Путь. И сразу же вспоминается А. П. Чехов: «А Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником почистили тертым кирпичом».
Вот так и живет ветеран труда: звезд с неба не хватает, но всегда занят делом, и никогда не хандрит. И по-прежнему уверен, что старость должна быть не болезненной, одинокой и беспомощной – а творческой и активной. А чтобы жизнь была полноценной – надо её любить. Надо любить природу. Надо любить людей, и радоваться каждому  прожитому дню. Вот тогда у нас всё будет хорошо.


Рецензии