Обмен опытом

Борис Гуревич целый год аккуратно собирал взносы у членов общества изобретателей и рационализаторов своего института, и поскольку величина взноса была невелика, он иногда даже вкладывал свои деньги за злостных неплательщиков, за что в конце отчетного периода был награжден дармовой поездкой по обмену опытом в родственный институт в город Ригу.
- Сейчас уже холодно, а нет ли такого института где-нибудь в Ялте или Сочи? - спросил Гуревич.
- Рига - старинный красивый город, - объяснили ему, - это почти заграница. Отметишь командировку и погуляешь неделю от души.
- Но тут написано: по обмену опытом.
- Спросишь над чем они работают.
Пообещав жене привезти подарки, Борис Гуревич стряхнул с себя груз домашних забот, и скоро купейный вагон мчал его на запад. В дороге он еще раз просмотрел свои записки, хотя задание по обмену опытом было чисто формальным, но все дела он делал основательно и решил, что в родственном институте он, действительно, сможет кое-что узнать что пригодится ему в дальнейшей работе.

В рижском институте его приняли по-дружески, все говорили по-русски. Он устроился в комнате для приезжих и решил один день посвятить обмену опытом. Директор института вызвал блондина средних лет с модной бородкой.
- Познакомьтесь, это наш гость из Петербурга. Он приехал по обмену опытом. Я знаю как вы заняты, но рижане всегда славились гостеприимством.
Блондин, который оказался заведующим лабораторией, согласился уделить Борису полчаса, и вот они уже беседуют в небольшом кабинете, из окон которого виден Рижский залив.

- Рад вас видеть, - как старому знакомому приветливо сказал блондин, - вы нормально устроились, отметили командировку, у вас есть вопросы?
- Я приехал из Петербурга, - начал Борис и положил на стол петербургскую фирменную коробку конфет «Мишка на Севере», - цель моей поездки …
- Спасибо! - прервал его блондин, - это мои любимые конфеты, а я бывал в Петербурге, какой замечательный город! Сколько у вас старинных зданий, многое сохранилось со времен Пушкина! Это ведь город белых ночей! Это город трех революций! Я сам простоял пол ночи у Дворцового моста, чтобы посмотреть как он разводится. Незабываемое зрелище! Как там  крейсер «Аврора», больше не стреляет?
- В крейсере сейчас музей. А меня командировали к вам в Ригу по обмену опытом.
- Вы отлично сделали, что приехали в Ригу. Здесь тоже есть что посмотреть. Побывайте в церкви Святого Петра, она была построена в двенадцатом веке, И обратите внимание на плиту, по которой вы войдете в церковь. Под этой плитой похоронен житель города, он в своей жизни много грешил и попросил его похоронить у порога, чтобы его топтали все, входящие в церковь! Еще рекомендую посетить Домский собор. Просто походите по узким улочкам и в одной, особенно тесной, где двое с трудом могут разойтись, вы увидите впадины в стенах домов. Это для того, чтобы две дамы в кринолинах могли на этой улочке разойтись - одна дама заходит во впадину и дает пройти встречной. Кринолин - это такая юбка колоколом.
- А меня послали узнать, над чем вы сейчас работаете, - воспользовался паузой Борис, - наш институт заинтересован…
- О, я слышал о вашем институте. Это настоящий научный центр. Я был бы счастлив работать в таком институте. Прошу прощения, у меня через пять минут техсовет. Рад был познакомиться, - блондин встал и подал руку, - надеюсь наша встреча была полезной, приезжайте еще…
Рига Борису понравилась. Узкие улочки дышали стариной, стрельчатые крыши домов отражали солнце. На одной из улиц он обратил внимание на трехэтажный узкий домик и решил туда войти. На каждой лестничной клетке находилась только одна дверь, никаких соседей. Вечером здания подсвечивались цветными прожекторами и город был похож на декорации огромной театральной сцены, где идет старинная пьеса Шекспира. Перед отъездом он зашел в магазин подарков и кое-что купил.

Возвратившись домой, Борис задумался над отчетом. Об обмене опытом писать было явно нечего. Хорошо было Пушкину, который ездил в командировку на борьбу с саранчой. Как известно его отчет состоял из четырех строчек.
«Саранча летела, летела
И села,
Сидела, сидела, все съела
И вновь улетела».
Правда, после такого отчета Пушкина отправили в ссылку.
Все-таки в Интернете удалось найти кое-что о работе рижского института, и отчет Бориса о командировке по обмену опытом был принят без замечаний, хотя у него лично некий неприятный привкус от знакомства с этим институтом остался.
- Хорошо съездил, - спросила жена, рассматривая подарки, - много чего узнал?
- Бородатый блондин мне морочил голову полчаса. Он принял меня за шпиона. Но один секрет он мне все же раскрыл.
- Какой?
- Я узнал, как в узкой улочке можно разойтись двум дамам в кринолинах. Это такие юбки колоколом, что носили в средние века…

Прошел год или два, и в его кабинете появился командировочный из Риги. Тот самый блондин с бородкой, Борис его сразу вспомнил.
- Очень, очень рад, - закричал Борис вставая из-за стола! - Как вы устроились? Чем могу служить? Хотите кофе? Вы по обмену опытом? У меня есть свободных полчаса, и я охотно отвечу на ваши вопросы. Ровно в три совещание у директора.
- Я к вам, так сказать, с ответным визитом, - сказал блондин и положил на стол фирменный рижский шоколадный набор с ликером. - Наш институт хотел бы познакомиться с вашими новыми разработками. Мы высоко ценим технический уровень ваших…
- Спасибо, - прервал его Борис, - моя жена обожает эти конфеты, их в Петербурге не достать! Раз вы упомянули технический уровень, то должен вам сказать, что вы попали в самую точку. Сделать грамотную карту технического уровня огромный труд. Тут ведь нужны самые свежие данные о зарубежных образцах, а где их достать? До нас доходят проспекты иностранных фирм, но насколько им можно доверять? Как правило, на них прячут год выпуска и однажды чтобы прочитать дату, нам пришлось использовать даже микроскоп! Я думаю он был очень обижен.
- Кто был обижен? – спросил блондин.
- Микроскоп! За такими мелкими цифрами могут прятаться очень крупные фальсификации. А математические вычисления, которые сопровождают карту технического уровня, ведь надо иметь…
- Я знаю, что такое карта технического уровня, - сказал блондин, - мне интересно познакомиться с вашими последними образцами…
- О, не сомневайтесь, - все наши образцы защищены патентами, и это стоит огромных денег! Сначала надо заплатить экспертам для выполнения патентного поиска, вы не представляете какую базу данных предстоит перерыть. Только в США насчитывается шесть миллионов патентов, а составление формулы изобретения - это настоящее искусство. Надо сделать так, чтобы никто не смог обойти наш патент. Потом начинается длительный процесс обсуждения с Комитетом по делам стандартов. Недавно нашему сотруднику пришлось специально съездить в Москву, а сейчас на командировки выделяют так мало средств…
- Я знаю как делается патент, может быть, вы мне покажете ваши последние исследования, - попросил блондин, - я вижу вон в том шкафу стоят такие толстые отчеты.
- Ах, эти отчеты, они у меня в печенках сидят! Это наши аспиранты стараются. Они не знают что пухлая диссертация действует на членов ученого совета, как красный цвет на быка! Мне скоро придется просить у дирекции новый шкаф, а где его поставить? Посмотрите, тут нет места. Где бы вы поставили еще один шкаф? Я буду требовать новый кабинет или путь хранят свои пухлые отчеты в архиве. О, уже без пяти три, мне пора. Директор не любит ждать.
Борис встал и подал руку.
- Надеюсь, наша встреча была полезной, приезжайте еще.

Вечером он сказал жене:
- Представляешь, тот самый с блондин с бородкой из Риги теперь к нам приехал что-то вынюхивать. Это называется обмен опытом. Ну, я ему навешал лапши на уши!
- Какой лапши? - наивно спросила жена, открывая шоколадный набор с ликером.
- Из муки самого высшего сорта! Конечно, я не мог его отправить, не сообщив никакого секрета. Один секрет я ему все же сообщил.
- Какой?
- Я рассказал, что буду просить у дирекции новый шкаф. Дай и мне попробовать конфету с ликером. Это умеют делать только в Риге.






Рецензии