Бучач

Как-то летом в 80-е годы купил я в Ленинградском бюро путешествий и экскурсий для себя и десятилетней дочки две путевки на турбазу, что в Западной Украине. Турбаза  оказалась неплохой, с небольшим озером, где можно купаться, было несколько экскурсий, но большую часть времени мы были предоставлены сами себе. Чтобы хоть что-то осталось в памяти, я выяснил, что сравнительно недалеко находится старинный городок Бучач, куда не без труда уговорил пойти дочку, соблазнив ее покупкой какого-нибудь сувенира на память об этой поездке. Мы одели кроссовки, положили в рюкзак бутылку воды с оставшейся от завтрака парой бутербродов и двинулись в путь.

Сначала дорога шла вдоль полей пшеницы. Потом мы миновали село Скоморохи, которому, как утверждают справочники, более 500 лет. Обычное село, немощеные улицы, крытые соломой хаты и, по-видимому, привычный для местных селян запах навоза. Было очень жарко, и по дороге на какое-то время нас приютила тень огромной липы, огороженной забором, на котором висела табличка с сообщением, что этой липе более 300 лет. Похоже, жители этих мест тщательно берегут свою старину.
А вот показались дома и башенки городка Бучача.
 
Это, действительно, старинный городок, справочники утверждают, что ему тоже более 500 лет. Он много раз переходил из рук в руки: здесь хозяйничали литовские магнаты, польские шляхтичи, турецкие завоеватели и каждый хозяин строил дома на свой вкус. В городе почти нет новых зданий, так что он напоминает музей под открытым небом. Большинство храмов и ратуша, являющаяся украшением города, построены поляками. Мы забрались на холм и осмотрели развалины старинного замка с бойницами на втором этаже. Его стены до сих пор местные жители разбирают на кирпичи для своих домов. Я взял с собой фотоаппарат и снимал неимоверное смешение архитектурных стилей, выбирая самые узкие улочки.

Подходящего магазина не нашли, дочка вскоре заскучала и стала проситься обратно на базу, где она уже успела обзавестись друзьями и подругами, которым я обещал устроить игру на поиск сокровища. В качестве сокровища я купил коробку шоколадных конфет, плотно завернул ее в полиэтиленовый пакет и положил в середину небольшого ручейка, протекавшего мимо турбазы и впадавшего в озеро. «Сокровище» я прикрыл камнем и для его поиска спрятал на территории турбазы несколько записок с разными заданиями, выполнив которые, можно было получать указания для следующих шагов. Этой игре я научился когда в детстве был в пионерском лагере.
- Ты обещал нам игру.
- Я помню, игра будет завтра.

Тут мне и пришла в голову идея устроить небольшое приключение: зайти во двор какого-нибудь здания и постучаться в первую попавшуюся дверь. Например, попросить напиться или спросить дорогу. Мы остановились у ворот, где висела табличка, сообщающая, что это монастырь отцов Василиан.
- Ты когда-нибудь была в настоящем монастыре?
- А что это такое?
- Дом где живут монахи.
- Кто-кто?
- Ну, монахи.
- Кто это такие?
Я уже был не рад, что затеял этот разговор.
- Потом расскажу, давай зайдем.
Во дворе не было ни души, мы свернули направо где стоял облезлый двухэтажный дом, двери которого были отрыты настежь, и вошли в пустой полутемный коридор, по сторонам которого находились комнаты, как в гостинице. Многие двери были распахнуты настежь, и мы вошли в одну из них. Возможно, это когда-то была монашеская келья или общежитие семинаристов. В маленькой комнате было пусто, свет с трудом пропускало немытое окно, в углах висела паутина, здесь давно никто не жил.
- Папа, я устала, тут можно где-то посидеть?
Мы заглянули еще в несколько комнат с теми же следами запустения. В конце коридора была лестница на второй этаж.
- Раз уже мы зашли, - сказал я, - поднимемся выше.
- Я не пойду.
- Может там нас ждет какое-то приключение?
Опять полутемный коридор и пустые комнаты. В каких-то окнах нет стекол. Незнакомая обстановка, запустение и гнетущая тишина стали действовать на нервы.
- Уйдем отсюда, - сказала дочка, и тут мы услышали торопливые шаги, гулко раздававшиеся в пустом доме
- Папа, - испуганно сказала дочка и взяла меня за руку.
Вскоре мы увидели молодого парня в крестьянской одежде с сумкой через плечо. Его лицо украшала небольшая бородка.
- Здравствуйте, - приветливо с каким-то акцентом сказал парень, - интересуетесь нашим монастырем?
- Здравствуйте, - сказал я, - мы туристы из Ленинграда, зашли сюда случайно. Хотели посмотреть на монастырь, но тут ничего нет. А что это за здание?
- Это здание богословской школы, построенной в семнадцатом веке. В этих комнатах жили семинаристы, которых готовили служить Богу. Когда после войны наш город отошел к Советской Украине, богословскую школу закрыли. Семинаристы разъехались, здание опустело и постепенно разрушается. Вы видели трещины в стенах? Нужен срочный ремонт, но государство денег не дает. А прихожане еле сводят концы с концами, им не до монастыря. Люди забывают дорогу к Богу.
- А вы кто будете, - спросил я, когда наш испуг прошел.
- Я сын местного священника, присматриваю за этим домом, если кто-то приходит, вожу экскурсии и собираю пожертвования на ремонт.
Он открыл свою сумку и вынул из нее небольшую брошюрку.
- Здесь вы найдете историю монастыря, ее написал мой отец. Может купите? Пятьдесят рублей. 
- Папа, купи.
Я достал кошелек, расплатился и положил брошюрку в рюкзак.
- Спасибо, - сказал парень, взяв деньги. - Кто вы? Мы помолимся за ваше здравие.
- Я уже сказал, мы туристы из Ленинграда.
- Значит вы с турбазы, давайте я вас выведу, тут по двору ходит наша собака. Если вы пойдете прямо по этой улице, она приведет вас к автобусной станции, оттуда автобусы ходят часто на турбазу. Прощевайте, спаси вас Бог…

- Папа, назад мы уже пешком не пойдем, - сказала дочка, когда мы вышли на улицу, - А кто такой Бог?
- Это не такой простой вопрос. Я не знаю смогу ли тебе это объяснить. Смотри, вот у меня в руках фотоаппарат. Он не возник сам по себе. Его кто-то изготовил. Верно? Дальше, видишь эти дома? Дома тоже не возникли сами по себе, их кто-то построил,  вон тот автомобиль кто-то сделал, твое платье кто-то сшил. Теперь представь себе, что ты летишь в самолете, который, кстати, тоже кто-то придумал. Ты видишь землю, на ней реки и моря, леса и горы, на небе ты видишь солнце, луну и звезды - значит это тоже кто-то сделал? Кто? Многие люди верят, что и землю и небо действительно кто-то сотворил и назвали его Бог. Они верят что земля и вся наша жизнь подчиняется установленным Богом законам. Что он очень добрый и справедливый.
- Это как добрый волшебник из сказки про Изумрудный город? Но если все что есть кто-то сотворил, то кто сотворил самого Бога? А сколько ему лет? Где он живет? Есть у него жена и дети? Какой он? Такой же как мы: с руками и ногами?
- Спроси меня что-нибудь полегче. Я не думаю, чтобы кто-то ответил на твои вопросы.
- Папа, в добрых волшебников я верила, когда мне было пять лет.
- Ну и что? Другие люди могут в это верить всю жизнь.
- Папа, а мы как считаем, Бог есть на самом деле?
- Кто мы?
- Ну ты и я.
- Видишь ли, многие люди пытались доказать что Бог есть, но не смогли. Другие пытались доказать что Бога нет и тоже не смогли. Так что каждый решает этот вопрос для себя. Я думаю, что тебе надо подрасти и самостоятельно разобраться. 
- Я поняла, ты и сам не знаешь. Вот кончатся каникулы, и я обо всем спрошу нашу учительницу Ирину Алексеевну. Она знает все.

Я встречался с Ириной Алексеевной на родительских собраниях. Молодая девушка, только что окончила пединститут. Классный руководитель, комсомолка, спортсменка, красавица…
- Смотри-ка, это магазин сувениров! Давай зайдем и купим тебе что-нибудь на память об этом городке, - радостно закричал я в надежде что удастся уйти от этой сложной темы
- Давай! Вот эти босоножки, что на витрине!
Хорошо что подвернулся магазин, подумал я, черт меня дернул зайти в этот монастырь. По дороге обратно дочка молчала. Наверное, обдумывала наш разговор о Боге.
- Ну, что, понравился тебе город Бучач?
- Понравился. Эти босоножки такие миленькие, ой, девчонки в классе умрут от зависти.


Рецензии
С удовольствием прочитал о Вашем приключении,а заодно узнал историю города Бучач. Да ещё и босоножки.С уважением и улыбкой!

Евгений Костюра   27.09.2018 16:02     Заявить о нарушении