Шкрабы глава Щ

ЩИТ ИЛИ МЕЧ?

Мальчик смотрит вдаль с холма и улыбается
- Ты любишь закаты?
- Нет, это наша школа горит.
Анекдот.



Щемящее чувство тоски по безвозвратно ушедшим годам медленно обволакивало душу. Вдруг я почувствовал, что передо мной появились картины самого ближайшего будущего. Вначале город открылся с высоты птичьего полёта, ярко освещённый летним солнцем, но почему-то с северо-восточной стороны покрытый огромным шлейфом дыма. Будто в старом кинотеатре включается звук: раздаётся характерный гул, который может издавать только винтокрылая машина.  Откуда и зачем здесь взялся вертолёт? Почему оживлённое движение на улицах в центре городка и такое зловещее затишье на гавриловской стороне, где находится наша школа? Почему туда вереницей несутся красные пожарные машины. Как бы в ответ на мой немой вопрос, с северо-востока долетает гулкий разрыв – довольно ощутимый толчок сотрясает  землю, и до меня, наконец, доходит смысл происходящего: в северо-восточной части города ещё с 1938 года находится огромный арсенал, забитый под завязку миллионами патронов, десятками тысяч мин и снарядов. Когда-то здесь укрывали и ракеты с ядерными боеголовками, а нынче,  хоть  страна и является безъядерной державой, никто не может даже представить, что будет, если весь смертоносный скарб переполняющий арсенал, расположившийся на двухстах пятидесяти гектарах земли, где могут быть и ракеты «Земля-Воздух» и «Луна»,  дружно взлетит на воздух. И никому в тот момент не будет интересно, что послужило причиной столь значительной катастрофы: самовозгорание мусора в семистах метрах от ворот ближайшего склада с боеприпасами или чьё-то волевое решение с целью скрыть количество реально вывезенных снарядов в одну из горячих точек, а скорее , как в «Операции «Ы» – уничтожить то, что украдено до нас, ибо ожидалась проверка…Короче, не одна Аннушка очередной раз пролила масло…
 Воображение услужливо начало рисовать далекие от оптимизма картинки будущего: разрушенные обгоревшие остовы домов, перевёрнутые  искорёженные автобусы, обугленные деревья и фрагменты человеческих тел. На месте Гавриловки – огромная воронка, а дальше – белые скелеты  пятиэтажных «хрущовок» и разлетающиеся, как карточные домики панельные девятиэтажки микрорайонов. Апокалипсис ХХІ века.
Но для столь мощного взрыва арсенала со ста тысячами тонн боеприпасов нужно, чтобы они детонировали одновременно. А сейчас методично с минутными промежутками рвутся мины и снаряды. Ты наблюдаешь, как на огромной высоте за причудливыми клубами дыма, напоминающими то грибок Хиросимы, то извержение Везувия. В воздухе стоит постоянный гул,  который в книжках про войну называли загадочным словом «канонада». Такого  грандиозного фейерверка город ещё не видал: во все стороны в радиусе пяти километров разлетаются осколки и просто чудо, что никто ещё не пострадал. 
Во всех направлениях по дорогам из города двигаются десятки машин. Через путепровод над железной дорогой машины передвигаются в четыре ряда, по полчаса преодолевая широкий мост. Просто диву даёшься: откуда у нашего вечно бедного населения столько автомобилей?  Люди идут просто пешком. По улицам медленно двигается милицейская машина, и гнусавый мужской голос через мегафон монотонно повторяет жуткие по своей простоте слова: «Просьба жителям временно покинуть свои жилища. Сборный пункт – средняя школа №1».
С интервалом в десять минут продолжают гулко рваться снаряды – и в некоторых подъездах сыплются стёкла. Иногда раздаётся плач маленьких детей, но особенно странно ведут себя животные – некоторые из них просто несутся, куда глаза глядят, а другие забиваются в самые отдалённые уголки квартир и ни за что не желают оттуда выбираться. В наиболее удалённых от опасной зоны школах сосредотачивается эвакуированные из Гавриловской стороны города жители, чьи дома располагаются в пятикилометровой зоне. Люди, еще совсем недавно уверенные в завтрашнем дне, вполне комфортно ощущавшие себя в уютных жилищах, в течение двух-трёх часов оказались лишёнными всего, вынуждены бежать из своих домов, в лучшем случае  прихватив с собой  лишь документы да кое-какие сбережения. По местному радио без перерыва передаётся обращение властей к местному населению и гостям города, в которых жителям предписывается сохранять спокойствие, не поддаваться панике, меньше находиться на открытой местности, не проходить под окнами домов и держать входные двери открытыми, естественно, в том случае, если в квартире находятся жильцы.
А вот и наша школа! Она всего в полутора километрах от горящего арсенала. Половины стёкол уже нет. Многие двери вырваны с коробками взрывной волной. Трещины между панелями. Штукатурка покрыла толстым слоем недавно выкрашенные парты и пол. Разгром и запустение. Слава богу, дети на каникулах. Чего бы сейчас стоили ежегодные тренировки по гражданской обороне, когда предупрежденные с утра дети во главе с учителями чинно покидали классные комнаты через заблаговременно открытые двери, чтобы собраться во дворе школы перед дядькой с секундомером. Ведь, если следуя инструкции, всю колонну отправить пешим ходом к сборному пункту, никто не гарантирует, что её не накроет болванками или осколками, разлёт  которых доходит до пяти километров! 
Кто-то стоит в приёмной и безуспешно пытается куда-то дозвониться. Кто это? Неужели я? Очередной взрыв сотрясает здание, и вся картина скрывается клубами чёрного едкого дыма…
На фоне абсолютно чёрного неба высвечиваются ослепительно белые титры:
ОТДАШЬ ТЁМНЫМ СИЛАМ КРИСТАЛЛ –
ПОЖНЁШЬ ХИРОСИМУ ИЛИ ЧЕРНОБЫЛЬ!
Страшное предупреждение пропало, всё завертелось, словно на аттракционе «Сюрприз». В результате сумасшедшего вращения я неожиданно очутился под звёздным небом у костра в центре той идеально круглой поляны на берегу Северского Донца, где мы остановились на первую ночёвку в походе по местам боевой славы князя Игоря больше двадцати лет назад. Но вокруг костра неподвижно сидели не только ребята, которые прошли этот незабываемый маршрут в 1985 году – почти вся поляна была заполнена молчаливо сидящими выпускниками прошлых лет.
Каким-то непостижимым образом они собрались вместе и, не обращая внимания на меня, внимательно слушали Учителя в белом.
Он сидел по-турецки в своих ослепительно белых одеждах и, перебирая чётки, с добродушной улыбкой смотрел куда-то сквозь меня.  Я же, повинуясь внутреннему голосу, подошёл и опустился напротив, прямо на траву, так же скрестив по-турецки ноги, по-новому осмысливая информацию, «телепатическим путём» исходившую от Учителя:
– В зороастризме, религии древних ариев, пришедших на Землю за несколько тысячелетий до нашей эры очень ценили знания. А вера рассматривалась как результат сознательного выбора человека:
  „ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ УЗНАТЬ ЧТО-ТО –
 ПОМОГИ ЕМУ, НЕТ – ЭТО ЕГО ПРОБЛЕМЫ,
НЕ НАВЯЗЫВАЙ СВОЕГО МНЕНИЯ”.
Не правда ли схожие слова мир услыхал от ИИСУСА ХРИСТА:
«И ЕСЛИ КТО УСЛЫШИТ МОИ СЛОВА И НЕ ПОВЕРИТ,
 Я НЕ СУЖУ ЕГО: ИБО Я ПРИШЁЛ НЕ СУДИТЬ МИР, НО СПАСТИ ЕГО.
– Присоединяйтесь к нам, – беззвучно произнёс Учитель в белом, обращаясь к кому-то за моей спиной. Я невольно оглянулся и застыл от удивления – за мной тоже с улыбкой стоял другой человек, знакомый скорее по графическим портретам, чем по фотографиям, легендарный бродячий философ ХVIII века.
– Григорий Саввич, не хочешь земляку пару слов сказать перед тем, как он примет решение? – так же добродушно улыбаясь, продолжил Учитель.
Философ молча сел рядом с нами и вопросительно посмотрел мне в глаза. А я, как подхлёстнутый, начал сбивчиво, горячась пояснять, в первую очередь самому себе, суть проблемы:
– Я отработал положенный учителю по выслуге срок и хочу уйти, пока хороший. Я не хочу больше никого напрягать, а это неизбежно… Я не желаю стать чиновником от образования и вообще чиновником любого типа. Я буду свободным, и, может, мир тоже меня не поймает…?
Философ некоторое время молча, с улыбкой, смотрел на меня, а потом вытащил из складок своей тёмной хламиды свирель, поднёс её к губам – и полилась простая, но удивительно душевная мелодия, от которой стало так светло и комфортно, что все вопросы и проблемы испарились, будто остатки воды из давно кипящего чайника. Я неторопливо поднялся – на душе было легко и радостно. Я просто осознал, что авторитеты и близкие могут только подсказать и направить, но никто не может решить то, что можно решить только самому. А для решения необходимо пройти путь до конца – войти в старую школу, найти мел желаний, а после, встретившись со своим двойником, обрести магический кристалл или хотя бы разгадать его тайну. Я ВСПОМНИЛ: ДВОЙНИК – это так называемый ТРИКСТЕР или ЛОКИ в скандинавской мифологии, комически-демоническая фигура, отрицательный вариант культурного героя. Именно встреча с этим плутом, популярным в образе паука-трикстера даже в фольклоре народов Америки, Африки, Океании, Индии и сулит мне решение моей дурацкой проблемы, а, возможно, и предотвращение страшной катастрофы, угроза которой нависла над городом.  Вот только как обвести вокруг пальца вездесущую Недотыкомку, которая тоже охотится за кристаллом?
Я вытаскиваю из кармана ещё тёплый чёрный маркер, снимаю колпачок, просто представляю себя на пороге старой школы и…через мгновение оказываюсь перед дверным проёмом старого, полуразрушенного здания.


Рецензии