Слепая москвичка

          Я попала в этот городок совершенно случайно – ехала на поезде, и конечным пунктом моего путешествия был далёкий губернский Н-ск. Но, как только я сквозь утреннюю полудрёму услышала песню из привокзального динамика (которая, как я узнала позже, является гимном этого городка) и увидела маленький уютный старинный вокзальчик, я, не раздумывая ни минуты, схватила свой чемодан с верхней полки, накинула куртку, нацепила солнцезащитные очки и выскочила на перрон. Прямо в эту песню:

Рождённый был ты силою народа.
На перекрёстке судеб и времён
Живёт в степях прекрасный этот город,
На вечные дела благословлён.

Пусть будет ясным день,
Уйдут пусть грусть и лень,
Пусть звонкий смех детей приносит радость.
Как много тёплых рук,
Объединил вокруг,
Наш городок. И это так отрадно!

          Я сразу поняла, что ближайшие несколько месяцев, а может и лет,  проживу в этом милом провинциальном городишке: отдохну от бурного течения прошлой жизни, успокоюсь, соберусь с мыслями, подкоплю силёнок для следующего рывка.
          Размечтавшись, я зацепила своим неуклюжим чемоданом на колёсах ящик одной из торговок, и на потрескавшийся от старости асфальт полетели крутобокие наливные яблоки.

- Куда прёшь? Слепая, что ль?

- Да…  – неожиданно для самой себя, каким-то чужим противным голоском, проблеяла я в ответ.

- О, Господи!!!

          Сердобольная бабка рванула с места, забыв про яблоки, начала участливо хватать меня за руки, виновато извиняясь и заглядывая в глаза. Я, удивляясь своей наглости и находчивости, сквозь полуприкрытые веки, спрятанные ещё и за стёклами тёмных очков, с интересом следила за тем, как дальше будет развиваться ситуация.

- А ты что ль одна? К кому приехала? Адрес знаешь? Может, тебя проводить? – бабка тараторила, не переставая. А в моей голове уже рождался коварный план.

          Я рассказала ей жалостливую историю, как потеряла зрение после автомобильной аварии, как меня, после этого, бросил муж-подлец, и я, в порыве слепого отчаяния, уехала из столицы, куда глаза глядят.

- Нет ли у Вас знакомых, которые сдают квартиру?

          Бабка, не раздумывая ни минуты, гордо ответила:

- Найдём! 

          Она резким движением вырвала у меня чемодан, крепко схватила за правую руку чуть ниже локтя и скомандовала:

- Пошли!

          Я дёрнулась назад, хотела напомнить про яблоки, но вовремя вспомнила, что «слепая» и податливо поплелась рядом с бабкой – навстречу своей новой жизни.

- А яблоки детишки подберут и съедят…

          Я аж закашлялась от неожиданности.

- Хворая, что ль?

- Нет... Это я так…

- А то можем по пути к Володьке зайти – нашему дохтуру? Он, хоть и молодой, но толковый. Поможет...

- Нет, спасибо! – я замотала головой, как бешеная лошадь, понимая, что доктор сразу же раскусит меня и выведет на чистую воду.

- На нет и суда нет…– пробормотала в ответ старушка и мы зашагали дальше.

***

          Нужной мне квартиры не нашлось. Но, по странному стечению обстоятельств, нашёлся дом. Вернее, домик. Его хозяйка уехала недавно в Москву – к дочке с внуками. Навсегда. А дом продавать наотрез отказалась, то ли не желая мириться с вынужденным переездом, на котором настояла дочь, то ли не желая отдавать чужим людям то, что нажито за полвека вместе с умершим год назад мужем и дорого ей, как память. Она попросила соседей найти квартирантов и пустить их жить, хоть бы и за бесплатно, лишь бы дом не пустовал.
          Хоть домик и был «старичком» по годам, под стать своим бывшим хозяевам, но выглядел ухоженным, чистеньким и уютным. Прежде чем я смогла всё это разглядеть после ухода моей новой знакомой, я сумела это почувствовать, как только мы очутились внутри: я поняла, что попала в родное мне место. Здесь пахло бабушкиными пирогами и хлебом из печи, домашним берёзовым соком, сливовым вареньем и ещё чем-то неуловимым, что наполняло яркие воспоминания родом из моего детства.
          Я специально, уже после того, как баба Валя (так звали мою «спасительницу») ушла, взяла табуретку, поставила её посреди горницы, села, закрыла глаза и стала принюхиваться. Такое впечатление, что я изобрела машину времени, настолько осязаемыми и живыми были картинки, которые проносились в моей голове.
          «Ну, здравствуй, мой новый дом!!!»
          Вечером в дверь кто-то настойчиво поскрёбся. Я, сначала, испугалась. Но, потом, услышала жалобное мяуканье и открыла. Через порог, по-хозяйски, перепрыгнула рыжая кошка – грязная, как крестьянка, но гордая, как герцогиня. Позже, я узнала, что зовут её Глаша и она вернулась в свой дом после того, как убежала, почувствовав, что прежняя хозяйка уезжает.

***

          Понимая, что являюсь в этом доме человеком временным, я не стала ничего тут менять. Тем более, что моя активность в обустройстве жилища могла вызвать справедливые подозрения у окружающих и, в первую очередь, у бабы Вали, которая навещала меня каждый день, по дороге с вокзала домой. Она с удовольствием откликалась на мои просьбы прогуляться. Мы встречали её знакомых, она пересказывала им мою грустную историю, которая с каждым разом становилась всё печальнее и пронзительнее.
          Стояли ясные и очень тёплые, для конца августа, дни. Я уже гуляла и сама, маскируясь тёмными очками и шляпой с длинными полями. В городке меня называли «слепая москвичка». По улицам я ходила с длинной палкой в правой руке, легонько обстукивая ею заборы и дома.
          Городок мне нравился всё больше. И старенькая голубенькая церковь, спрятавшаяся среди зелени на холме, так что отовсюду были видны только маковки её куполов. И видавшая виды, ещё советской постройки, четырёхэтажная средняя школа, которая сейчас отдыхала от детского гама и строгих трелей звонка на уроки. И центральная площадь с Ильичом, привычно показывавшим путь в светлое будущее. Но, главное, я влюбилась в людей: отзывчивых, добрых и простых. Не чета высокомерным столичным снобам с моторчиком по перекачиванию красной жидкости вместо сердца.

***

          Любимым местом моих прогулок стала река. Она огибала городок с одной стороны, поблёскивая и змеясь между городскими квартальчиками, в основном частным сектором, и обрывистым левобережьем, в советское время засаженным деревьями и кустарниками для замедления эрозии почвы.  Но, что-то видно местные агрономы не рассчитали, потому что левый берег реки так и продолжал потихоньку сползать в воду, иногда откалываясь и падая вместе с деревьями. Именно по этой причине все ходили купаться чуть выше города, сразу за мостом, где берег с двух сторон был ещё пологим.
          Я выбрала себе уединённое местечко, которое не нашли даже местные рыбаки, и приходила сюда подумать и отдохнуть от роли «слепой москвички». Всё же неподготовленному непрофессионалу тяжело всё время притворяться. Тем более, что я люблю читать, а в моём теперешнем положении это можно делать только прячась ото всех и избегая чужих взглядов.
          В общем, я приходила на берег речки ещё и почитать. В доме были кое-какие книжные запасы, и я с удовольствием их время от времени перебирала.
Мои прогулки на речку закончились в октябре, когда погода всё больше стала напоминать осеннюю. Зарядили противные дожди, задули степные пронизывающие ветра и стало понятно, что до весны придётся развлекать себя дома. К счастью, я обнаружила в сарае старый портативный радиоприёмник «VEF. Spidola» и смогла найти несколько радиостанций, которые с удовольствием слушала слякотными осенними днями. Баба Валя продолжала меня ежедневно навещать, не давая совсем уж впасть в уныние. Да и соседи, тоже,  приходили – интересовались, чем помочь. Я иногда просила принести воды из колодца, поддерживая легенду.
          А в магазин ходила всегда сама. Но покупала там, в основном, хлеб и сладости. И очень радовалась, когда продавщица предлагала посидеть и передохнуть в уголке, потому что могла спокойно послушать все разговоры с покупательницами и узнать местные новости с первых уст. Свежее молоко приносили соседи. Причём, чтобы никому не было обидно – через день. Остальные продукты в избытке хранились в погребе. Перезимовать хватит – с голоду не помру, точно.

***

          В какой-то момент пришло понимание, что обо всём случившемся со мной после того, как  сонной мышью я выскочила из купейного вагона московского поезда, нужно кому-то рассказать. Я стала вести что-то наподобие дневника, в который записывала самые важные события, произошедшие со мной или услышанное от горожан. Так и появились эти рассказы.
 


Рецензии
любопытно

Светлана Хурсан   14.06.2018 16:41     Заявить о нарушении
спасибо

Игорь Касько   14.06.2018 21:43   Заявить о нарушении