Здравствуйте гости!

Предисловие

Это очередной сборник коротких рассказов, в которых Юрий Венедиктов вспоминает неординарные истории, случившиеся во время его работы в ресторанах. Надо отметить, что мне не без труда удалось уговорить его "рассекретить" именно эту сторону жизни современного музыканта.
Дело в том, что работа "ресторанного музыканта" у нас, мягко говоря, не в почете! В то же самое время, в других странах это в порядке вещей. Более того, многие знаменитости даже гордятся работой в клубах и ресторанах. Достаточно вспомнить одного из самых влиятельных музыкантов в истории джаза, саксофониста и композитора Чарли Паркера. А у нас и посетители ресторанов (клубов) и даже администрация этих организаций к музыкантам относится в лучшем случае – безразлично, а то и с явным пренебрежением!
Увы, именно столь тенденциозное отношение нашего постсоветского социума к этой профессии не может не оказывать влияние на мировоззрение и самих музыкантов. Поэтому Юрий и не хотел писать об этой работе. Но, как видно уже, и зря!
Желая "прозондировать" ситуацию автор с присущей ему щепетильностью предложил на суд читателя часть материала, опубликовав его на страничках фейсбука и выслав по электронной почте некоторым своим знакомым. Не рассчитывая на что-либо из ряда вон выходящее, он был приятно удивлен, когда знакомые и незнакомые люди стали достаточно бурно реагировать на эти сообщения.
Более того, только лайками и комментариями в соцсетях дело вовсе не ограничилось! Случилось так, что пользователи начали выкладывать в его постах и личные фотографии, касающиеся музыкальной темы в ресторане. А некоторые даже прислали ему по электронной почте свои короткие истории, часть которых также нашла место в его книге.
Несомненно, предложенная вашему вниманию тема интересная, веселая, живая, и равнодушным не может оставить ни музыканта, ни просто обычного читателя!
Сергей Сидоров
Псевдоним от Джанни Родари

В ресторане работают официанты, повара, буфетчики, администраторы. В общем – людей много. А как же иначе! Клиентов ресторана надо обслуживать как можно лучше! А если что-то не получается и посетители перестают посещать заведение, то у администраторов ресторанов (уподобляющихся известному большинству славянских интеллектуалов) возникает извечный вопрос;– кто виноват?
И "выясняется", что виноваты-то в этом именно музыканты! Сидят себе на сцене, ничего не делают, а только музыку играют!
Мы часто удивлялись такому устоявшемуся среди обывателей мнению, что играть на музыкальном инструменте – это просто! Взял – и заиграл! А вот готовить еду, носить поднос или мыть полы это – действительно труд серьезный!
Я ни в коей мере не хочу умалять достоинство людей физического труда. Но почему-то в связи с этим вспоминается один забавный случай. В 80-е годы были широко популярны песни одного итальянского певца. И вот очень "уважаемая" буфетчица попросила.
— Сыграйте этого, ну как его, вот — Андриано Чиполлино!
— Может Адриано Челентано? — улыбаясь, переспрашиваем мы.
Синхронный перевод

Сам я не был свидетелем этого смешного случая, но нам его рассказал очевидец. Это было давно, когда еще была популярна одна из ранних песен французского певца Джо Дассена. Она называлась "Индейское лето" и отличалась от других песен обилием речитатива. И вот начинается эта, полная осенней грусти мелодия. Вокалист подносит к губам микрофон, начинает монолог;-;речитатив, затем поет запев, после запева снова повторяется еще более меланхоличный и хрипловатый речитатив. Этакое нагнетание грусти. И в этом месте гитарист, который славился своим умением смело и тонко пошутить, поворачивает к себе другой микрофон и, издалека, как бы начинает перевод с французского языка:
 
Я спросил электрика Петрова:
— Ты зачем надел на шею провод?
Ничего Петров не отвечает,
Он висит и ботами качает.
 
Конкурс

Раз в год трест столовых и ресторанов, которому подчинялись все увеселительные заведения города, проводил музыкальный конкурс ресторанных ансамблей. Музыканты с присущим им юмором называли их "Шницель", и далее шли цифры, указывающие год проведения.
Надо заметить, что готовились музыканты к этому мероприятию очень серьезно. Ведь предстояло выступать перед коллегами, которые разбираются в музыке и тоже работают по вечерам, не имея возможности послушать других. Разучивались и исполнялись на "Шницелях" сложнейшие джазовые и джаз-роковые произведения в надежде блеснуть и произвести впечатление на других музыкантов.
А в жюри сидели директора ресторанов, почетные повара и зав. производствами. Они напряженно смотрели на сцену, пытались слушать эту совершенно непонятную для них музыку и совсем терялись при присуждении и распределении призовых мест. Помню одно такое обсуждение. Кто-то из жюри поднялся и выдал гениальный текст:
— В оркестре ресторана "Белосток" хорошо смотрелась флейта!
С тех пор я стал говорить, что в салате "Оливье" прекрасно прозвучал зеленый горошек, а в "Столичном" салате свои партии великолепно исполнили курятина и соленые огурцы.
Забытые

Заканчивались вечера в ресторане достаточно поздно. Официально музыкальные ансамбли прекращали играть в 23.30. Но эта формальность часто нарушалась и публика, изрядно подогретая горячительными напитками, долго не отпускала музыкантов, заказывая музыку еще и еще, до тех пор, пока администратор не подходил к сцене и категорично не требовал закончить вечер, что мы и делали, грустно собирая свои инструменты. Иногда уставали изрядно, играя песни одну за другой, особенно по пятницам и субботам.
И вот в одну такую субботу нам особенно, что называется, в конце вечера досталось, и мы с гитаристом и двумя знакомыми по университету девушками решили посидеть и отдохнуть в комнате музыкантов.
Усевшись в кресла, мы стали расслабленно и умиротворенно беседовать с однокурсницами о чем-то приятном. И про позднее время просто забыли! Когда же стали собираться домой, то с удивлением обнаружили, что свет везде выключен, все двери заперты и ресторан сдан под сигнализацию. Наверно из-за позднего времени все спешили домой, быстро все убрали и, не заглянув в комнату музыкантов, посчитали, что ресторан пуст. Катастрофа!
У нас было два выхода. Первый – ночевать в ресторане, что сулило мало хорошего, так как в комнате музыкантов стоял только стол и стулья, типа жестких кресел. Второй – кричать в окна, привлекая внимание милиции, что обещало неприятностей еще больших. Пришлось бы вызывать работника ресторана, ответственного за сдачу сигнализации. Нас бы открыли но, получили бы все. И прежде всего тот, кто отвечал за сдачу сигнала (сигнализации) на оперативный пульт. Всю нашу компанию продержали бы в милицейском участке не один час!
Получалось, что в обоих случаях бессонная ночь обеспечена, но во втором она была бы гораздо веселее. И мы пошли на "военную хитрость". Гитарист, с которым мы в то время вместе работали, был очень ловкий и худенький человек. Выключив в комнате свет и открыв небольшое окно из стекла и железа, он каким-то образом выкарабкался наружу и чем-то, подперев эту фрамугу, помог мне и нашим двум девушкам кое-как выбраться.
Повезло, что там был широкий карниз. Обогнув по нему пол здания и дойдя, почти на ощупь, до светящейся неоном вывески ресторана, наш спаситель повис на ней на руках, спрыгнул вниз и через некоторое время принес с соседней стройки лестницу. Мы благополучно спустились вниз и разъехались по домам.
На следующий день, когда я пришел к зданию ресторана и глянул, где проходил наш ночной путь, то был поражен нашей непроизвольной ловкости. Дело в том, что карниз, шириной сантиметров тридцать-тридцать;пять, по которому мы так смело шли в темноте, находился где-то на уровне потолка второго этажа.
Ложка дегтя

Раньше в ресторанах практиковался такой способ заработка музыкантов, как поздравления по микрофону. Это были пожелания здоровья, счастья и всего наилучшего для гостей ресторана, отмечающих дни рождения, бракосочетания и другие праздники. Причем особым шиком считалось, чтобы было указано от кого эти поздравления. Ничего криминального в этом не было. Обычно считалось, что посетители дарят нам денежные знаки, а мы проявляем к ним такое оригинальное участие.
Я учился на музыкальном отделении университета и проходил классическую постановку голоса. Когда у меня проклюнулся сочный баритон, мне стали поручать такие объявления. Будучи студентом третьего курса и еще совсем молодым и зеленым, я был приглашен играть в лучший, по тем временам, ресторан города. Объявления делать я еще не умел и поздравлял клиентов наш вокалист. И вот как-то раз подошли люди с одного банкета и попросили поздравить пару с сорокалетием супружеской жизни. Как водится, весь банкет вышел на танцевальную площадку около сцены и замер в ожидании поздравления.
— Уважаемые друзья, — торжественным тоном начал наш певец,– сегодня в нашем зале празднуют сорок дней…
"Банкетирующих" к паркету будто бы пригвоздило! На нас изумленно смотрело несколько десятков недоумевающих лиц. Вокалист стал извиняться в микрофон, пытался продекламировать правильный текст. Но, было поздно!
Беспощадность
Беспощадность

Музыканты, как и все, любят веселые розыгрыши и что-то придумывают на первое апреля. Перед началом работы один из наших гитаристов предложил следующее. Он прячется за дверью комнаты, а мы сообщаем руководителю, что бедный музыкантик случайно угодил в милицию и сегодня играть не сможет. Вот такая будто бы случилась незадача, тем более что на нем держалась практически вся программа.
Послушав нас, руководитель взвыл благим матом и принялся честить гитариста столь откровенно, что у нас, людей бывалых, начали вянуть уши. Гитарист в это время стоял за открытой дверью и прекрасно все слышал. Он внезапно появился перед руководителем и едко произнес: "Ну, теперь я знаю, что ты обо мне думаешь, и как ты ко мне относишься!"
Вы бы видели лицо нашего музыкально ответственного товарища. Это было эдакое паническое ОШЕЛОМЛЕНИЕ!
Через год, на следующее первое апреля этого гитариста решил разыграть уже я. Это было 31 марта после работы. Убедившись, что уже пробило 24.00, я решил – пора!
Накануне гитарист приобрел с большим трудом хороший ламповый усилитель, который дал мне, так как у меня еще ничего своего не было. Приобретение было ценное! В советское время такую аппаратуру можно было купить только за "бугром" и ну за очень большие деньги, затратив при этом усилия неимоверные! Когда мы всем составом выдвинулись домой и уже подходили к остановке общественного транспорта, я сказал хозяину усилителя, что не хотел расстраивать его в ресторане, но в самом конце последней песни в нем (усилителе) что-то сверкнуло, запахло гарью, и он перестал работать! Музыкант стал мрачнее тучи, и мы минут десять шли в траурном молчании. Потом я не выдержал и весело сказал: "Дружище! Я же тебя разыграл! Сегодня уже первое апреля!" Я полагал, что он станет радоваться, и мы вместе посмеемся над этим розыгрышем. Но он взялся за сердце, присел на скамейку у остановки и тихо сказал: "Не надо больше так шутить!"
Творческий подход

В одном ресторане играл на бас гитаре очень хороший музыкант, который был предельно изобретателен в сочинении объявлений для гостей. Это потом стало легендой. Один из посетителей ресторана заказал песню для родителей в честь своего дня рождения. Нет, чтобы сказать просто, что эта мелодия звучит для родителей именинника. Так ведь скучно! И объявление прозвучало: " Сегодня в нашем зале празднует свой день рождения один ОЧЕНЬ УВАЖАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕК, и для родоначальников его белковой структуры звучит эта песня!"
Феномен

Про этого бас-гитариста ходило много интересных историй. Вот одна из них. Причем сразу хочу оговориться, он не был сильно пьющим и всегда держал себя в руках. Его как-то спросили:
— Вова, сколько ты сможешь выпить?
— Омут, - немного подумав, веско ответил он.
Непосредственность

Люди, которые приходят в ресторан, иногда надевают новые наряды в первый раз. Это рискованно, потому что неизвестно как поведет себя новая одежда. Как-то раз одна симпатичная женщина пришла в наш ресторан в очень эффектном платье со "смелым" декольте, которое едва держалось на ее красивой груди. Находясь в твердом рассудке, она следила за тем, чтобы все было на месте и выглядело пристойно. Но когда начались бурные танцы, и эта дама пустилась в пляс, все спало! Мы лицезрели "Плейбой" наяву, причем этого не замечал никто кроме нас. Все, как говорят, были "подшофе". Работать было трудно!
Закодированный адрес

Одно время я жил рядом с магазином "Овощи и фрукты". Работа в ресторане часто заканчивалась очень поздно. Общественный транспорт в это время уже не ходил и, чтобы добраться домой, мы брали такси. И пользоваться этим приходилось достаточно часто!
И вот в очередной раз выходим мы всем музыкальным коллективом. Хочу заметить, что до этого вместе на такси мы не ездили. Итак, берем одну машину на всех. На вопрос водителя куда едем, я задумчиво произношу: "Овощи и фрукты". И таксист без звука повез нас по нужному адресу. Видно подвозил меня не в первый раз и уже знал куда. На моих коллег это произвело огромное впечатление. Их сильно удивило и страшно позабавило, что по каким-то ключевым словам водитель такси узнал, куда нас везти. Особенно веселился по этому поводу наш вокалист Валера Скорожонок и, хотя с тех пор много воды утекло, он до сих пор присылает мне поздравления через социальные сети типа: "Поздравляю тебя с праздником! Пусть на твоем столе всегда будут овощи и фрукты!"
Пизанский посетитель

Первое отделение в ресторанах всегда шло фоном. Музыканты тихо играли музыку для себя. Звучали непопулярные у нас джаз, босанова, блюз. К нам во время исполнения подходили посетители ресторана и спрашивали:
— А когда будете играть?
Иначе говоря, инструментальную музыку (без вокала) люди просто не воспринимали. И вот в очередной раз мы начинаем спокойное первое отделение. От одного, уже изрядно принявшего на грудь банкета, отделяется деревенский дядечка и требует "польку-трасуху". Мы терпеливо объясняем ему, что сейчас первое отделение, а веселые песни начнутся в девять вечера. Посетитель, ворча, уходит продолжать банкет. Когда наступает время "Ч" и на сцену выходит Валера Скорожонок (мужчина, замечу, недюжинного сложения), упомянутый "товарищ" запрыгивает на край сцены. Валера, думая, что тот хочет заказать музыку, подходит к нему вплотную. Наш "приятель", балансируя на носках туфель, начинает падать со сцены навзничь! Держаться ему не за что, и он двумя руками хватается за галстук Валеры и повисает на нем под углом сорок пять градусов. Картинка, доложу я вам – комическая! Скорожонок изумленно глянул на клиента, резко хлопнул его по рукам, и тот "опал как озимые!"
Фантастика

В нашем ресторане работали официантами два друга, что называется, "не разлей вода". После работы они частенько ездили к каким-нибудь девушкам (или просто выпить), а женам дома плели какие-то невероятные небылицы. И когда все легенды были исчерпаны, появилась совершенно неправдоподобная версия:
"Вышли два друга поздно из ресторана, и вдруг приземлилась летающая тарелка. Из нее высадились инопланетяне и забрали бедных друзей на всю ночь".
А может быть это – правда?
Танцор

На бас гитаре меня учил играть один из лучших бас-гитаристов Белоруссии Марк Эдельштейн – человек выдающегося интеллекта и редкого юмора. Мне повезло, что он одно время жил и работал в нашем городе, а потом переехал в столицу, откуда был родом. Однажды, приехав навестить тещу, он позвонил мне и попросил зарезервировать столик на вечер в нашем ресторане. Встречая его около входа в ресторан, я наблюдаю следующее. Подкатывает такси с развеселой компанией, открывается дверца, и Марик выбегает из машины на четырех точках. Одетый в пижонский кожаный пиджак и какую-то невероятную фирменную кепку он замечает милиционера, стоящего около ресторана, резко встает на ноги и произносит:
— I am sorry, ё;моё!
Затем снимает свою сногсшибательную кепку и говорит милиционеру:
— Давай поменяемся?
Лицо растерявшегося блюстителя порядка надо было видеть!
Марик с компанией занял место за своим столиком, и они стали весело проводить вечер. К нам в ресторан иногда приходил один чудак, который когда-то занимался народными танцами. Он всегда заказывал цыганочку с выходом, сам становился за входной дверью в зал и ждал начала произведения. Мы называли это "Цыганочка с выходками". Когда начиналась мелодия с медленной части, он важно выплывал из-за дверей и показывал все на что был способен.
По мере ускорения темпа и усиления накала танца он демонстрировал проходки с одной поднятой вверх рукой, упирая себе в бок другую, танец вприсядку с похлопыванием ладонями по груди и ногам, и что-то типа чечетки.
Заметив это представление, Марик радостно оживился. Кожаный пиджак полетел на спинку стула. С возгласом: "Ах, ты мой родной!" - он присоединился к танцору.
Тот в это время отплясывал вприсядку. Марик пошел плясать вприсядку рядом с ним, выкрикивая при этом какие-то залихвацкие междометия. Это было зрелище! Маленький пузатенький наш местный чудак и столичный лев, худощавый, с бородой, одетый в фирменные одежды.
Очень скоро танцор понял, что над ним стебаются, и удрал танцевать в конец зала, но Марик и там его настиг!
Кульминацией этого зажигательного танца стала проходка при которой танцор, подняв одну руку вверх, а вторую уперев в бок, шел к сцене, а Марик, обняв того за талию и также подняв другую руку вверх, торжественно вышагивал рядом. Наш Валера Скорожонок откровенно захохотал в микрофон. Мы бросили играть и от смеха чуть ли не повисли вповалку друг на друге! На перерыв ушли досрочно!
Перейди на Федота…

Приходит как-то к девяти часам вечера наш вокалист и говорит: "Не знаю что делать, чуваки, икаю уже целый час и не могу остановиться. Воду пил, дыхание задерживал, ничего не помогает". А делать нечего – надо работать! "Урожайный" день, ресторан битком, надо исполнять веселые песни. И мы начали в надежде, что наш солист, начав петь, прекратит икать. Но не тут-то было!
Тогда была модная песня "Юная богиня". Она в этот вечер звучала в нашем исполнении следующим образом:
 
Юная боги-ик-ик-ииня,
Нежности и чист-ик-ик-ооты…
 
Было такое ощущение, что слушаешь старинную виниловую пластинку с трещиной, на которой иголка проигрывателя дает сбой, и звучание с опозданием "скачет". Люди в зале сначала начали весело танцевать под эту популярную песню, а потом, услышав это, остановились, и стали недоуменно оглядываться на сцену. Мы же, спрятавшись за музыкальными колонками, корчились от беззвучного смеха. Из глаз катились крупные слезы!
Безответственность

Один музыкант, перебрав после работы, заночевал у своего сослуживца по ресторану, хотя жил в квартале от него. Обеспокоенная жена, разыскивая своего мужа, пришла на квартиру к этому коллеге, растолкала мужа и укоризненно высказала:
— Что ж ты делаешь, у нас же дети!
— У Вас дети? — удивился музыкант.
Веселый Новый год

На Новый год музыканты в те времена играли до четырех часов утра. О праздничном столе мы обычно не думали. Он как-то спонтанно организовывался, и празднование продолжалось само собой.
Но однажды у нас случился сбой, когда в половину первого ночи закончились горячительные напитки. Как-то так получилось, что денег ни у кого не оказалось. Новогодний праздник был под угрозой. Тогда наш вокалист Валера Скорожонок надел костюм Деда Мороза, закинул за плечо пустой мешок и пошел поздравлять банкеты. Через двадцать минут он вернулся. В руках у него булькало полмешка водки.
Без двадцати минут три утра у нас начался последний перерыв, и мы решили поздравить с праздником наших друзей музыкантов из другого ресторана, который находился на соседней улице. Валера снова нарядился Дедом Морозом, я надел чью-то широкополую шляпу, длинный цветастый шарф, схватил аккордеон. Все тоже нарядились кто во что горазд и, играя новогодние песни про елочку, зайчиков и снежинки, веселой гурьбой двинулись в соседний ресторан. По дороге поздравляли всех прохожих. Те, от изумления и радости, пытались нас угощать всякими разными напитками. Мы вежливо отказывались. Ворвавшись как вихрь в ресторан, залезли на сцену. Скорожонок всех поздравил с Новым годом!
Далее – праздничный хоровод с пением "В лесу родилась елочка", после чего двинулись в обратный путь, уже не отказываясь от угощения. Вернулись в свой ресторан сильно "на взводе"! Кое-как доиграв новогоднюю ночь, стали собираться по домам. Валера Скорожонок наотрез отказался снимать костюм Деда Мороза – так вошел в образ. И пошел с женой через полгорода в этом новогоднем наряде! Наши друзья - коллеги из соседнего ресторана слегка на нас обиделись. Их публика уже собиралась часа в три расходиться. И тут нагрянули мы! Развеселившиеся посетители даже после четырех часов ночи требовали продолжения новогоднего праздника!
Восточные единоборства

В ресторанах иногда случаются драки. Эти события, как правило, бестолковые со всех точек зрения. Ни зрелищности, ни креатива, ни позитива! Одним словом – вульгарный мордобой! Но одно происшествие все-таки опишу.
Это было в лихие девяностые. Рядом со сценой за столиком сидел один симпатичный молодой человек с тремя красивыми дамочками. Он был явно приезжий. На это указывала его экзотическая внешность. Судя по смуглости и характерным чертам лица, можно было предположить, что он приехал к нам из Средней Азии. Жалею, что не спросил. Хотя в его внешности было и много европейского.
И вот сидит этот парень, прекрасно проводит время с симпатичными девушками и от их столика идут какие-то позитивные флюиды. И этот позитив вызывают огромное недовольство у компании, сидящей за соседним столиком и состоящей из трех молодых, достаточно накачанных и сильно нагрузившихся "аборигенов". А приезжий на вид был худощав и невысокого роста. Мужская компания начинает по одному подходить к его столику, заговаривать с ним и всячески портить вечер в надежде придраться к чему-либо. Затем местные ребята приглашают гостя выйти поговорить в фойе, и там втроем набрасываются на него! Кроме нас этого не видел никто. А со сцены фойе хорошо просматривалось.
Далее события развивались стремительно. Приезжий как-то от них увернулся, вбежал в зал, стал около своего столика и громко сказал:
— Все свидетели, они на меня напали первые!
Местные, размахивая кулаками, с воинственными криками бежали к нему. Но гость владел каким-то видом спортивных единоборств профессионально. Несколько неуловимых движений и все три грозных бойца лежали на паркете, не подавая признаков жизни. Причем один как-то умудрился угодить под стол, перевернув гостю все закуски и напитки! Так и лежал, с одной стороны стола торчали ноги, с другой бледное лицо.
Кто-то успел позвонить в милицию. Девушки официантки увели и спрятали мастера восточного боя куда-то в служебные помещения. И очень правильно сделали. Блюстители порядка его забрали бы для всяких допросов и протоколов. А так пришедшие милиционеры, покопавшись в карманах у лежащих "героев", расплатились по счету и, взяв бесчувственные тела за руки и ноги, утащили их по одному куда-то приходить в сознание.
Когда все улеглось, гость вернулся со своими спутницами. Официанты обновили им стол, и вечер продолжился. Весь зал очень зауважал этого парня, потому что все происходило у всех на глазах. Атака была отражена красиво и быстро! К приезжему гостю подходили люди, жали ему руку, хлопали по спине.
Ноты

Чтение нот с листа у меня поставлено достаточно хорошо. Но этот навык исчезает, если его не практиковать. И я старался какие-то партии песен записывать на ноты и читать с листа. Для этого ставил перед собой пюпитр (подставка для нот) и так поддерживал практику чтения нот. Официанты поначалу подходили ко мне, заглядывали в ноты и спрашивали:
— Зачем это? Неужели ты играешь по нотам?
— Нет. Так ставлю. Для вида!
Незнакомый язык

Как-то заказали нам песню "Поручик Голицын". Мы ее почему-то не знали. Но наш клавишник смело заявил, что споет ее сам и незнание текста – не помеха! Начали играть. Вместо слов, исполнитель на клавишных инструментах пел какие-то непереводимые звуки. Только в каждом куплете отчетливо слышалось:
 
"Не прячьте" патроны,
Поручик Голицын…
 
Когда это "фундаментальное" произведение закончилось, я спросил у "певца", на каком языке он пел?
— На "Донском".
Блеск

Как-то был у нас руководителем очень умный человек. Он рано облысел, и его голова очень хорошо отражала электрический свет и пускала зайчики. Руководитель был очень строг и часто ругался на клавишника, который позволял себе изредка опаздывать. В очередной такой вечер он особенно разворчался и услышал в ответ:
— Не блести, а?
За кадром

В одном из ресторанов города Воркуты играл на клавишных инструментах очень хороший музыкант. Он был родом откуда-то с Украины и совмещал работу в ресторане со службой в военном оркестре.
Как-то раз в этот ресторан зашел военный дирижер, под началом которого служил упомянутый музыкант и, увидев на сцене своего подчиненного, очень удивился. Потом на службе ему долго выговаривал за это. Нехорошо, мол, военному музыканту, участнику заслуженного коллектива в кабаке пятерки сшибать!
Был поставлен строгий ультиматум! Если еще раз его увидят на ресторанной сцене - будет из вооруженных сил уволен! А надо заметить, до военной пенсии этому музыканту оставалось пару лет.
Но не тут-то было! Русские украинцы так просто не сдаются! Смекалка - соображалка работает. На сцене нельзя, но кто сказал, что и за сценой нельзя?
Комната музыкантов находилась как раз за сценой через дверь. Были сделаны длинные шнуры для клавишных инструментов и микрофона. В процессе исполнения музыкант вальяжно сидел в комнате за столом и играл и пел, слушая других через дверь. Потом даже вошел во вкус и понял насколько это удобно. Не надо переодевать оркестровую форму. А между песнями можно выпить и закусить!
Иллюзия

Один воркутинский музыкант, воспользовавшийся тем, что жена уехала в отпуск, пригласил к себе домой любвеобильную девушку. И вот в самый разгар страсти открывается дверь и заходит уехавшая жена! Она добралась до Сыктывкара и вдруг обнаружила, что не взяла с собой какой-то важный документ и вернулась за ним домой. Тут уж, как говорится, делать нечего – парочка поймана на горячем! Ничего не придумаешь в оправдание. Музыкант вскакивает с постели, простирает руки к жене и восклицает:
— Не верь глазам своим!
Интеллектуал

Как-то прихожу в один из воркутинских ресторанов заменить коллегу музыканта. В комнате сидит исполнитель на клавишных инструментах и саксофоне и разгадывает кроссворд. Он что-то бормочет, напряженно смотрит в журнал. В общем, интеллектуально развивается. Вдруг спрашивает меня:
— У тебя есть придатки?
— Вроде как имеются. Руки, ноги.
— Это у тебя – ложноножки и "ложноручки"!
Плен
Воркута – это крайний Север, заполярье. Там всего десять месяцев зима, остальное – лето! За зиму наметает снега по второй этаж. По поверхности ходят люди, протаптывая тропинки и утрамбовывая снег. Ближе к полярному лету снег кое-где подтаивает. Образуются проталины метра три-четыре глубиной.
Один знакомый гитарист шел ночью из ресторана и провалился в такую снежную яму. Как он ни пытался выбраться сам, ничего не получалось. Снег вокруг был рыхлый и только осыпался вниз. Опереться было не обо что!
Бедному музыканту приходилось только грустно любоваться звездным небом через отверстие полыньи. Иногда он закуривал сигарету.
Холод начинал сковывать члены. Кругом был снег и лед. Стояла глубокая ночь. Проведя так пару часов и начиная уже впадать в отчаяние, музыкант вдруг услышал, что по поверхности кто-то идет. Это на его счастье был какой-то шахтер, который шел на утреннюю смену. Гитарист закричал, чем привлек к себе внимание. Опытный прохожий подполз к краю промоины, снял с себя кожаный длинный и крепкий ремень и спустил его вниз. Музыкант подпрыгнув, схватился за конец ремня и кое-как выбрался на поверхность.
Розыгрыш

Музыканты, как известно, народ веселый даже в условиях Крайнего Севера, а на первое апреля особенно. Что только этот неунывающий народ не выдумывает, чтобы скрасить свою и без того нескучную работу. Раз на первое апреля клавишнику заклеили клавиатуру прозрачной толстой клейкой лентой вдоль всей длины так, что при нажатии нескольких нот звучали все клавиши. И когда прозвучал на фортиссимо (очень громко) первый аккорд, состоящий из семидесяти трех нот, то всех и, прежде всего, самого исполнителя чуть не хватил удар!
Настоящий

Как-то очень поздно ночью выходим мы с коллегой из ресторана. Он уже закрывался на ночь, и свет был выключен. И вдруг к нам походят двое пьяных громил, наголову выше нас и объемнее раза в три. Узнав, что мы музыканты, эти ночные грабители потребовали от нас срочно купить им водки, причем за наш счет, а не то… (при этом они красноречиво продемонстрировали свои пудовые кулаки).
Мой спутник незаметно вынул из кармана какой-то маленький предмет и резко прыснул сильной струей сначала одному, а потом второму бугаю в лицо. Первый столбом рухнул в кусты сразу, а второй широкими финтами помчался по центральной улице Воркуты. Да так быстро, что его через три минуты уже и след простыл!
А мы спокойно направились по домам, беседуя о том о сем. Как пояснил мой приятель, это был нервнопаралитический газ военного назначения.
Стеснение

Работали мы как-то с одним гитаристом, стояли рядом на сцене. И вдруг у него во время работы слетел со штифта передний, самый заметный зуб. Музыкант нашел его среди проводов на сцене, тщательно вытер и приладил на место.
В этот вечер к нему подходили заказывать музыку молодые симпатичные девушки. Гитарист им лучезарно улыбался, слушал заказ, потом звучала песня. Но когда музыкант начинал подпевать, его злосчастный зуб вдруг улетал метра на полтора вперед и терялся на сцене! Пострадавший в перерывах между песнями срывался с места бежал туда, где приземлился зуб, отстранял клиентов, чтобы на него не наступили и зуб возвращался на свое место. Это было одновременно и забавно и трогательно! А так как это был очень хороший мой товарищ, то я знал, что уронить марку (музыканта) и появиться перед молодыми девушками без зуба он просто не мог!
Зачинщик

Эту историю вместе с фотографиями мне прислал воркутинский рок музыкант Юра Механиков – лауреат республиканского рок-фестиваля в Сосногорске (республика Коми).Группа блистательного вокалиста и композитора Александра Г.Р.А.Т.А., в составе которой был Юра, завоевала гран-при на этом фестивале.
Пересказываю с его слов.
Дело бы в воркутинском ресторане "Современник" в июне 1984 года. Часть кабака гуляет свадьбу. Остальные – просто обычные посетители. В самый разгар веселья началась драка. Вся свадьба с кем-то "месится", а за ближним к сцене столиком сидит товарищ вообще "никакой". Короче – в хлам! Кто-то подбегает к нему и с размаху бьет! Тот падает, но успевает зацепить скатерть и накрывается ей вместе со всей сервировкой. Приехали менты. Драка разбежалась, и перед сценой лежит только этот пьяный бедолага под скатертью и салатом. Официантка видит, что крайних не найти, показывает милиционерам на этого клиента. Вот он – главный! При этом начинает перечислять стоимость разбитой им посуды, в который включила, наверное, все разбитое со времен открытия ресторана.
Краеведение

Иногда в городе Воркута даже в общественном транспорте можно было встретить странно одетых в одежды из оленьих шкур людей. Это были коренные обитатели тех мест – представители северных народов. А так как Воркута находится в республике Коми, то городские жители называли их "комики".
Как-то прогуливаясь по улицам, я заметил краеведческий музей и решил туда зайти. Заплатив за билет, с удивлением увидел, что музей пуст. Молоденькая экскурсовод обрадовалась несказанно и начала проводить для одного меня экскурсию по этому маленькому (один небольшой зал) музею. И вот из этой довольно интересной лекции я узнал что люди, которых мы встречаем в городе – ненцы. Это кочевой народ, который занимается разведением оленей и относится к монголоидной расе. А народ Коми живет гораздо южнее и относится к угрофинам. Выглядят они иначе.
От Светланы Леонтьевой (фото)
От Светланы Леонтьевой (фото)

Светлана Леонтьева ; солистка вокально-инструментального ансамбля Гродненского педагогического института. Также работала в ресторанах "Белосток", "Радуга", "Гродно", "Карат" (г. Гродно), "Космос" (г. Воркута), варьете "Хорус". Лауреат Конкурса Польской песни. Участница Клуба бардовской песни "Автограф".
Из жизни ресторанного музыканта и не только...

Приемная комиссия принимает музыкальную программу у ресторанных музыкантов.
Вопрос из недр комиссии: "Как называется то, что вы играли?"
Марик Эдельштейн: "Девушка из Ипанэмы".
Культурный шок у комиссии, потом вопрос (голосом, не предвещающим ничего хорошего): "Какая девушка?"
Марик молчит.
Вопрос: "А кто автор?"
Марик: "Антонио Карлос Жобим".
Культурный шок у комиссии, молчание, совещание в верхах, потом вопрос: "Скажите, неужели нет НАШИХ, ХОРОШИХ авторов…?"
Марик: "Видите ли, это инструментальная пьеса…"
Комиссия: "Ну, какая там она уже не особо и инструментальная…"
 
На сцене "Карата" гитарист Сергей Чупрына (по-моему, так его фамилия), я и негритенок Стела за клавишами.
Поддатый гость останавливает официанта и спрашивает, указывая на сцену, непонятно на кого: "Как зовут…?"
Официант, в запарке не въехав, на кого указ;ет перст, отвечает: "Стела!"
Гость взгромождается на сцену, обнимает меня за плечи и говорит в микрофон: "Дорогая Стелочка щас нас поздравит!"
Сергей валяется, я и Стела вымученно улыбаемся.
 
Гена саксофонист
Гость: "Сколько стоит песню заказать?"
Гена: "А какие у вас предложения на данную тему?"
 
Витя Васяткин
Перерыв на репетиции программы варьете, музыканты играют в карты в фойе ресторана. Подходит мент и говорит (белорусский прононс): "Немедленно прекрацице!"
Продолжают играть.
Мент: "Я што, не по-русски гавару?"
Васяткин: "По-русски. Но с акцентом".
 
Гродно – Воркута 1978-1993


Рецензии