Струны понимания. Глава 83

1. В этой главе мы продолжаем разбор первого смыслового фактора “нить” (02001) асперономной модальности (02) на материале библейской истории об Иосифе и его братьях.

2. Став рабом Потифара Иосиф вскоре обнаружил деловые способности и приобрел доверие своего хозяина, который стал давать ему ответственные поручения и наделил его властью. Однако жена Потифара, которой понравился красивый молодой раб, стала предлагать ему вступить с ней в связь. Когда Иосиф отказался она обвинила его в попытке ее изнасиловать и Иосифа посадили в тюрьму. Вот этот текст.

1. Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей.
2. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.
3. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех.
4. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
5. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.
6. И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицом.
7. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною.
8. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки;
9. нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?
10. Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею,
11. Случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было;
12. она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мною. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон.
13. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон,
14. кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом,
15. и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон.
16. И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой.
17. И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною,
18. но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон.
19. Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: «так поступил со мною раб твой», то воспылал гневом;
20. и взял Иосифа господин его, и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там, в темнице.
21. И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы.
22. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем.
23. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех.(Книга Бытие 39:1-23)

3. Здесь деловой успех наделенного властью Иосифа (контекстное поле субьекта власти F) отображается полноценной тематизацией  распорядительной линии FD, которая таким образом уравновешивает его отчужденное и зависимое положение чужака (среднее левое контекстное поле “чужих” Е) и раба (нижнее левое контекстное поле мира/рынка D). Внутри этой демонстраномной парадигмы идентичности FED Иосифа связывает с Потифаром оказанное ему хозяином доверие и вытекающие из него нравственные обязательства (отображаемые угловой обязательственной диагональю EF), которых Иосиф в отличие от Иуды (см. предшествующую главу) отнюдь не собирается нарушать.

4. Жена Потифара (ее положение хозяйки дома в данном случае отображается верхним центральным полем субъекта власти F), привлечeнная красотой Иосифа (верхнее правое контекстное поле совершенных жизненных форм В), предлагает рабу (нижнее левое контекстное поле мира/рынка D) вступить с ней в связь и тем самым обмануть Потифара и воздать ему злом за добро. Таким образом ее парадигма идентичности здесь это параномика BFD (греческий предлог пара может иметь значение "против").

5. Однако в этих условиях Иосиф ведет себя как человек, сознающий свою нравственную ответственность (нижнее левое контекстное поле независимой автономной личности С), вытекающую из его обязательств (угловая обязательственная диагональ ЕF) перед доверившимся ему хозяином F. Таким образом перед нами основная парадигма личной нравственной ответственности просопономика CEF, центральной осью которой является нормативная диагональ СА, связывающая личность C в нижнем правом углу контекстограммы с верхним левым контекстным полем общих принципов истины и справедливости С.

6. Основной вопрос здесь: каким образом порабощенный Иосиф (нижнее левое контекстное поле мира/рынка D), смог достичь способности к независимой и ответственной нравственной позиции, связанной с просопономной тематизацией нижнего правого контекстного поля автономной личности С? Путем к этому новому, более глубокому уровню самосознания и личностного развития для Иосифа явилась тематизация нижней квантономной половины DKC асперономики IDKC в рамках внутренней работы, использующей возможности интересующего нас асперономного смыслового фактора "нить" (02001).

7. Попробуем в общих чертах используя контекстограмму реконструировать ход этой внутренней работы. 18й псалом поможет нам это сделать.

1. Начальнику хора. Псалом Давида.
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще.
7. От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни — истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Псалтирь 18:1-15)

8. В одной из предшествующих глав я уже дал контекстный анализ начала этого псалма (стихи 1-7), при этом выяснив его соотношение с космологией (день и ночь, небо и земля, центральная роль Солнца, как носителя божественных речений/логосов и в это смысле символа универсального Логоса). Теперь напомню тем из моих читателей, кто познакомился с моей книгой Свиток и сапог, что в третьей части этой книги я даю подробный анализ 18 шагового алгоритма идентичности (по два шага на каждый из стихов 8-14 и 4 шага в заключительном 15 стихе).

9. Ниже я в самом кратком варианте даю обзор первых 6 шагов этого алгоритма и их отображений внутри контекстограммы в связи с историей Иосифа.

10. 1) Нормативная диагональ СА, связывающая нижнее правое контекстное поле автономной личности С с общими принципами истины и справедливости в верхнем левом контекстном роле А. Стих 8. "Закон Господен совершён, укрепляет душу." Более точный перевод с еврейского мог бы быть пожалуй "Учение Господне целостно, возвращает душу" (Torat Hashem tmimah meshivat nefesh)".

11. 2)Левый (а от наблюдателя правый) отрезок АF верхней сигнификативной горизонтали АВ (где В верхнее правое контекстное поле жизненных форм). F это центральное верхнее поле субъекта власти, а также субъекта любого направленного на объект Н действия. Этот отрезок можно связывать с планированием. Стих 8. "Свидетельство Господне верно, умудряет простецов" (мой перевод этого ключевого псалма слегка отличается от синодального в некоторых местах ЛБ)

12. 3)Центральная вертикальная инструментальная ось FH ориентированного на обьект действия. Стих 9 (часть 1): "Повеления Господа праведны, веселят сердце". Слово pekudim, которое здесь переведено как "повеления" означает практические конкретные распоряжения, что хорошо соответствует характеру инструментального действия.

13. 4) Левый (а от наблюдателя правый) отрезок HD нижней горизонтальной репрезентационной оси CD. Стих 9 (часть 2): "заповедь Господа светла, просвещает очи." Речь идет об исправлении ошибок внутри только что законченного инструментального действия и улучшении его результата/продукта в нижнем контекстном поле обьектов/ценностей Н, откуда эта вновь созданная ценность будет перенесена в левое нижнее контекстное поле мира/рынка D. Для этого необходимо внутреннее духовное зрение, которое одно может позволит носителю данной ценности сделать свое присутствие в проблематичном поле мира/рынка D осмысленным и продуктивным. Таким образом перед нами здесь интенсивная тематизация левой половины репрезентационной оси CB, которая одновременно является центральной горизонтальной осью интересующей нас асперономики IDKC. Такая интенсивная тематизация требует духовного видения (т.е. "просвещения очей" заповедью),она соответственно должна быть не вниз направленной прагматономной/самоцентрической CID, а вверх направленной квантономной/теоцентрической DKC.

14. Здесь разорванная в клочья материальная нить/ткань/разноцветная одежда прежнего самоцентрического существования Иосифа должна была быть заменена новой духовной теоцентрической нитью/тканью/одеждой, которая тем самым радикально меняла характер его присутствия в контекстном поле мира/рынка D. В терминах известной притчи Иисуса прагматономная Марта должна была теперь уступить главную роль квантономной Марии, сидевшей у ног посланного Богом учителя в нижнем месономном контекстном поле смысловых ориентаций К.

15. Из благополучного и защищенного, хотя и наполненного взаимным озлоблением и интригами семейного самоцентрического "рая" проданный в Египет раб Иосиф теперь попал в безразличный к его судьбе и желаниям рабовладельческий "ад". Но "ад" и "рай" понятия относительные и их содержание зависит от их конкретного духовного наполнения, то есть от явленности или неявленности Божественного присутствия, обусловленной интенсивной духовной (квантономной) или экстенсивной материальной (прагматономной)устремленностью данного индивида. По замечанию одного из ранних суфийских святых Абу Мухаммада Джафара Садика, сохраненному в Жизнеописаниях Фарида Ад Дина Аттара: " В рай попадет тот, кто не жалеет сил и отдает всего себя служению у ног Господа; а в ад попадет тот, кто полагается на себя и является рабом своей телесной сущности".

16.Лишившись отца и братьев Иосиф теперь должен был заняться переориентацией своего внутреннего существования на Бога и его заповеди: преимущественно прагматономная тематизация асперономики таким образом постепенно уступала место преимущественно квантономной, в которой явленность божественного присутствия и одобрения становилась центральным критерием жизненного поведения. Такая жизнь в страхе Божьем, то есть с постоянным учетом мнения Бога о наших поступках упоминается в следующем стихе 18 го псалма, соответствующем пятому шагу алгоритма идентичности: " Страх Господень чист, пребывает вовек" (стих 10 часть 1).

17. Этот пятый шаг алгоритма в контекстограмме отображается восходящим вверх по формативной диагонали DB энергетическим вектором. Иосиф, с продажей в рабство D, утративший свое место в отцовском доме, как воплощении относительно совершенных жизненных форм (верхнее правое контекстное поле жизненных форм В) теперь вновь поднимается по той же диагонали и занимается строительством нового, уже не самоцентрического, а теоцентрического, пребывающего внутреннего дома, физической рамкой которого служит дом купившего его Египтянина, а подлинным центром которого является божественное присутствие. Как указывает автор библейского рассказа об Иосифе: " 2. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина.3. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех....5. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле.". Как отмечает вышеупомянутый Джафар Садик: "Бога нельзя встретить, пока страдание не заставит нас по настоящему нуждаться в Нем и мы не станем искать Его, как утопающий, зовущий на помощь."

18. Успех Иосифа таким образом зависел от его способности переосмыслить и переустроить свое внутреннее бытие в соответствии с структурными принципами божественного Логоса. А это в свою очередь определило взаимодействие экзистенциального и месономного уровней идентичности в плане продуктивной реализации энергетических импульсов/интуиций/логосов в экзистенциальной действительности. Об этой реализации, как результате божественного присутствия и благоприятного суждения идет речь в следующем шестом дарительном шаге алгоритма идентичности, отображаемом в контекстограмме полугоризонтальной рекогнитивной/признавательной диагональю ВЕ: "Суды Господни истина, все справедливы" (псалом 18, стих 10, часть 2). Иосиф в среднем левом контекстном поле "чужих" Е здесь  оказывался получателем божественных дарований и это обстоятельство не укрылось от внимательного взгляда его египетского хозяина. В следующей главе мы обсудим, каким образом могло происходить переосмысление Иосифом собственной жизни и на чем оно могло основываться. 

 


Рецензии