Калининград 70-е

     Каштаны по улице Димитрова стройным рядом отбрасывали тень на тротуар в солнечные часы лета. По моим воспоминаниям этот сезон был более устойчивым, стабильным в лучезарности, ясности, безоблачности и теплоте погожих деньков, чем сейчас. Погода баловала. Под огромными каштановыми деревьями, в тени развесистых крон возвышались холмики, покрытые зеленой и густой травой. На этих высотках мы, местная детвора собирались и играли в войнуШку;.
     Штабы строить не приходилось. Они были под нашими ногами. Бугорки - немецкие бомбоубежища, бункеры. Ох, сколько их тогда было в Калининграде и области ещё не засыпанных, не запечатанных. Правда входы в них закрывались, подпирались либо мусором, либо булыжниками, но ребята, что постарше не находили труда их взламывать. Очень хорошо помню день, когда тяжелая, массивная  дверь с недовольным скрипом поддалась в один из бункеров и открылась.
     Нашему взору предстал длинный коридор, если его так можно назвать и темень, разинувшая на нас свою пасть. Несколько минут мы стояли в тишине, оторопевшие, вглядываясь в мрак и вдыхая холодный воздух подземелья.   
     Первые смельчаки вступили в густые потемки и включили карманный фонарик. Остальные пошли за ними. Страшно и холодно. Туннель, цементные стены сухие, серые. Там впереди они упирались в еще один закрытый проем. Запах земли морозил, поднимал кожу в пупырышки, но любопытство - движущая сила. Интересно было дойти до той двери.
     Странные чувства овладевают человеком, пусть даже и маленьким... Вкус давно минувших лет, где в помине не было тебя, влечет, засасывает своей таинственностью, время уносит в не твое прошлое, и фантазия или же вселенская память предоставляют тебе картины былого, иногда так красочно и реалистично, что впору задуматься о путешествиях во времени;.
     Туннель все не заканчивался, свет позади нас стал походить на белую точку. Наше напряжение угнетало и без того тяжелую атмосферу бомбоубежища.
     Вот она дверь. Среди серых стен казалась темной и опасной. Осторожным движением кто-то из нас взялся за дверную ручку и с удивительной легкостью её открыл. Свет от фонаря стал перемещаться от стены к стене, от потолку к полу. Все что мы могли увидеть в пятне света,  это: черный и длинный кожаный диван, кресло тоже черное и кожаное, маленький опрокинутый наземь столик, черный довоенный телефон и.... Можете верить, а можете и не ..., но на одном из стульев в какой-то полулежачей позе сидел скелет человека на голове которого покоилась черная, наверное,  SS-совская фуражка офицера. Не трудно представить, что после увиденного наша напряженность лопнула, как шар и с неистовым визгом мальчишки и девчонки, спотыкаясь и толкая друг друга помчались прочь, подальше от бездны в которую заглянули : " если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя" Ницше.
     Вот такие были времена;. Калининград 70-е годы. Под огромным впечатлением,  видимо кто-то из ребят рассказал увиденное (я молчала, как партизан ) взрослым и через несколько дней бункер был навечно закопан, вход зацементирован. Все,  что напоминало о его существовании - вентиляционные трубы, торчащие из под земли.

    
    


Рецензии