Слышишь, бог? - Ты лжебог. - Мысль
Ты любишь всё. В тебе – вселюбовь. Ты бог.
Но знай: сие – лжереальность; так – лишь до той поры,
пока у тебя всё хорошо. Когда же в твою жизнь войдёт
реальное «ПЛОХО», от твоей вселюбви не останется и следа.
Ибо отец твой – диавол. Слышишь, бог?
Когда же от твоей былой вселюбви не останется и следа,
ты познаешь реальную ненависть – ко всему.
Видишь, бог? – Твой отец – диавол. Ты лжебог.
Когда же, наконец, ты возненавидишь себя-лжебога,
ты скажешь диаволу: «Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн».
И тогда в твою жизнь войдёт БОГ.
Твой ОТЕЦ. Твоя ЖИЗНЬ. И твоя ВСЕЛЮБОВЬ.
Но ты вопияй: «БОЖЕ, милостив буди мне, грешному…»
Свидетельство о публикации №218050101749
Думается, не лишним будет посмотреть на содержание произведения с позиции духовной психологии.
Тогда лжебог - это извращенное представление о себе, "я-концепция", пришедшая на смену истинной сути.
А диавол - не что иное как эго, то есть идея отделения от Бога, Единства, Истины, идея обособленности, противопоставленности другим и стремление заместить собою истинного Бога.
Человек во власти эго любить не способен. Вообще, никак! Но хитроумное эго может навеять сон любви, создать миражи псевдолюбви. И человек практически впадает в безумие, хотя внешне оно кажется очень даже привлекательным.
Постоянно пребывать в иллюзии любвыи невозможно, и кто-нибудь обязательно помешает "любить". От любви до ненависти, как известно, один шаг. А почему? Да потому, что никакой любви на самом деле и не было! Было затмение разума, которое человек принял за любовь.
После того, как поднялись на поверхность сознания злоба, страх и ненависть, перед человеком возникает выбор: снова впасть в сон любви, делая хорошую мину при плохой игре, или мужественно посмотреть на то, что из него сделало эго. Посмотреть, ужаснуться и - молить Бога о спасении. Просить Бога о спасении от всех мыслей и чувств, в которых нет Любви. И в освободившийся от эго-мыслей разум приходит Бог и поселяется в духовном сердце человека. Чего еще желать!
Прошу прощения, что вторгаюсь в творческое вИдение автора, но мне кажется последняя строчка выпадает из логики данного стихотворения в прозе. В самом деле, если "... в твою жизнь войдет БОГ (...) И твоя ВСЕЛЮБОВЬ", то о какой греховности может идти речь? Как это может быть - иметь в себе Бога, быть преисполненным любви - и при этом быть грешным? По логике молитва "Боже, милостив буде мне грешному" должна произноситься после слов «Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн». В этом случае всё встает на свои места - в ответ на молитву в жизнь приходит Бог, а вместе с ним и святость. А вот когда по каким-то причинам мы снова отпадаем от Бога - обижаемся, злимся, нападаем и т.п. - когда эго снова берет над нами власть, только тогда возникает необходимость констатировать в молитве свое грехопадение. Если же постоянно называть себя грешным, независимо от того есть в твоем сердце Бог или нет, то не бросает ли это тень на самого Бога?
Аркадий Князьков 17.10.2018 01:09 Заявить о нарушении
Отвечая на Ваш основной вопрос, скажу, прежде всего, о том, что, пиша и рассуждая о том,
о чём я пишу и рассуждаю, – я пишу и рассуждаю с позиции человека отнюдь не святого и отнюдь не совершенного.
Кроме того, я пишу и рассуждаю исходя не только из своего (минимального) духовного опыта, а и из гигантского духовного опыта св. Отцов.
Так вот: св. Отцы учат, что человек, который правильно движется по лествице богоуподобления (т.е. обоживается, освящаясь и совершенствуясь),
непременно – по мере своего духовного приближения к Божеству – реально ощущает и видит всё возрастающую степень своей греховной испорченности.
Но это происходит не оттого, что этот человек реально портится, а оттого, что он реально ощущает и видит Реальную Божественную Всечистоту.
И на Фоне этой Всечистоты он постигает то, как чудовищно обезображен он, во-первых, первородным грехом,
а во-вторых, всеми теми грехами, которые совершены им (и продолжают так или иначе им совершаться) за время земного его существования.
Так как же тогда, спрашивается, человеку, находящемуся в таковом благословенном и благодатном духовном устроении-осознании,
не молиться молитвой мытаря («Боже, милостив буди мне, грешному») или молитвою Иисусовой
(«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»)?.. – тем более что эти молитвы, по сути, тождественны.
Видите, Аркадий? – речь идёт об адекватном духовном зрении (зрении себя и Бога)
и о духовном смирении, соответствующем этому духовному зрению.
А коли это так (а это именно так), то о каком же тенебросании на Бога можно тут помышлять?
Нет, нет, нет, тут нет и тени тенебросания на Бога.
Кроме того, Аркадий, следует полагать, что человек, приблизившийся к Божеству настолько близко,
что мы с Вами даже и помыслить не можем о мере этого приближения,
коренным образом меняет (не переставая, однако же, молиться в о о б щ е) образ своей молитвы к Богу.
Аркадий, в связи со всем вышесказанным, мне хочется упомянуть ещё о нескольких важных вещах.
Во-первых, утренние молитвы всякого православного мирянина начинаются именно
с молитвы мытаря, т.е. «Боже, милостив буди мне, грешному».
Во-вторых, православное монашество на протяжении уже многих веков практикует Иисусову молитву.
Аркадий, ответил ли я хотя бы частично на ваше вопрошание?
Сердечно благодарю Вас за внимание к моему творчеству
и за Ваши превосходные рецензии-отклики.
Вы очень умный, очень талантливый и очень приятный в общении человек.
С глубоким уважением
и искренней признательностью))
Владимир Астраков 21.10.2018 19:19 Заявить о нарушении
Я задал квази-риторический вопрос, поэтому не ожидал столь развернутого ответа. Однако Ваш горячий отклик побуждает меня пояснить, что значит бросить тень на самого Бога.
Строго говоря, никто и ничто не может хоть как-то повлиять на Бога, нанести Ему даже микроскопический ущерб. Такое можно представить только в болезненных фантазиях, но именно в них мы большей частью и живем, правда, называем это реальностью. К этому пункту мы еще вернемся...
Вы справедливо отмечаете, что люди, посвятившие себя Богу, по мере приближения к Нему, начинают более отчетливо и глубоко осознавать тот велиикй грех, который они (и мы все) совершили, отпав от Бога. Здесь всплывает аналогия с кругом знания: чем больше мы знаем, тем больше соприкасаемся с незнаемым, и в конце концов заявляем вслед за Соктратом: "Я знаю, что ничего не знаю". Если рассматривать молитвенную практику и, шире. духовный рост как линейное движение (линейную функцию), прийти к Богу никак не возможно. Ведь чем больше и яснее человек осознает свой онтологический грех, тем меньше у него оснований и морального права получить билет в Рай, соединиться с Богом. Такого рода умонастроение описано в притче о блудном сыне: "Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим". - Всё, тупик!
Но к счастью, Бог делает дорогу к Нему нелинейной - Он сам идет навстречу искренне раскаившимся грешникам, распахивая Свои объятия: "...увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его".
Теперь вопрос: можно ли считать грешным сына Божьего, если он "был мертв и ожил, пропадал и нашелся»? Добавим к этому, что нигде в притче отец не то что не называет сына грешным, но даже не упрекает его. В том суть Любви Божьей.
Всё, к чему прикасается Бог, становится безгрешным, святым. Но Бог не просто прикасается к нам, Он живет в нас! Разве может Он покинуть Своих детей? Они - в своих фантазиях - могут. В реальности - нет.
Вселенская драма заключается в том, что после Отпадения разум детей Божьих стал расщепленным: одна часть осталась с Богом, в Боге и пребывает в Любви Божьей, а другая решила создать свой мир с особой, мирской любовью, с законами, продиктованными отнюдь не Любовью Божьей; в этом мире всё подвержено разрушению и разъединению, в этом мире все друг друга едят...
Какую часть разума считать истинной? Они настолько отличаются, что обе не могут быть истинными. Очевидно, истинным можно считать только то, что органически связано с Богом. И вот получается, что человек одновременно КАК БЫ и грешен, и свят! Но святость это его истинное свойство, а греховность - привнесенное. Это как маска шута на лице короля, король может прикинуться шутом, скоморохом, поиграть в игру с переодеваниями, но стоит ему сбросить маску, - он снова король.
Сложилась запутанная ситуация. Содной стороны, как дети Божьи, мы святы - Бог творит только подобное Себе, а в Его святости никто не сомневается. Называть детей Бога грешными как раз и означает БРОСАТЬ ТЕНЬ на Бога.
С другой стороны, мы признаем разрыв с Богом, и следовательно, лишаем себя Его святости, становимся грешниками. Разрыв с Отцом Небесным явление духовное, не видимое телесными глазами, но символически оно проявляется в наших отношениях. Отношения без любви греховны. Они подтверждают наш выбор жить без Бога. Но кто нам мешает открыться истинной любви, пригласить ее в наши отношения?
Любовь - единственная реальность, и жизнь без Любви - не более чем сон разума. Если мы усердно молимся "Боже, буди милостив мне, грешному", но при этом не хотим видеть в брате того, кто достоин Любви, мы ходим по кругу, обманываем и Бога, и себя.
А вот когда в сердце поселилась, как Вы пишете, ВСЕЛЮБОВЬ, когда Бог принял в Свои объятия блудного сына, называть себя грешным - ну, это какое-то извращенное кокетство! :)
Надо сказать, в православии используется Иисусова молитва и без слова "грешному": «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!» http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-ponyatiya-i-ego-granicy
Владимир, надеюсь, не утомил Вас своими рассуждениями, я старался изложить их как можно короче, хотя тема просто необъятная.
Спасибо Вам за вдохновение и доброе участие.
Аркадий Князьков 26.10.2018 02:04 Заявить о нарушении
Нет-нет, Вы меня ничуть не утомили. Общение с Вами полезно для меня.
Аркадий на весь Ваш (по-своему справедливый, но человеческий, слишком человеческий) посыл
я могу ответить только этим: к СЧАСТЬЮ, не нам, людям, обитающим в этом пространстве–времени и на этой земле,
выносить окончательный и бесповоротный вердикт о том, насколько мы греховны и греховны ли мы вообще,
и о том, осуждены мы будем Богом или оправданы после нашего ухода отсюда...
ВСЁ РЕШИТ БОГ. А наше Дело – Делать. Делать в соответствии с Заповедями Божиими.
Делать – веруя в БОГА и БОГУ, надеясь и уповая на БОГА, любя БОГА и любя ближнего своего.
Аркадий, Вы не совсем верно толкуете мою миниатюру.
Поймите, я рассуждаю с позиции человека грешного и согрешающего,
а не с позиции человека святого и совершенного.
Аркадий, я и Вам по-дружески советую стоять (пока Вы живёте на этой земле)
на позиции человека грешного и согрешающего. Стоять и не сходить.
Ради БОГА, не вставайте на позицию человека святого и совершенного.
Да, в своей сокровеннейшей Глубине мы святы и совершенны.
Но наша святость и наше совершенство для нас, нынешних и грешных,
пребывают Далёкой и Глубокой Потенцией – в ГЛУБИНЕ БОЖЕСТВА.
Но, по Милости БОЖИЕЙ, наши потенциальные святость и совершенство,
так или иначе актуализируясь в нас, нынешних и грешных, п и т а ю т нас.
П и т а ю т нас Благодатью БОЖИЕЙ. П и т а ю т, разумеется, при нашей готовности
сопрягать нашу, человеческую, волю с Волей БОЖИЕЙ.
К чему я всё это написал, Аркадий?
А к тому, что не надо ставить телегу впереди лошади
и тем самым выдавать желаемое за действительное,
т.е. своевольно представлять П О Т Е Ц И А Л Ь Н О Е как актуальное.
ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ, Аркадий.
С неизменным к Вам уважением,
Владимир Астраков 30.10.2018 13:56 Заявить о нарушении
Возможно я неправильно понял Ваше величественное слово ВСЕЛЮБОВЬ. Мне показалось, что этим словом Вы обозначаете истинную, Божью любовь, а там. куда пришла ТАКАЯ любовь, уже нет места греху. Человек, в сердце которого одна только Любовь, воистину свят.
Наверное, я ошибся, когда дерзнул усомниться в логике Вашего стихотворения в прозе. Помните, с чего началась дискуссия? Я гаписал: "В самом деле, если "... в твою жизнь войдет БОГ (...) И твоя ВСЕЛЮБОВЬ", то о какой греховности может идти речь? Как это может быть - иметь в себе Бога, быть преисполненным любви - и при этом быть грешным?"
Мне и сейчас не понятно, как можно совместить ВСЕЛЮБОВЬ и грех. Разве можно быть немножечко беременной?
Впрочем, я искренне благодврен Вам за Ваши развернутые, глубокие и такие добрые ответы!
Единственное, с чем мне трудно согласиться, так это с Вашим утверждением, что мой посыл "человеческий, слишком человеческий".
Должен признаться, что у меня, как и у Вас, есть определенный духовный опыт и приобщение к литературе духовного содержания, и мысли мои вдохновляются - наперекор интеллектуальному устройству - источником неизмеримо более высокого порядка. Не подумайте, что я какой-то медиум или что-то в этом роде. Всё достаточно просто, прозрачно и, самое главное, подтверждается практикой:
"По плодам их узнаете их".
Еще раз благодарю Вас за внимание ко мне и за радость ощутить свет Вашей тонкой души!
Аркадий Князьков 13.11.2018 01:17 Заявить о нарушении
Ну откуда Вы это взяли-то?
В моей миниатюрке я фиксирую только (!) н а ч а л о
подлинного приобщения человека-грешника к БОЖЕСТВЕННОЙ ВСЕЛЮБВИ.
А так как человек-грешник находится только в сáмом н а ч а л е
своего Пути к безгрешию, то он – пока – не может так или иначе не согрешать.
Но постепенное приобщение к ВСЕЛЮБВИ постепенно исцеляет человека-грешника,
и он согрешает всё меньше и меньше...
Из сказанного выше – совершенно очевидно следуют явные целесообразность,
необходимость и спасительность молитвы мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному».
Аркадий, если мои предыдущие речи чем-либо Вас огорчили или обидели,
то я прошу Вас простить меня, ради Бога.
Думается, что наша беседа под этой миниатюрой себя вполне исчерпала.
А потому я полагаю, что эту беседу можно и нужно окончить.
Я считаю, что мы с Вами достаточно прояснили и уяснили
как собственные позиции, так и позиции друг друга.
Аркадий, я сердечно благодарен Вам за общение со мною.
Общение с Вами было для меня небесполезным и плодотворным.
С душевным теплом
и благодарным поклоном...
Владимир Астраков 15.11.2018 13:27 Заявить о нарушении
Ваш ответ полностью прояснил для меня Вашу позицию, поэтому - согласен! - обсуждение исчерпало себя.
Желаю Вам новых творческих успехов и всего доброго!
Искренне Ваш,
Аркадий.
Аркадий Князьков 16.11.2018 15:42 Заявить о нарушении