Для кого и зачем писать?

 - вот предмет данного рассуждения. Мы с вами часто слышим такой вопрос.

Давайте проведём демаркационную линию между писателем (поэтом) и журналистом. Для журналиста, действительно, необходимо чётко ставить этот вопрос: он выполняет заказ для кого написать и получает зарплату - зачем писать. Большое счастье для честного журналиста, если он пишет то, с чем согласен. Но он подневольный работник, и такое счастье выпадает не всегда.

Писатель или поэт создает своё произведение, на мой взгляд, ни для кого: появилось то, что получило зачатие, развитие и рождение. (Оставим в стороне конъюнктурных писателей). Часто произведение ложится в стол до поры до времени. Примеров тому много. О заработке, как правило, речи не идёт. Произведение может быть плохим или хорошим - это дело пятое, зависит от дарования.

Достоевского читают, перечитывают, изучают во всем мире. Статьи талантливых журналистов - узкие специалисты. На журналиста можно выучиться, имея определённые  к тому способности, а на писателя - нет. Писателем  рождаются.

А ещё можно сравнить, например, с бегом на короткую дистанцию и марафон. Нет спортсмена, который занимался бы обоими видами бега. Журналист и писатель - это один бегун на короткую дистанцию, а другой - на длинную. Правда, тут бывают люди, талант которых проявляется почти одинаково на этих двух разных поприщах.

Один из читателей написал, что вряд ли получится провести демаркационную  линию, и называет имена И.Эренбурга, К.Симонова, Э. Золя, из современных Дэна Брауна; упоминает, что  Ю.Поляков проделал обратный путь из писателей в журналисты (в редакторы «Литературной газеты»). "И уж совсем неверно, - продолжает читатель, -  что журналисты подневольные пишут за деньги, а свободные писатели  -  абсолютные бессребреники. Профессиональных писателей проблемы гонорара очень даже волнуют, и не так уж они свободны.  А. Дюма и не скрывал, что пишет исключительно ради денег. Это не мешало ему создавать шедевры на все времена".

Что ж! Эти примеры хороши, но они касаются профессиональных писателей высокого уровня, знаменитостей. Эти писатели, действительно, жили и живут на гонорары. Их профессия их кормит.  Здесь ещё и Пушкина можно вспомнить: гонораров вечно не хватало. И великие писатели часто брались за "чёрную" писательскую работу. А если вспомнить репрессированных Галича, Булгакова, Ахматову, Зощенко, Солженицына и др., то им просто не на что было жить, когда их перестали издавать.

Давайте говорить о тех, кто публикует свои работы на сайтах «проза.ру» и «стихи.ру». Там много талантливых работ! Выпустить книгу дорого. На жизнь они зарабатывают другим делом. Материально эти люди не зависят от писательства в отличие от журналистов, и поэтому имеют драгоценную возможность самореализоваться в этом направлении. Мы пишем не ради денег!

Мой оппонент продолжает: "По-моему, если человек умеет писать, он напишет и роман, и репортаж, что-то лучше, что-то хуже. Обычно начинают с журналистики, потом некоторые дозревают и до писательства".

Не факт! Наш современник, талантливый журналист и телеведущий
В. Познер написал несколько книг, но он всё же журналист. Писателем он пока не стал.  Возьмём примеры из других областей культуры: Айвазовский и Шишкин умели рисовать, но один писал море, другой – природу. Кальман и Легар умели сочинять музыку, но писали оперетты, Бах – фуги, Черни – знаменитые этюды. Антон Чехов прославился короткими рассказами, Лев Толстой – эпическими произведениями. Каждому - своё!

Всё же демаркационная линия существует: по пальцам можно пересчитать  перечисленные выше имена. Всё-таки, имея литературный талант, на журналиста можно выучиться на факультете журналистики. На поэта или писателя в Литературном институте - нет. Ими рождаются.
 
Многие задают мне вопрос: зачем тратить время на никому ненужные «опусы»?

Я об этом никогда не задумываюсь, когда пишу. Произведение рождается, как любимое ещё незнакомое родителю дитя. Для него самого! А уж потом для читателя и окружающего мира. Но, поразмыслив над этим вопросом, получаю ответ, что мои рассказы целевые: конкретно для нескольких (например, «Сказка для взрослых…») или даже только для одного ("Одна житейская история") читателя. Но абсолютно все они для меня самой - это уж точно! Разве этого мало?

Один из моих критиков написал:

«Мы же не спрашиваем мнения о собственных детях у окружающих, потому что никто   не знает и не понимает их лучше, чем мы сами. Так и здесь. Пиши  как хочется - это твое  самовыражение. Кому-то близко, кому-то нет - какая разница! Ты сам  видишь в своем тексте больше, чем другие. Это часть тебя.  ....На самом деле  я в людях больше всего ценю склонность к творчеству, не зависимо - нравится  мне их "продукт" или нет... Только такие люди мне в жизни были интересны...
Самовыражение - единственное оправдание  нашей жизни, в нём и труд, и радость и проблемы...».

Что ж, тут мы с тобой, уважаемый Критик, в согласии!

Не сожалеть, не клясть, не удивляться,
Не каждого благословенен след.
И книги  позабытые пылятся,
И обелиски засыпает снег… (В. Санков).

Один из читателей написал: «Каждое произведение кому-то обязательно окажется нужным в нужный момент времени. И у каждого поэта и писателя есть своя аудитория,  независимо от величины его таланта… С каждым написанным, пусть даже, маленьким рассказом или эссе - лезвие таланта оттачивается и увеличиваются его грани».

И тут на сайте «стихи.ру» я нахожу отзыв Владимира Брунова на незатейливое стихотворение Снежаны  Трофимовой "Однажды"! Привожу с некоторыми сокращениями:

"Снежана! Как удачно я зашел к тебе на страницу и сразу же попал в "десятку" прочитав первое попавшееся на глаза стихотворение. Оно очень нужно именно мне, и именно сейчас! Мое сознание откликается каждой строчкой... все именно так, как я хочу сделать в самом ближайшем будущем!!! … Я редко здесь на "Стихах" бываю, но это вовсе не случайно, что после очень долгого перерыва я зашел практически сразу именно к тебе и прочёл именно это стихотворение...
Твои слова помогли мне отчетливо понять, что я на правильном в жизни пути!!!

...И знай, если тебе что-то хочется сделать, написать, прокричать... и ты толком не понимаешь зачем - просто сделай это, а понимание зачем придет потом!

…Спасибо тебе за нечаянную поддержку. И пусть ты совсем меня не знала до этих слов, но зато ты очень сильно помогла своими удачными и вовремя записанными словами…"

Подписываюсь под каждым  вашим словом, Владимир!

Елена Володина  на своей страничке в «проза.ру» делится такими своими мыслями (цитирую с сокращениями):

«Почему пишу?
…Учеба в вузе, работа, семья, быт... Но ночами снились сюжеты, герои, миры. Могла проснуться среди ночи с готовым сюжетом и совершенно безумным желанием писать. В итоге, я сдалась этому напору и села за стол. И просто выплеснула то, что шло так долго ко мне... И я не жалею об этом! Словно сейчас мое сердце и душа говорят, что наконец-то я сделала все правильно! Я могу быть неграмотной, не знать всех нюансов написания романов. Я не училась этому специально, но, когда сердце говорит "пиши", сложно отказать ему в этом».

Лучше, пожалуй, и не скажешь!

А в качестве завершающего аккорда приведу слова ещё одного совсем нового участника сайта  «стихи.ру»  Юрия Бычкова-Закирзянова (он на сайте с 9 января 2018 года):

«Если любое мое стихотворение вызовет хотя бы в одном человеке доброе чувство, вдохновит его на что-то светлое и высокое, сделает его чуть лучше и благороднее, то я буду считать, что написал его не зря. Это будет самой большой наградой для меня».

Творец наделяет людей разными талантами по своему усмотрению. Человек не выбирает себе талант, он ему даруется. Кому маленький, кому большой. Мы все бродим по одним и тем же тропинкам, но каждый находит свое.

А вы как думаете? Как вы поняли, что вы писатель или поэт? Поделитесь своим открытием!


               
                01.05.2018. Хороших всем праздничных дней!

P.S. Никак не ожидала такой реакции: только 1 мая эту статью прочитали не менее 50 человек! Даже в рейтинг включили. Значит, актуальной оказалась. Спасибо за внимание.


Рецензии
Веду дневники со времён спортивной молодости.
Помогает мысли упорядочивать.
Писать начал в смутные девяностые.
Случись что, как отчёт по жизни.
А потом и в привычку вошло.

На "Прозе РУ" с 2016.
За первые полгода окончательно убедился,
что я скорее читатель, чем писатель.
Выкладываю только избранное.

Это резюме с моей страницы.

Василий Овчинников   23.06.2018 22:15     Заявить о нарушении
Дневник - это уже походит на семейную хронику. Очень хорошее и полезное для потомков дело!

Людмила Орлова 777   04.07.2018 08:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.