Строим нового бога

Строим нового бога
По этой проблеме написано много. Наберите в поисковой строке Интернета слова «Богоискательство и богостроительство» (без кавычек), увидите множество статей. Впрочем, не делайте этого, я это сделал и кое-что почитал.
Для начала я обопрусь на некоторого С. Вольфсона, статья которого практически состоит из цитат многих авторов, от Мережковского до Ленина (длинный список литературы приведён).

Копирую основные цитаты:
Богоискательство и богостроительство — относящиеся к первому десятилетию XX в. родственные течения русской философско-религиозной мысли.
 «Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья» (Минский). Богоискатели провозглашали «рыцарскую верность богу — отцу своему родному» (Бердяев).
. «Я знаю, что умру, но хочу жить и после смерти» — писал Мережковский.
Социальные корни богоискательства, его несостоятельность и реакционность были вскрыты Г. В. Плехановым.
Идеологами богостроительства в годы разгрома революции 1905 оказались революционные интеллигенты-социалисты: А. В. Луначарский, В. А. Базаров и отразивший богостроительство в художественной литературе М. Горький.
Луначарский приходил к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Пусть религия меняет свои формы, но она жива и будет жить.
Религия, по высказанному Луначарским мнению, связывает идеал и действительность, отыскивает пути от последней к первому. Важнейшее значение религии в том, что она «разрешает тоску органического, живого по полноте жизни, по счастью».
Горький проявил себя в «Исповеди» сторонником тех, кто творит нового бога — «бога красоты и разума, справедливости и любви».
Богостроительские тенденции встретили энергичный отпор со стороны Г. В. Плеханова.
В. И. Ленин сурово обрушился на богостроительство. В письме к М. Горькому он писал: Богоискательство отличается от богостроительства, или богосозидательства, или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего...
Конец цитат.

Так что – много лет многие писали чушь? И почему я, чистокровный советский атеист, еще во 2-м классе доказывавший бабушке Саше, что бога нет (пыталась меня за это наказать воспитательным инструментом – веревочными вожжами), берусь за эту проблему?

А потому, что правы были Минский и вторивший ему Луначарский.
«Люди поклоняются богу не только потому, что без него нет истины, но и потому, что без него нет счастья» (Минский).
Давайте всё же познакомимся с Минским (цитирую Википедию).
Ми;нский Никола;й Макси;мович (настоящая фамилия Виле;нкин; 15 (27) января 1855, с. Глубокое, Виленская губерния, Российская империя — 2 июля 1937, Париж, Франция) — русский поэт и писатель-мистик, адвокат. Родился в бедной еврейской семье.

Ленин же ошибался, и не только в этом (см. мою статью "Религия и ошибка Ленина").

«Человек создан для счастья, как птица для полёта» (Короленко, Горький).
В этом всё дело. Я лично хочу, чтобы мои потомки были счастливы. А вы? Если нет – напишите мне отрицательную рецензию.
Пушкин: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».
Так пусть будут все рады и счастливы, хотя бы за счёт этого. Пусть приобретут себе несколько дополнительных миллиграмм быстродействующего дофамина или даже долговременного серотонина, которые и создают ощущение счастья. Кто против? Пишите мне отрицательную рецензию.

Церковь способна создать иллюзию умиротворения, счастья (или не иллюзию?). Главная же забота церкви – нравственность народа. Об этом и патриарх Кирилл всегда говорит. Как она это может делать? А вот прочитайте придуманный диалог атеиста (А) и церковника (Ц) (фрагмент из моей статьи «Так есть ли бог?»:

А: Неужели Вы думаете, что все приходящие в церковь верят в бога, при современном-то уровне образования?

Ц: Не буду это утверждать что все, хотя много и таких. А смысл прост. Это красивое зрелище, к тому же благотворно воздействующее на чувства людей. И мы стараемся сделать его красивым. И вместо кинотеатра с вашим детективным или даже патриотическим фильмом люди идут в церковь. А что касается направленности богослужений - они чётко выверены в направлении учёта интересов государства, народа. Война – и священники молятся о ниспослании нам победы. И далее так во всём. Конечно, могут быть накладки по неразумению, но это можно нам с вами совместно согласовывать и корректировать. А люди идут – Ваша тёща в церковь, а Вы в оперу. Я тоже в опере бываю.

А: Спасибо, очень хорошо Вы это разъяснили. Значит, церковь – это театр. Вид искусства. Наряду с обычным театром, кино, оперой, балетом и так далее. Как в Древнем Риме люди требовали хлеба и зрелищ, так и сейчас. Только зрелища стали гораздо разнообразнее. Спасибо. А может, в этом смысле предложить формулировку? Хотя нет, не надо. Не всё людям полезно понимать. Как считаете, святой отец?

Ц: Во истину. Добавлю только, что церковь важнее и будет ещё важнее.
А: То-есть, перефразируя товарища Ленина: Из всех искусств для нас теперь важнейшим является церковь? Ай да святой отец!

Ц: Напрасно иронизируете.  Просто церковь за века выработала гораздо больше форм воздействия на чувства человека, и они более индивидуальны. Все ваши виды искусства также воздействуют на чувства. А реальности в них почти нет никакой. Не было реальных Ромео и Джульетты, их выдумал Шекспир. Если сам под этим именем существовал. В церкви же, если человек обращает к Господу молитву о здоровье близких, он прежде всего настраивает себя на заботу о них. Если он приносит покаяние, он искренне настраивает себя на исправление своих грехов. Если даже он не верит в Бога. А как формируются чувства, ваша наука до конца не знает и вряд ли когда узнает до конца. Которого, кстати, нет.

А: Ну, бог с Вами. Спорить с Вами можно до бесконечности. Всё у Вас относительно, как у Эйнштейна. Пора идти на совещание.
Ц: Действительно пора идти. А может, ещё что-то сформулировать насчёт некоторого финансирования восстановления некоторых объектов?
А: Ну, это дело более высокого разумения. Я думаю, Ваш шеф воспользуется возможностью поставить этот вопрос. Идёмте к шефам, пусть они поразбираются.

Впечатляет ли? Да церковь нужна всем, даже атеистам.
Но всё дело в том, какому богу молиться. Иудеи в древности придумали Яхве. Русские христиане ввели слово Бог. Ещё было имя Саваоф, но потом оно вышло из употребления. А позднее поняли, что ссылаться на какого-то никому не видимого бога – не впечатляет, люди любят конкретику. И теперь типичная фраза священников: «Бог наш, Иисус Христос». Безусловно талантливый был парень, и последователями (апостолами) обзавёлся, и пошли его идеи по римскому, греческому, а потом и по славянскому миру. Но я ему не молился и не буду. Я бы лучше молился за коммунизм. Конечно, не в форме сталинского социализма, а за некоторый идеальный. Коммунизм – тоже религия. Не зря Зюганов Г.А. сказал: «Первым коммунистом был Иисус Христос».

Многие ли также не желают чтить Иисуса богом? Одна моя читательница написала: «Верующих у нас 4%, не более».
Я лично думаю, что и этот % завышен. Я лично думаю, что в существование таинственного бога, тем более в бога Иисуса, сейчас не верит никто. Раньше верили только моя бабушка Саша и алтайская отшельница Агафья из саги журналиста Пескова.
Но попытаемся выяснить этот вопрос на более серьёзном уровне. Официальной статистики по такому вопросу нет, более того – она запрещена законом. В Интернете есть много статей и церковников, и данных различных исследований и опросов.

Церковники называют большие %%, но это про относящих себя к правословию, значительно меньше %% посещающих церковь, еще меньше соблюдающих, например, пост, а о верящих в существование бога у них речи нет.

Но приведём по этому вопросу некоторые цитаты:

Следовательно, принимать эти данные, на которые зачастую ссылаются попы, дабы набить себе цену, ни в коем случае не стоит. Серьезные исследователи, которые разбирались в вопросе, никогда не признавали за православной церковью особого авторитета.

Опровергнуть это не так уж и сложно, поскольку можно забыть о демагогии и обратиться к реальным исследованиям. В первую очередь нужно понимать, что поскольку власти рекламируют православие уже с конца 80-х, а особенно активно с 90-х, многие люди действительно стали идентифицировать себя как православных, но православие у них — синоним слова русский.

«В статье «Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее» игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что в 1992 г. 47% населения назвали себя православными. Из них лишь около 10% более или менее регулярно посещают богослужение в храме (автор как практикующий священнослужитель полагает, что эта цифра завышена). Если говорить не только об этих православных, но и стремящихся в жизни соответствовать нормам христианской морали, то их число и 10 лет спустя составляет от 2 до 3% населения. Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их «русскости""[3].

В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек", — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев. (Ширяев: это религиовед).

«Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности"[4].

Для большинства речь идет не о религиозности, а о национальной самоидентификации: для этих людей считать себя православными есть признак их «русскости""[3].

Так что единственное, чего реально добились власти за все это время, — люди стали называть себя православными, но они не вкладывают в это понятие ничего, что связано с религиозным культом. Таких людей действительно православными, то есть сторонниками религиозного культа, считать нельзя.

Социолог Николай Митрохин отмечал:
«Реальный политический вес РПЦ полностью соответствует её реальному влиянию на граждан России: и тот и другой показатель близки к нулю. Российские политики и государственные деятели готовы воспринимать РПЦ как часть культурного наследия и даже в качестве одного из символов российской государственности"[4].

В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек", — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев. (Ширяев: это религиовед).

Итак, цитаты подтверждают моё (Ширяева) мнение. Так не пора ли нам осуществить свою реформацию? Чем мы хуже Мартина Лютера? Правда, Лютер от прежнего недалеко ушёл - ну ведь XVI век. А у нас и космонавты летают, Вселенную лучше видят. Так давайте сформулируем его имя. Слово Бог оставим, оно ничем не плохо. Я предлагаю такую формулировку:
Бог справедливости, мира, счастья.
Как понимать такую формулировку? А так: Коллективный разум и чаяния народа.
Но и про Иисуса не забудем (это наша история). Пусть священники говорят:
И предшественник его Иисус Христос.
Объявляю конкурс – пишите мне в рецензии свои названия – будем выбирать.

Конечно, провести такую реформацию –  дело РПЦ. Как РПЦ к этому отнесётся?
С одной стороны – церковь всегда была и остаётся в этом отношении очень консервативной. Ещё бы – ведь руководящие церковники и века назад понимали, что верить в таинственного бога трудно. Любой мелкий отход от догматов может разрушить всю систему. Инквизицию ввели. Пустяковый вопрос – креститься 2 или 3 перстами – вызвал реальный раскол.

Я вот попытался провести обсуждение с протоиереем (см. мою статью «Несостоявшийся диспут о боге»), не получилось, протоиерей «железно» стоит только на Священном писании.

С другой стороны, не могут же церковники не понимать, что все их догматы устарели, и что бог Иисус воспринимается в лучшем случае с улыбкой как красивая сказка?

А вот если ввести указанное название бога (или подобное), а Иисуса Христа отвести на второй план, утвердить его как особо святого человека наряду со многими просто святыми – ведь всё и встанет на своё место. А церковь пусть продолжает работать, блюсти  нравственность народа, создавать иллюзию счастья.

Конечно, церковь испугают предстоящие хлопоты, создание нужных текстов, доведение их до священников. Но ведь тогда религия обретёт смысл!

Мы не предлагаем революционных методов (ну их, наелись). Для начала нужно утвердить новое название бога, новую роль Иисуса, разослать инструктивное письмо всем церковным приходам. И пусть постепенно перестраиваются, но не тянут с этим. А дальше пойдёт формулирование новых заповедей на базе как христовых заповедей, так и Морального кодекса коммунизма (МКК). Зюганов Г.А. заявлял, что МКК списан с нагорной проповеди, а Путин В.В. однажды похвалил МКК.

Но как побудить РПЦ к этой реформации? А давайте мы, писатели и читатели портала Проза.ру это сделаем.
Вот на днях я представил в Госдуму обращение со скромным предложением сделать государственными праздниками Пасху и Рождество (оно и так введено) с осовремененными названиями, выходные дни ввести (новогодние каникулы урезать (см. ту же статью). Пока обращение только зарегистрировано, что получится – не знаю. Может, сочтут несвоевременным, им бы со Скрипалями разобраться. Религия – второстепенный вопрос, но тоже важный. Тогда подождём.
В РПЦ нам обращаться не с руки. Можно в Госдуму внести обращение с предложением только сформулировать мнение народа по этому, более важному вопросу.

Поэтому я предлагаю всем писателям и читателям портала Проза.ру написать короткую рецензию на эту статью. Возможны следующие варианты:
• Согласен.
• Согласен. Но предлагаю следующее название бога…………………..
• Не согласен.
• Любая рецензия также приветствуется.

Ширяев обязуется всё обобщить и доложить обществу результат в виде дополнения при очередном редактировании статьи.

Если получится и дальше с внедрением в РПЦ – пусть назовут это:
Реформация портала Проза.ру.

01.05.2018.


Рецензии
Церковь способна создать иллюзию умиротворения, счастья (или не иллюзию?). Главная же забота церкви – нравственность народа. Об этом и патриарх Кирилл всегда говорит. 

====
Мало ли что говорит язычник, идолопоклонник, многобожник. Он может говорить всё, что ему заблагорассудится. А вот в Библии никакой церкви нет. И никогда не было.

Денис Фоменко   19.03.2019 22:08     Заявить о нарушении
Как это "никогда не было", когда церковь и сейчас есть? Непонятно Вы пишете.

Евгений Ширяев   20.03.2019 02:12   Заявить о нарушении
Евгений!

В информации о ничтожном числе истинных верующих и остальных,числящих себя православными (от "русскости"), не стоит сомневаться. Но это даёт основание надеяться, что историческое развитие религии состоит в её постепенном исчезновении.

Не надо никаких постановлений властей, обращений к руководству РПЦ, реформации священных праздников, переименования святых путём смещения их на задний план. Потерпите и всё само пройдёт со временем.

P.S. Уберите повтор: "«В статье «Православная церковь в России: недавнее прошлое и возможное будущее» игумен Иннокентий, ссылаясь на данные ВЦИОМ, отмечал, что..." и т.д.

Всего наилучшего!

Александр Соханский   21.06.2021 14:27   Заявить о нарушении
Александр, в принципе с Вами согласен, а над некоторыми деталями поведения властей и священников лень размышлять.
За замеченный повтор спасибо, но также лень с этим возиться. Пусть масло не испортит каши.

Евгений Ширяев   21.06.2021 14:44   Заявить о нарушении
А что там возиться? Открыл, выделил лишнее и нажал на Backshace! Всего-то!

Александр Соханский   21.06.2021 16:59   Заявить о нарушении
Ну пристал! Ладно, удалил. Thank you.

Евгений Ширяев   21.06.2021 17:20   Заявить о нарушении
Heпонятно я пишу для невладеющих библейскими языками и для незнающих Писания. В них никакой "церкви" никогда не было, нет и не будет. А в ту голимую подделку под названием Синодальный перевод , которую состряпали мошенники от религии, смотреть вообще не стоит.

Денис Фоменко   21.06.2021 22:20   Заявить о нарушении
Зато в Писаниях есть немножечко другое. Т н Вавилонская блудница. Вот она это ни что иное, как церковь.

Денис Фоменко   21.06.2021 22:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.