I-5-11. Рим и Иудея ко времени Нового Завета

                Вспышками виртуального фотоаппарата обозначу некоторые события из подробной хроники «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия. Хочется держать в сознании исторический план, когда читаешь о времени пришествия в мир Мессии.

                = Начну с первого упоминания о римлянах в связи с судьбой иудеев. В период существования четырех эллинистических царств египетские Птоломеи и сирийские Селевкиды вели постоянные войны за владение палестинскими землями. Сирийский царь Антиох IV Епифан (175-164 гг. до Р.Х). пошел на Египет, «однако ему пришлось покинуть не только Александрию, но и вообще Египет, так как римляне принудили его очистить страну» (ИД. 12, гл. 5:2). После этого поражения Антиох организовал поход на Иудею, ограбил Иерусалим и осквернил храм Зоровавеля. Он пленил много жителей, а в городе поместил македонский гарнизон. Палестина перешла от владычества Птолемеев к Селевкидам, к Антиоху Великому.

                = Через три с половиной года иудеи восстали, и началась семилетняя война против Селевкидского царства, закончившаяся победой Иудеи. Наступила эпоха Маккавеев (152 по 37 гг. до Р.Х).. Первосвященник Иуда Маккавей «узнал о могуществе римлян, о том, что они завоевали Галатию, Иверию и Ливийский Карфаген, кроме того подчинили себе Элладу и в том числе царей Персея, Филиппа и Антиоха Великого» (ИД. 12, гл. 10:6). Правитель Иудеи сумел заключить «оборонительный и наступательный союз» с римлянами.

                = Прошло около ста лет, в Иудее разгоралась гражданская война за престол между самими Маккавеями. В это время полководец Помпей Великий совершал восточный поход, чтобы ослабевшую Сирию Селевкидов сделать римской провинцией, опередив воинственных парфян. Попутно, в 63 году до Р.Х., Помпей разрешил спор иудейских правителей за обладание властью: он вошел в Иерусалим, обозначил свое присутствие в Храме, оставил в городе воинский гарнизон, подчинив страну римскому правлению.

                = Итак, Иудея стала римской провинцией. Гиркан, правящий священник из аристократической династии асмонеев (потомков священника Маттафии, инициатора восстания), приблизил к себе богатого и предприимчивого идумея (род Исава) Антипатра. Тот сумел заслужить уважение и доверие римского триумвира Юлия Цезаря, и был им назначен прокуратором Иудеи. Сын Антипатра Ирод подкупил богатыми дарами сначала триумвира Марка Антония, а потом убедил в своей преданности и первого римского императора Октавиана Августа, и стал царем иудейским, покончив со священнической династией асмонеев. На иудейском троне воссел самозванец: простолюдин из рода идумеев, которые всегда враждовали с евреями, но в итоге — среди них и растворились.

                = В 37 году до н.э. Ирод стал царем Иудеи (прообраз антихриста?). В историю Ирод вошел как иудейский царь Ирод Великий. В седьмой год его царствования случилось СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В ИУДЕЕ (пророческий знак?), погубившее около тридцати тысяч людей и много животных. Ирод тяготел к эллинизму, он построил греческие города и богато украсил их. Храм, простоявший 600 лет, царь реставрировал. Но размер храма увеличил вдвое, чтобы он назывался храмом Ирода.

                =Иисус Христос родился в период правления первого римского императора Октавиана Августа. За 600 лет до этого события Бог дал пророчество Своему народу: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных». Мих. 5:2.

                = Не ведая о пророчестве, Октавиан именно в это время приказал провести перепись населения по всей империи. По римским законам каждый иудей во время переписи должен находиться в городе своего колена (Лук. 2:1-7).  Иосиф же и Мария проживали в Назарете, небольшом поселении на севере Галилеи, в 160 км от Вифлеема.

                = После Рождения Иисуса Христа, «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего». Мф. 2:13-15.

                = Ироду было около 70 лет, когда он, постоянно опасавшийся за свою власть, велел убить всех иудейских первенцев возраста Младенца Иисуса. После этого он неизлечимо заболел, на «гниющих частях тела появились черви». У Флавия об этом так написано: «Действительно, Ирод кое в чем нарушил закон. …Господь Бог наказывал его за все его беззакония» (ИД. 17, гл. 6:2,5).

                Поняв, что умирает, Ирод велел собрать по одному влиятельному иудею от каждого дома, запереть их на ипподроме и уничтожить после его смерти. Таким способом он хотел заставить народ искренне оплакивать его. Саломия, сестра тирана, не решилась исполнить его последнюю волю. Смерть ненавистного царя народ воспринял с ликованием. Царство Ирода было поделено между его тремя сыновьями.

                = Тетрарх Архелай унаследовал Иудею, Самарию и Идумею. Убоявшись его, Иосиф с Марией и младенцем Иисусом, возвращаясь из Египта, миновали Иудею, и ушли в Назарет (Мф. 2:18).

                = Тетрарх Филипп управлял страной Иорданской, где «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Лук. 3:2-4.

                = Как житель Галилеи Сын Человеческий находился под властью тетрарха Антипы. Иосиф Флавий пишет, что «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком…» (ИД. 18, гл. 3:3). В связи с Антипой Флавий упоминает об Иоанне Крестителе: «Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни…» (ИД. 18, гл. 5:2).

                = После череды прокураторов в Иудею был назначен Понтий Пилат, он 10 лет управлял Иудеей. Миссионерское служение, смерть и воскресение Иисуса Христа пришлись на правление римского императора Тиберия.

                = В Иудее с давних пор существовали три философские школы: фарисеев, саддукеев и ессеев. Они различались толкованием древних законов, но ессеи во многом были близки к христианству. Именно в их местах обитания были найдены Кумранские списки Библии.

                Некто Иуда Галилеянин вместе с фарисеем Саддуком основал четвертую философскую школу. Идейную платформу ее учения составляла ничем не сдерживаемая любовь народа к свободе. Тем самым была заложена теоретическая основа для последующих всевозможных бунтов и восстаний иудеев против римского господства и злодеяний собственных властей. По всей стране действовали разбойничьи шайки, нанося вред скорее своим соплеменникам, чем римлянам (Деян. 5:34-39).

                = Когда Архелай был в Риме у императора Калигулы, в Иудее вспыхнуло восстание народа, которое подавил сирийский наместник. Из Иудеи в Рим была направлена депутация от иудеев с просьбой: освободить страну от царского правления и соединить ее с Сирией, под римским наместничеством. Иудеи заверили, что готовы быть добрыми подданными при мягких правителях. Но Калигула не был мягким правителем. В итоге император провозгласил все бывшие территории Ирода Великого римской провинцией.

                = Антипа был выслан Калигулой в Галлию (нынешняя Франция). Туда же потом сослали и Архелая. Калигула прославился тем, что в своем безумии свирепствовал не только в Риме, но и по всей Римской империи. При нем пострадало много евреев, не согласных с его требованием божественных почестей к своей персоне. Он казнил знатных людей только ради присвоения их богатств. Не оставил ни одного греческого храма без разграбления. Тиран правил четыре года и был убит в театре во время представления.

                = Потомки Ирода теперь назначались только правителями отдельных областей Палестины. «Мягкий правитель», император Клавдий, заключил царственный союз с Агриппой I, внуком Ирода Великого, и позволил евреям, живущим в Александрии и во всех греческих городах империи, соблюдать свои исконные обычаи. Агриппа же, чтобы завоевать симпатию иудеев, гнал христиан, убил мечом апостола Иакова и заключил в темницу апостола Петра (Деян. 12:1-4). Вскоре он умер от мучительной болезни после семи лет царствования (Деян. 12:21-23).

                = Поскольку его наследнику Агриппе II было всего 17 лет, и он воспитывался при римском дворце, то император Клавдий назначил в Иудею наместника. За три года до своей смерти Клавдий все-таки сделал Агриппу II царем всех земель Палестины. Это перед ним апостол Павел держал свою защитительную речь (Деян. 25-26).

«Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз». Деян. 26:28-29.

                Этот последний иудейский царь стремился погасить ненависть иудеев к римлянам, но восстание все-таки случилось, и в разгоревшейся иудейской войне Агриппа перешел на сторону римлян, благополучно дожив до 70 лет.

                = После смерти Клавдия преторианская гвардия признала императором 16-летнего Нерона. Во внешней политике Нерон ограничился укреплением ранее завоёванных во времена Калигулы и Клавдия границ. Единственная война, которая произошла за время правления Нерона — это война за территорию Армении — буферного государства между Римской империей и Парфянским царством. Нерон в этой войне приобрел популярность в восточных провинциях, так как его условия мира с парфянами соблюдались более 50 лет, до тех пор, пока император Траян не вторгся в Армению в 114 году.

                = Но в самом Риме при Нероне творились безумства, от которых страдали все жители города. «Вследствие гнусности четырех» иудеев, живших в Риме, император Нерон распорядился изгнать из Рима всех иудеев, многих предал казни за отказ от воинской службы».

                Начались гонения на последователей новой религии — христианства. В пожаре Рима (о чем не упоминает Флавий, но подробно описывает его младший современник Тацит*), Нерон обвинил христиан и жестоко покарал их. В иудейской Галилее началось восстание. Нерон отправил полководца Веспасиана на подавление бунта. Спасшиеся евреи бежали в Иерусалим. Веспасиан успел только организовать осаду Иерусалима, как пришло сообщение о самоубийстве Нерона.
                * Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. М.,2005, стр.377-382.

                = Наступил «год четырех императоров»: один за другим сменяются Гальба, Отон, Вителлий, окончательно императором утвердили Веспасиана. Уезжая в Рим, он передал сыну Титу главное командование осадой Иерусалима. Взятие города оказалось очень сложным, долгим и жестоким делом для обеих сторон.

                Тит все-таки вошел в город, восставшие укрылись в Храме и яростно сопротивлялись. Римские войска так же яростно расправились со всеми жителями, сожгли храм, разрушили Иерусалим и сравняли его с землей полностью. Осталась только «Стена плача». Сбылось пророчество Иисуса: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Мф. 24:2.

                = Пятилетняя иудейская война завершилась захватом крепости Масада. Но все свои сокровища и самих себя осажденные уничтожили. Только одна женщина с дочерьми сумела укрыться в подземелье и сообщила римлянам о случившемся. Повсеместно в Палестине, Сирии и Египте начались гонения на евреев.
          
                = Иосиф Флавий написал потрясающее свидетельство исполнения Божьего пророчества над «жестоковыйным народом». Невозможно до конца понять, почему так сложилась история еврейского народа, не прочитав книги Иосифа Флавия. Мне стало ясно, что Флавий, в ходе иудейской войны, в точности исполнял волю Бога, которая была дана ему в видении, когда он был ранен.

                = Уничтожение Иудеи было отпраздновано в Риме пышным триумфом. Тит привез оттуда много богатых трофеев. Тогда и была заложена знаменитая Триумфальная арка Тита, строительство ее было закончено лишь при императоре Домициане. Ко времени правления Домициана, ярого гонителя христиан, традиция относит написание «Откровения святого Иоанна Богослова». Иоанн в это время находился в ссылке на острове Патмос.

«Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко». Откр. 1:1-3.         

http://proza.ru/2018/04/30/366


Рецензии