Докиевская Русь

       Самому уже и неловко, и смешно — предлагаю отказаться от исследования вопроса о варягах, а накатал уже немало страниц по варяжскому вопросу. Но это продвигает нас в исследовании вопроса о начале Русского государства.
       Для начала прочитаем статью историка А.С. Усачева «Первые века «Русской Державы»: взгляд из Московского царства XVI века», опубликованную в журнале «Исторический вестник», Т. 1[148], Начало русской государственности. 2012-2015.
       В ней речь идет о так называемой «Степенной книге Царского родословия».
«Степенная книга» - компилятивный памятник отечественной исторической литературы, одно из наиболее популярных русских исторических произведений в XVI-XVII веках. Представляет собою особым порядком устроенное систематическое изложение русской истории от Рюрика и Владимира 1 до Ионна IV, расположенное по родословным степеням, или поколениям, «от коихъ происходило оставшееся при государственномъ управлении потомство».
       По словам Усачева, в данной книге есть глава об именах русских областей. Вот она (Киприан и Макарий. Книга Степенная Царского родословия.
Москва. Императорский университет, 1775.  http://history-fiction.ru/books/all_1/time_15_1/book_3006):

«ГЛАВА 7- ИМЕНА ОБЛАСТІЯМЪ РУСКИМЪ.
Много же и различна бяху именованія многимЪ странам Рускаго царствія, ими же царствоваху. и дани емляху благословенное семя сего Великаго Князя Владимира Светославича вЪ роды и роды, имена же темЪ землямЪ зде отъ части да глаголются, я же суть сія: Чюдь, иже бяху соседніи Новуграду и Пскову» Словени, иже бяху Новаградз Великаго и Пскова область. Мера же Ростовская земля и Переславская, иже по Клещину езеру, Весь же Белоезерская земля, кЪ симЪ же МуромЪ, Черемиса, Мордва, Пермь, Печера, ЕмЪ, Литва, Зимгола, Корсь, Нерова, Либи, Козари, иже отЪ СкифЪ глаголемыи Болгары, иже по Дунаю, угри Беліи, Чехи, Ляхи, Лутичи, Мозовшане, Поморяне, Поляне, Древляне, Дреговичи, Полочане, Северане, Кривичи, Волынцы, Двиняне, и инны многи. Во всехЪ техЪ землях мнозіи сильніи грады и многи великія области, и сіи всi Руская бяше едина держава, иже ньне на многія власти разделишася,  Древляне же Словень именовахуся егда же пріиде РюрикЪ отЪ ВарягЪ, и обладаше вЪ нихЪ и тогда Русію начата прозвати великая держава его.
ГЛАВА 8 • ЦАРЮ ФЕОДОСІЮ БРАНЬ СЪ РУСІЮ.
Иже и преже Рюрикова пришествія вЪ Славенскую землю не худа бяше держава Словенскаго языка; воінствоваху бо и тогда на многія страны и на Селунскій градЪ, и на Херсонь, и на прочихЪ тамо, якоже свидетельсгавуетЪ нечто мало отЪ части вЪ чудесехЪ великомученика Димитрія и святаго Архіепископа Стефана Сурожскаго, оваже инде , якоже выше речено , иже на самый Царь градЪ многажды прихождаху, еще же древле и Царь Феодосій Великій имеяше брань сЪ Рускими вои, его же молитвою укрепи великій старецЪ ЕгиптянинЪ, именемЪ ИванЪ пустынникЪ последиже при Иракліи Цари ходиша Русь и на Царя Хоздроя Перскаго.
ГЛАВА 9 - О ГРАМОТЕ РУСКОЙ.
Прочая же многая, яже древле творяхуся по многих сmpaнахЪ Рускаго царствія, удобная же и не удобная и таковая вся забвенію подлежитъ, и безЪ вести быша, понеже тогда вЪ нихЪ не бяше писанiя, ни закона блага, ни веры правы;  отЬ начала же міра нигде же не бысть книгЪ СловенскимЪ языкомЪ, иже есть Рускій языкЪ.»
        Как видно из текста главы 7, Степенная книга» утверждает, что « Козари, иже отЪ СкифЪ глаголемыи Болгары, иже по Дунаю, угри Беліи, Чехи, Ляхи, Лутичи, Мозовшане, Поморяне» - среди областей Руси. На них расширен список областей русских в ПВЛ.
       По мнению Усачева, «исследователи, неоднократно обращая внимание на содержащийся в списке «Имен областей Русских» (7-я глава 1-й степени) перечень народов, подвластных древнерусским князьям, рассматривали его как попытку книжника выдвинуть претензии на земли соседей. Оставляя в стороне вопрос о том, в какой степени этот фрагмент отражал внешнеполитические амбиции русского правительства XVI в.33, обратим внимание на окончание текста этой главы. После перечисления соответствующих народов в ней указано на то, что «сии вси Рyская бяше едина дръжава»34.»
       Но далее сам Усачев А.С. подтверждает, что о том же сообщает и «Слово о погибели земли Русской»:
«В соответствии со своим источником книжник отмечает, что древнерусским князьям «присягаху и повиновахуся многия страны и дань даяху отъ моря и до моря» угры, чехи, ляхи, ятвяги, литва, «немцы», чудь, корелы, «обои болгары», буртасы, черкасы, мордва, черемисы. При этом те народы, которые в «Слове о погибели Русской земли» представлены в качестве соседей Руси (чехи, ляхи, литва, угры, немцы и др.), в «Степенной» фигурируют в числе «Имен областей Русских».
«Слово о погибели земли Русской после смерти великого князя Ярослава» (полное наименование произведения) датируется XIII веком. И в список добавлены «угры, немцы и др.».
      Но и «Повесть временных лет» сообщает об аналогичном (в переводе Лихачева Д.С.):
«В год 6406 (898)...  Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских... К моравам же ходил и апостол Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Поэтому учитель славян - апостол Павел, из тех же славян - и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един, от варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами прозваны были потому, что сидели в поле, а язык был им общий - славянский.»
       И еще одно сообщение ПВЛ (в переводе Лихачева Д.С.):
«В год 6477 (969). Сказал Святослав матери своей и боярам своим: "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".»
       «Середина земли моей» на Дунае — говорит Святослав. А если Дунай середина, достаточно взглянуть на карту, чтобы утверждать, что и территория Византии (в части европейских территорий Византии) тоже одна из областей древней Руси.
       Как видно из приведенных сообщений, три произведения с XI по XVI века  образуют как бы цепь сообщений, что Древняя Русь — это не только Киев и Новгород, но границы древнерусского государства простирались далеко на юг и на запад, вплоть до  Эльбы или дальше.
       Мало сообщений? Обратимся к Бертинским анналам, которые относятся к IX веку. Вот что пишет по этому поводу профисторик Кузенков П.В. в своей статье «Из истории начального этапа византийско-русских отношений» в журнале «Исторический вестник», том 1(148):
«Когда 18 мая Людовик Благочестивый торжественно принял византийских послов во главе с митрополитом Феодосием Халкидонским и спафарием Феофаном, доставивших дары и послание от императора Феофила, оказалось, что с ними прибыли некие люди, которые называли себя, то есть свой народ, рос (Rhos). Они приезжали в Константинополь «ради дружбы» как послы «их короля, именуемого хаканом», и Феофил просил препроводить их на родину, поскольку путь, по которому они прибыли к нему, пролегал «по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов», и он не желал, чтобы на обратном пути они подверглись опасности. Бдительный Людовик, устроив расследование, выяснил, что «послы хакана» на самом деле происходят «из народа свеонов» (шведов), и заподозрил в них «скорее разведчиков и в той стране, и в нашей, чем послов дружбы». Подозрительность императора не удивительна, поскольку в эти годы вся Западная Европа страдала от постоянных набегов со стороны хищных скандинавов. Впрочем, Людовик Благочестивый постарался дипломатично сгладить происшествие, написав Феофилу, что, несмотря на сомнения в искренности намерений «росов», он «из любви к нему принял их ласково» и отпустит, если они окажутся достойными доверия; если же нет — отправит их назад в Константинополь, чтобы там была решена их судьба.»
       Если византийский император принял «неких людей, представившихся послами, которые называли себя, то есть свой народ, рос (Rhos)», а Франкский король «выяснил, что «послы русского хакана» на самом деле происходят «из народа свеонов»,  то, исходя из текста, ясно, что византийский император утверждает, что они называют себя народом «рос», а император Франкии, не отрицая существования народа рос, лишь уточняет, что ему «послы хакана» известны как «народ свеонов», делаем вывод на основании мнений двух императоров, что свеоны входили в Русский каганат и район, где жили свеоны - одна из областей Руси. Напомню, что и император Византии, и император Франкии говорят обо одних и тех же послах одного и того же народа. Следовательно, свеоны — название, данное франками, росы — название, данное греками, но перед глазами императоров Византии и Франкии стояли одни и те же послы одного и того же государства.
       Свеоны — такие же славяне, как, например, поляне, северяне и ободриты.
       Таким образом, следы древнейшего Русского государства просматриваются и в IX веке. И границы этого государства отнюдь не ограничиваются пределами одной лишь Восточно — Европейской равнины, пределами Киевской Руси.
       Чтобы осознать это, необходимо вернуться к исследованию Иафетова расселения. Ранее мы уже затрагивали вопрос  Иафетова расселения, что,  думаю, придется делать не раз.

Продолжение следует.


Рецензии
Тему Руси нужно исследовать и продвигаться в глубь веков и тысячелетий, исходя из незыблемого постулата, что русские никогда сюда не приходили, потому что они всегда тут были

Олег Данкир   12.10.2020 14:42     Заявить о нарушении
Красиво говоришь, пишу искренне.
Только это - "потому что они всегда тут были" - недоказуемо в сегодняшних реалиях.
Была надежда на ДНК. Но чем больше в ней разбираешься, тем меньше вера в ДНК.
Ибо связь между этничностью и ДНК не установлена. Всё только предположения.

Осипов Виктор   12.10.2020 18:24   Заявить о нарушении
Смотрю, Вы почитываете исторические произведения. Тогда прочтите Мишина Д.Е. "Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее средневековье". Он пишет, что сакалиба в понимании Раб утвердилось в 12 веке н.э. Как Вы думаете, почему?

Осипов Виктор   12.10.2020 18:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.