Струны понимания. Глава 86

1. В этой и нескольких следующих главах мы на примере различных библейских текстов, в том числе и продолжения рассказа о жизни Иосифа в Египте и его встречи с братьями после долгой разлуки, рассмотрим два других смысловых фактора асперономной модальности (02): фактор “плата” (02002) и фактор “долг” (02003).

2. Как мы видели в прошлых главах тематизация центральной оси асперономики CIDK т.е. нижней репрезентационной горизонтали CHD, связывающей нижнее правое (а от наблюдателя левое) контекстное поле автономной личности С с центральным нижним контекстным полем ценностей Н и нижним левым контекстным полем мира/рынка, может быть очень различной (например экстенсивной прагматономной CID или интенсивной квантономной DKC) и идти в разных направлениях. В зависимости от характера этой тематизации и использования тех или иных смысловых факторов (т.е. в терминах контекстограммы специфических линий и парадигм в том или ином смысловом прочтении) асперономика меняет свой смысл и тем самым влияет (позитивно или негативно) на общую динамику развития самосознания и роль самости в этой динамике.

3. Наряду с прагматономикой CID и квантономикой DKC в состав самой асперономики CIDK, как парадигмы идентичности, входят две парадигмы, которые являются результатом ее вертикального разделения по центральной оси IK, а именно левосторонняя акцептономика IDK (от причастной формы латинского глагола аccipio принимаю) и правосторонняя инцептономика ICK (от причастия inceptus образованного от латинского глагола incipio начинаю).

4. Благодаря тому, что Иосиф переосмыслил и восстановил нить своей жизни на новых духовных основаниях (см. об этом предшествующие главы) он смог принять свое положение в рабовладельческом “аду” Египта, как необходимый этап своей жизни и как исходную точку для нового подьема, тем самым тематизировав левостороннюю акцептономику IDK. Для личностного развития очень важно выработать способность честно принять внутреннюю и внешнюю действительность в ее неприукрашенном виде, как она есть и работать с ней. Это порой очень нелегко и поэтому индивиды и общество, попав в “яму” нередко предпочитают изобретать себе различные другие роли и задачи вместо того, чтобы подумать, как выбраться из нее.

5. Это не обязательно плохо и порой даже необходимо (без воображения, как способности видеть некие альтернативы ничего нельзя по настоящему изменить), но все таки нужен честный анализ кризисной ситуации типа того, который Иосиф проделал в первые годы рабства, отказ от удобной роли пассивной жертвы людей и обстоятельств и признание собственной ответственности (в той или иной мере) за сам кризис. Тогда сама кризисная “яма” может стать исходной точкой опоры для нового подьема, акцептономика переходит в инцептономику и жизнь начинается заново с новой точки отчета.

6. Так было и с Иосифом. Более того начав с акцептономного переосмысления собственной жизни он затем внутри правосторонней инцептономики оказался способным увидеть наступающую кризисную ситуацию в самом обществе и в своем истолковании фараону его снов наметить конкретный план того, как государство должно действовать в этой ситуации. Вот библейский текст, рассказывающий о том, как изменилось в связи с этим положение самого Иосифа.

33. И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою.
34. Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;
35. пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в города хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;
36. и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода.
37. Сие понравилось фараону и всем слугам его.
38. И сказал фараон слугам своим: найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?
39. И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты;
40. ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.
41. И сказал фараон Иосифу: вот, я поставляю тебя над всею землею Египетскою.
42. И снял фараон перстень свой с руки своей и надел его на руку Иосифа; одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему;
43. велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать перед ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою.
44. И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.
45. И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф;панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской.
46. Иосифу было тридцать лет от рождения, когда он предстал пред лицо фараона, царя Египетского. И вышел Иосиф от лица фараонова и прошел по всей земле Египетской.
47. Земля же в семь лет изобилия приносила из зерна по горсти.
48. И собрал он всякий хлеб семи лет, которые были плодородны в земле Египетской, и положил хлеб в городах; в каждом городе положил хлеб полей, окружающих его.
49. И скопил Иосиф хлеба весьма много, как песку морского, так что перестал и считать, ибо не стало счета.
50. До наступления годов голода у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
51. И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что, говорил он, Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
52. А другому нарек имя: Ефрем, потому что, говорил он, Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.
53. И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской,
54. и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб.
55. Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.
56. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.
57. И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле. (Книга Бытие 41:33-57)

7. Таким образом с помощью восхищенного фараона (верхнее центральное контекстное поле субьекта власти F) мудрый Иосиф сделал головокружительную карьеру: из бесправного раба он стал сановником и премьер министром (визирем) в египетском правительстве. А это значит, что его тематизация нижней репрезентационной горизонтали CHD также радикально изменилась: теперь она могла включать вертикальное измерение например в эпиномике/эгономике CFD и других преимущественно вертикальных парадигмах идентичности, связанных с господством и манипуляцией властью и рынком. О нравственных и духовных дилеммах, которые были связаны с этим новым властным положением, мы поговорим в следующей главе.


Рецензии