Быть собой и или быть с другими. Плата за индивиду

Человеку в течение жизни свойственно «совершать колебательные движения». Эти колебания происходят между двумя полюсами - «Я» и «Они».
Под «Я» в данном случае понимаются индивидуальные черты, выделяющие собственно индивида из «общей массы». Это то, что позволяет нам отличать себя от других и осознавать свои отличия, то, что мы воспринимаем как личное.
Процесс становления как индивида – индивидуация.
Индивидуация — процесс образования и обособления единичных существ; предполагающее развитие психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психологии.
Согласно Юнгу процесс индивидуации включает два этапа: 1) инициацию и 2) «восамление».
Весь жизненный путь человек словно маятник раскачивается меж двух полюсов.
Инициация есть посвящение. Ранее роль такого посвящения выполняли обряды, проводимые ответственными лицами в племени (жрицы, шаманы).
Существовали, например, посвящение из девушки в женщину, из юноши в мужчину, посвящение в охотники, в вожди…
Многие из этих обрядов, изменившись внешне, перешли из язычества в христианство (обряд венчания, например) и в современность, например инаугурация президента.
Смысл инициирующих мероприятий заключается в том, чтобы обозначить роль индивида в обществе, назначить его, и чтобы все понимали «она – жена», «он – президент».
Сегодня в современном обществе можно наблюдать упадок ценности института брака, растерянность молодежи, как в личностном, так и профессиональном плане.
Часто критерием выбора ВУЗа становится не любовь к предмету, которая должна перерасти в любовь к профессии, а уровень зарплаты.
Все дело в том, что не стало тех, кто играет роль инициирующих. Надо отметить, что в древности эту функцию выполняли «специальные люди», а не родители.
Нынче много учителей, готовых научить, но мало преподавателей способных дать знание, навык, опыт, чтобы его можно было перенять.
Часто такими учителями становятся сами родители, внедряя (или вдалбливая) в юные головы то, что отражает их собственные ценности, по сути, их же нереализованную мечту.
Но у каждого своя мечта, свои ценности! Как говориться, «что русскому хорошо, то немцу – смерть!».
В племенах древних народов существовал обычай давать имена, которые отражали врожденные способности каждого члена племени – «Зоркий глаз», «Острый коготь» и т. п.
А сейчас сплошные Каролины, Евы, Дэны…
Как вы думаете, что чувствует ребенок, носящий звучное, яркое, порой непонятное имя, отличающее его от остальных.
И главное, всегда ли это имя отражает его природные наклонности?...
Что будет со скромной от природы Каролиной, которая одним своим именем привлекает к себе внимание? Легко ли будет расти такой девочке среди Даш и Маш?
Наша российская действительность все больше наводняется детьми титулованными царскими именами  – прям, сплошные принцы и принцессы, на которых родители бессознательно возложили миссию, не больше, не меньше!
Инициация предполагает не только определение роли в обществе, но и принадлежность к нему, как части целого.
Второй этап становления (по Юнгу) - индивидуация, предполагающая интеграцию частей себя ведущая к индивидуальной целостности.
На этом этапе человек как бы уходит от общества и его ценностей в поисках своего Я как Я соответствующего Самости. И если ЭГО слабо приходиться вырастать до потенциала в кабинете психолога.
Как говорилось выше, имена в племенах не давались просто так, а соответственно природным способностям, поэтому очень важно, чтобы родители не «надевали» на ребенка свое Я, а присмотрелись к его особенностям еще в младенчестве и не превращали «крикуна» в скрипача, а «сосредоточенного» в политика.
Самость, если так можно сказать, просматривается еще в детстве и иные родители умудряются ее разглядеть и понять, что их дочь, например, никакая не Агнесса, а самая что ни на есть Аленушка.
Бывало с вами такое, что встречаешь человека, и когда узнаешь его имя, понимаешь: «Ну, точно! Алена!».
Угадали, значит, родители, прислушались, «сынтуичили», верно поняли «код судьбы».
На этапе индивидуации взрослый человек уже самостоятельно прислушивается (или с помощью специалиста), помогая своему я, приблизится к собственному центру. Так формируется ядро личности – возникает индивидуальный стиль и если человек чувствует себя не на своем месте, то происходит поиск «своей стаи».
Таким образом, индивидуация не только путь к себе, но и к референтной группе.
Круг замыкается.
Вставая на путь развития, меняемся мы, меняются наши ценности, приводящие нас к смене сообщества.
И если вы белая ворона среди черных, это еще не беда, а если белая ворона средь мышей?...
Вот и приходится искать человеку себя и свою стаю.
Согласно Юнгу индивидуальность и коллективизм есть дивергенция (расхождение), исходной точкой которого является вина.
Обретая себя, достигая «восамления» человек буквально платит обществу за индивидуальность, создавая нечто ценное для большинства, т. о. создавая себя как индивида, человек искупает бессознательную вину.
Юнг говорит, что индивидуация не есть эгоцентризм, а то, что «не отгораживает от мира, а собирает весь мир в человеке»!
Т. о. быть «нормальным» и есть патология, а быть собой как индивидуальной частью целого есть признак здоровья!
P. S. Будьте собой, как бы вас не призывали к «нормальности»!


Рецензии
Да быть собой бывает трудно.Смотрят на тебя как на "не нормальную"

Стараюсь быть собой. Спасибо.

Татьяна 23   17.05.2018 12:42     Заявить о нарушении
Удачи и спасибо за внимание к моим статьям!

Аля Алев   17.05.2018 20:39   Заявить о нарушении