Она верила в меня

- Сейчас уже можно рассказать, - улыбается Людмила Ивановна, - ты же не знаешь этой истории!

- Знаю, Людмила Ивановна, знаю. Это Вы хранили тайну много лет…

- Нас было всего двое. И мы поклялись никогда никому не говорить?!.

-Ну, Вы договорились, а кое-кто в этот же день рассекретил. Неосознанная случайность? Бог весть…

Сорок один год прошёл. Мы сидим с Людмилой Ивановной в её подмосковной квартире. Сколько воды утекло, сколько лет пролетело, сколько событий. Сорок один год! И вспоминаем непростую историю, которая могла сломать жизнь, как мне, так и ей.

***
Когда весной, в марте 1974-го, мне исполнилось 14 лет, на классном часе Тамара Филипповна сказала, что в классе можно создать первичную комсомольскую ячейку:

- По возрасту подходят семь человек. Давайте обсудим и проголосуем...

Троих рекомендовали быстро. Я была звеньевой пионерского отряда. Активисткой и заводилой. Конечно, и за мою кандидатуру проголосовали единогласно. Но тут случилось непонятное: классная вдруг начала доказывать, что мне ещё рано, я не созрела политически. И привела аргумент:

- Мы живём с Ирой в одном подъезде. И к ней часто приходят мальчики. Я их в подъезде вижу…

Мне слова никто не дал. Да я и сказать-то ничего не могла от удивления и возмущения – при чём тут мальчики?  Да и не мои это гости! А Тамара Филипповна осторожно, но навязчиво предложила переголосовать. И мои одноклассники переголосовали. Не все, но большинством голосов в доверии мне отказали.

Это событие сломало все мои понятия о справедливости. А тут аккурат и переходный возраст грянул, и первая любовь случилась. Пришлось бросить музыкальную школу, не успевала совмещать. Весь восьмой класс куролесила. Кое-как зарабатывала троечки, похоронив свой имидж крепкой хорошистки. И активистки тоже. Потому как участвовать в мероприятиях отказывалась резко:

- Вон пусть комсомольцы стараются! А я недостойная…

В себя пришла весной, когда на носу были экзамены. Напряглась, упёрлась и свидетельство об окончании восьмилетки получила. Пусть с тройками, но на второй год не осталась, хотя директор конкретно говорила:

- Эта хулиганка и двоечница уже имеет направление на повторение курса восьмого класса. Неблагополучная семья, что вы хотите…

Валентина Андреевна на вручении свидетельств настоятельно рекомендовала мне забрать документы и поступать в училище. Я согласилась, но... поехала почему-то с мамой в Ленинград, потом к бабушке в Хабаровск. И 1 сентября открыла двери своей родной Нагорненской средней школы №5.

Первой неожиданностью было то, что наша классная… ушла в декрет! Как-то я даже не мыслила тогда, что у учителей может быть личная жизнь… Они для меня были полусвятыми людьми. Представить, что они рожают детей, как обычные женщины, я не могла! Такая вот наивная чукотская девочка...

Отношение к истории у меня было ровным. Очень нравилась древняя история, а вот новая и новейшая – какой-то нудной казалась. Учила без фанатизма и только потому, что учитель был хороший – Людмила Ивановна. Она стала нашей классной мамой в девятом классе. И нашла подход к обиженной и падающей в пропасть девочке. Что сказала? Как убедила? Не помню. Но после года безнадёги появилась уверенность, что за один учебный год можно всё исправить. Она верила, что я смогу.
 
Я попробовала поверить ей. И получилось! Вступила в комсомол, включилась в общественную работу. По всем предметам подтянула знания, пропущенное наверстала. Не отличница, но к концу девятого класса в итоговой ведомости у меня не было ни одной тройки. Правда, географию  пришлось сдавать комиссии, с Валентиной Андреевной отношения так и не наладились.
 
***
Выпускной класс. Я полна сил и энергии. Говорили, что в Нагорном меня знали все – от первоклашек до… руководства в райкоме комсомола и партии. Мероприятия политические, вечера тематические, концерты шефские – удивительно, но я всё успевала. Помню, учителя мне иногда скидки делали по части отсутствия домашнего задания или невыученного урока: они накануне посещали мероприятие, впечатлялись и разрешали выучить к следующему уроку. Старалась не подводить.

Консультации, экзамены выпускные, подготовка выпускного вечера, сборы чемоданов… Чтобы продолжить обучение в ВУЗе, нужно самолётом улететь на материк. Накануне торжественного вечера вручения аттестатов о среднем образовании в школе заседал педсовет, утверждающий результаты наших знаний. И выставляющий каждому выпускнику важную оценку – поведение. Сейчас даже трудно представить, чтобы детям выставляли «уд» или «неуд» за поведение. А тогда это была значимая  оценка жизнедеятельности школьника.

Два учителя считали моё поведение в стенах школы неадекватным – первая учительница, которая каждый день вызывала в школу родителей, потому что я мешала вести уроки.  Причина - до поступления в первый класс я полностью прочитала букварь и перерешала  задачи по арифметике. Вторым педагогом, считающим моё поведение неудовлетворительным и неуважительным, была, конечно, директор школы. Игнорируя её колы и двойки, комиссии я географию сдала на четвёрку, которая и красовалась в аттестате.

Те, кто учил меня другим предметам, занимался общественной работой, пытались возражать. Те, кому не довелось меня учить вообще, встали на сторону директора. В итоге, опять большинством голосов, победила подлость – в моём аттестате появился «уд». О чём мне и сообщила Тамара Филипповна извиняющимся голосом. А мне было совершенно всё равно. Я к оценке по поведению относилась никак – она же в вычислении среднего бала не участвует! И не двойка же…

***
Людмила Ивановна улыбается, а голос, озвучивающий эту историю прошлого века, вибрирует:

- Мы заполнили все аттестаты. Ещё раз проверили. И вот на твоём… Несправедливо же! И я предложила, а она поддержала…

Заполненный документ «был случайно залит чернилами». В новом документе поведение стало «примерным». Ложь во спасение. Да, вот так! Людмила Ивановна, в отличие от меня, знала, что удовлетворительное поведение ставится при наличии хотя бы одной тройки в аттестате, или если выпускник курил, стоял на учёте в органах милиции. Она представила, как в институте посмотрят мой аттестат, где нет троек, а поведение «удовлетворительное», какие выводы сделают о моём моральном облике и как отнесутся после этого к абитуриентке.

- Всю жизнь эту тайну храню. И сейчас уверена, что поступила правильно…

А я смотрю на нашу учительницу истории и чётко осознаю, что она ради меня, обычной девчонки, не по просьбе, не по связям, а по своим понятиям о чести и совести поставила на карту свою карьеру, своё имя. Конечно, это превышение должностных полномочий, на сегодняшнем языке - коррупционная составляющая. Но почему-то именно этот поступок в моих глазах сделал уважаемого человека ЧЕЛОВЕКОМ НАСТОЯЩИМ. И чем отблагодарить за этот подарок? Надеюсь, я всей своей жизнью доказала, что оправдала её ожидания и надежды…

27.04.18 Орехово-Зуево.


Рецензии
Ваша Людмила Ивановна просто Умница и Светлая Душа!!! Учитель с большой буквы!!!
Спасибо!

Лариса Потапова   03.05.2018 01:19     Заявить о нарушении
Вот это точно - светлая душа!!! И сейчас, в довольно преклонном возрасте она остаётся таким же светлым искренним человеком. Спасибо за рецензию!

Ирина Семерова-Малахова   03.05.2018 13:35   Заявить о нарушении
согласен
с Ларисой!
*
танцы любите?
http://www.proza.ru/2014/01/24/876

с теплом,

Игорь Влади Кузнецов   30.06.2018 23:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.