Глава 23. Послесловие

      
       Тишина. Солнечное утро. Из окон моей квартиры на двадцать первом этаже виден лес, который начинает окутывать лёгкая нежно-зелёная дымка. Мы с Машей специально выбирали квартиру повыше, чтобы воздух был чище и шум непрерывно и напряжённо бодрствующей столицы оставался внизу.
       Сегодня суббота, спешить некуда. Мои девочки, Маша и малышка Таня, ещё спят. Я, стараясь не шуметь, тихонько иду на кухню сварить кофе и записать несколько строк. Жизнь продолжается…
      
      
       (из дневника Августа III)
      
       У каждого своя пустыня. У одного она помещается в шкатулке, у другого – занимает всю площадь души. У каждого свой путь в неё, долгий ли, короткий ли. Существует четыреста способов подхватить простуду.
       Пустыня опасна. Если успеешь, подумай, прежде чем ступить на неверные пески её. Чем дальше ты уходишь в глубь её, тем невозможней становится выход.
       Пустыня прекрасна. Она очищает, дарует свободу, даёт шанс преодолеть искушения. Если не сможешь остаться собой, поверишь миражам, не распознаешь вовремя её зыбкие, как раскалённый воздух над барханами, оберегающие знаки, пропал. Забвенье – твой завтрашний день. В отношениях с одиночеством компромиссам нет места.
       Пустыня хрупка и жестока. Она требует бережного обращения. Это заповедник. Святыня. Тайна. Иначе она захламляется и превращается в пустырь. Прокисает, как вино. Пустыня избавляется от неверных, от ротозеев и праздных гуляк. Таких или ставших таковыми она выдавит из своей системы координат, собьёт с пути, подложив под компас коварное железо. И уделом отвергнутых становится пустырь. Запустение и забвение. Мёртвая земля, усыпанная хламом, гниющими останками идей, побуждений, пришедшими в негодность обломками святыни. Разница между пустыней и пустырём, при их однокоренном родстве, такая же, как игра цвета в воспламенённой отражениями солнца радуге над морем и в радужном бензиновом пятне в грязной луже.
       Иных пустыня убивает. Без злобы. Но по необходимости. Лишает своей милости и не мешает умереть от жажды. Ей нельзя доверять, ей нельзя противостоять. Её нужно покорить. Пустыня – удел сильных и мудрых. Таких единицы. Остальные, ступившие на её влекущую, открытую, коварную, неизвестную, безжалостную, таинственную территорию, сгинут. В песках или забвении – не имеет значения.
       Пустыню нельзя обжить, построить в ней город или развести сады. Это её погубит. Разрушит её абсолют. Хочешь – уходи, сможешь – возвращайся. Твоё одиночество ждёт тебя. Скорее всего, затем, чтобы убить.
       Пустыня – это место, непригодное для жизни. Она наступает, засыпая песком всё, что было значительным, любимым, живым, ярким. Всё, что было. Пустыня останется после того, когда всё, что не смог уберечь и защитить, исчезнет навсегда. Она населена теми, кому приспособиться к знойному, безжизненному пространству кажется легче и правильнее, чем научиться любить, понимать и принимать ближнего. И что с того, что он, ближний, недостаточно хорош, чтобы пересекать твой путь, чтобы нарушать пропорции и гармонию пространства, чтобы случайно в толпе толкнуть тебя или задеть твои мысли?
       Выход из пустыни при всём разнообразии троп и путей, ведущих в неё, один. Любовь. Это и животворная влага, и ведущая нить. То, что нельзя взять с собой в пустыню, но то, что тебя охранит, спасёт от жажды и поможет вернуться назад.
       Число пустынь – тринадцать:
       "Остров отшельника", или "Северный остров". Необитаемый остров, окружённый холодным и неспокойным морем. Пустыня волхва, ухода от мирских соблазнов, остановившегося времени. Пустыня поиска истины, преодоления искушений, ожидания знамения. Пустыня духовного подвига. Часто – конечный пункт на пути поиска Истины.
       Есть другой остров, "Южный", – пустыня иллюзий и бегства от реальности, игра в прятки, закрывая лицо руками. Пустыня, уходящая корнями в далёкое детство. Уютный, милый сердцу придуманный мир, лежащий между тропиками Рака и Козерога.
       "Вершина" – пустыня гения, покорителя, капитана. Когда талант, упорство и умение поставить всё на кон приводят наверх. А там – никого, кроме тебя. Был первым – остался один. Остальные не дошли или вернулись с полпути.
       "Башня вины" – пустыня реальной или мнимой вины и непринятого прощения. То, что ждало бы Иуду, не подвернись ему подходящая осина.
       "Дом у дороги" – пустыня книжного яда и интеллектуального одиночества в толпе.
       "Прогорающий костёр", почти не дающий тепла и света, – пустыня старости и разочарования. Жизнь по инерции.
       "Пустыня гордыни" – пустыня высокомерия, населённая неспособными к искренности эгоистами, не умеющими принимать и отдавать. Пустыня, в которой длительное время пребывал Август III.
       "Нора неизбытой боли" – пустыня живущих прошлым, тем, что было "до". Вдовы и разлучённые влюблённые, выжившие Ромео и Джульетты, неспособные более на любовь и ставшие озлобленными социопатами.
       "Пустыня безумия", параллельный мир, который может быть густо населён, чаще, правда, неприятными персонажами. Одна из пустынь Августа II.
       "Пустыня прокажённого" – она же пустыня уродца, или карлика. Основной материал стены отчуждения – брезгливость и страх окружающих.
       "Пустыня живущего чужой жизнью" – чаще всего женский феномен, крест самоотречения матерей-одиночек и хлопотливых бабушек-тётушек.
       "Пустыня героя не нашего времени" – пустыня бесплодного поиска себя и своего места в жизни, когда изначальный объект поиска утрачен и сам поиск становится автосмыслом; незамкнутый цикл; холостой выстрел.
       Тринадцатая пустыня – пустыня смерти. Место, где ты навсегда одинок. Только из этой пустыни нет выхода.
      
      
                Павлодар-Саратов-Москва



Предыдущая глава: hhttp://www.proza.ru/2018/05/02/1709       


Рецензии