Срез в апреле

               

                Новелла

                30 апреля в центральном округе ветрено временами идет дождь. Солнце выглянет и вроде тепло, а как за тучку - уже зябко. Эта пора пробуждения природы мне нравится особо. Каждый день, если внимательно присмотреться, замечаешь движение жизни.
              Чуть выше моего балкона на уровне восьмого этажа ветер раскачивает макушки двух березок. А я помню их девочками – подростками, когда 38 лет назад заселялся в новый дом. Тогда эти березки как две сиротки были худенькие, чуть более метра ростом, а теперь я наблюдаю их уже взрослыми. Сегодня с утра ветер усилился и на тоненьких веточках в основном на их концах раскачиваются по паре сережек, принимая форму латинской буквы «V»  как бы празднуя победу – пережили зиму, вступают в новую жизнь. Еще три-четыре дня назад сережки были серыми худенькими, а теперь располнели и приобрели более выразительный желто- коричневый цвет, а дальше от концов  на веточках появились крохотные листики, причем совершенно зеленого цвета. И стоят березы в прозрачной дымке из света и жизни.
            Клен одновременно и в плену гроздьев старых прошлогодних кисточек-самолетиков и уже новых будущих листьев, словно ладошек ребенка из пяти маленьких пальчиков.
          А вот на рябине почки  напоминают  не ладошки, а кулачки маленьких детишек. Рябина распускается одновременно с кленом. До чего же красива пара!  А главное они замечательны и весной и осенью. Одна красна от ягод с рыжими листьями, другой за лето вбирает, наверное, все настроения солнца и оттого такой разный: от светлого до темного цвета золота.
               Липа как всегда припозднилась и видно дожидается пробуждение дуба. Почки у липы с бардовым бочком совсем как у яблока. Помню в далеком детстве, мои родители с друзьями отдыхали на реке Хопер. Весь день собирали только белые грибы и настоящие грузди. Но поразил меня тогда не вкус груздей с тонким ароматом леса, а липовый чай. Впятером мы выпили ведро, и я пошел спать, а старшие поставили на костер второе ведро. Чай был густой и ароматный и чем больше я пил его, тем больше хотелось. Он насыщал тело и усваивался и, казалось, что я пью какой-то богатырский напиток – так много прибавлялось сил. Лучшего напитка я не пробовал за всю жизнь!
            Я спросил у ясеня: «Светлый, отчего торопишься?.. Ведь еще и листьев нет, а ты зацвел уже?» Ясень не ответил мне, лишь помахал будущими крылатками, собранными в метелки.
             С обеда решил проведать дачу. Ветер успокоился,  и к небу прилипли то там, то сям стайки облаков, как кусочки ваты, но у горизонта они слились воедино и уже были не такие белые, видно задумали пролить дождик. А у меня над головой все те же редкие облачка и, несмотря на слабое движение ветра, они почему-то часто закрывают солнце, как бы намекая ему, что еще не время греть сильно. Земля еще полна влаги, и трава уже полонила солнечные места на взгорках ярко-зелеными ковриками, в которых моментально обжились пятачки одуванчиков – солнышек.
                Калина, растущая у крыльца дома, выпустила зеленые букетики и создается впечатление, что каждый из них  перевязан бечевкой, совсем как праздничный букетик. Когда я получал дачу, еще в советское время, участок был топкий. Вода стояла на глубине полштыка лопаты. А позже от старожилов соседней деревни я узнал, что как раз по диагонали моего и других участков примерно на километр протекал ручей, вдоль которого росли кусты калины. Первые годы, когда не было дома, по весне наблюдал цветущий белый шар, а по осени красный. Теперь спустя много лет ягод становится все меньше и меньше. Видно помимо влаги калина любит и свет.
                На яблонях каждая веточка со своими  отростками венчается почками-бубенчиками с острыми кончиками с чуть различимыми в их трещинах бледно-зеленого и бардового цветов. Однажды я более месяца был в отпуске, а когда приехал на дачу, не смог подойти к  одной из яблонь ближе, чем метров на десять. Вся площадь была выстелена громадными, больше здорового мужицкого кулака, яблоками. Это была яблоня «Победа».
             Смородина впереди всех деревьев и кустарников. На ней уже зеленые листочки  величиной с пятак чеканки 1961года и множество желтых почек-узелков – отдельные величиной до ногтя мизинца
                Я не думаю, что деревья пустились наперегонки. У каждого из них свое время взросления и цветения, как и у человека. Главное другое: каждое дерево вступает в новый период жизни по- своему, как и человек. Но есть и общее: все живое стремится к жизни и не хочет пропустить рождения каждого дня независимо от того какой он, ибо насмотреться на этот волшебный мир одной жизни все равно мало.
              Я, тоже смотря на эти прекрасные рождения жизни, ощущаю прилив сил, ведь каждая моя клеточка помнит себя, когда мне было двадцать. Жаль, что в то время я воспринимал красоту рождения как что-то заурядное, само собой разумеющееся.
       Присев на лавочку с удовлетворением отметил: «Застал, не пропустил вечное рождение!» Пахло землей, чуть солнцем и небом. Но всего сильнее пахло весной, и этот запах усиливался. И это я чувствовал и наблюдал в течение одного дня апреля!

                Виктор Попов


Рецензии