Свобода

Свобода — это понятие равносильно понятию истины. Оно столь многогранно, притягательно и столь же неоднозначно. Раскрыть понятие свободы в полной мере не представляется возможным, так как оно находится в сфере беспредельности. Но некоторые важные аспекты необходимо прояснить. Ее границы в сознании людей простираются от рабства до анархии. Почему рабства — будет рассмотрено позже. Все мечтают о свободе — кто о финансовой, кто о политической, кто о религиозной, кто о свободе своих желаний, кто о свободе слова, кто о свободе от условностей, кто о свободе души и духа … Этот список можно продолжать бесконечно. Многие мыслители, политики, писатели и поэты размышляли на эту тему, описывали и воспевали этот феномен.
«Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится» - так сказал Демокрит.
«Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон.
«Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства» - Ленин.
    «Мы ждем с томленьем упованья, Минуты вольности святой». Пушкин.
«Крылья — свобода, только когда раскрыты в полете, за спиной они — тяжесть». Марина Цветаева.
«Для того, кто сам не свободен, несвободны и другие». Гегель.
«Свобода состоит  в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер.
«Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее». Б. Шоу.
«Человек — хозяин своей судьбы в том смысле, что у него есть свобода распорядиться своей свободой. Но к чему это приведет — человеку не известно». Махатма Ганди.
Как же не заблудиться в этом лабиринте свободы? Где выход? Есть ли абсолютная свобода? Можно ли, вообще, определиться с этим понятием или у всех разное понятие свободы и не стоит ломать копья? Есть ли свобода выбора или все есть осознанная необходимость?
Необходимо различать внешнюю и внутреннюю свободу, но в то же время они составляют бесчисленное количество различных комбинаций.
В древние времена, когда велись захватнические войны, это понятие было более простым и наиболее часто выражало естественную свободу от плена или рабства. Далее, с развитием культуры и цивилизации, это понятие стало усложняться и приобретать различные оттенки, отражая различные устремления, порывы, мысли, желания и действия. Казалось бы, хаос неизбежен. Так и будет рассуждать обычный мещанин, кувыркаясь в жизненных водоворотах. И они будут правы — обычное знание не даст ответ на этот непростой вопрос.
Тогда нам надо обратиться к высшему знанию, может, здесь мы найдем ответ. Как смотрит на человека восточная доктрина? Человек состоит из 7 основных принципов: физическое тело, эфирное, астральное (тело желаний), жизненный принцип, ментальное, буддхи, атма. Кроме того, манас делится на высший и низший. Откуда исходят основные желания и порывы? Обычно желания и мысли обслуживают физические телесные потребности. Удовлетворив их человек освобождается на время от их гнета. Но голод приходит вновь и человек ходит по кругу. Чтобы постоянно удовлетворять эти потребности человек стремиться к деньгам, как к средству финансовой независимости. Власть также на какое-то время дает резкое обогащение. Отсюда у людей стремление к деньгам и власти. Это очень просто и все это понимают. Но понимают ли они, что все они и есть рабы своих страстей? Что их низшая триада руководит ими. Что это есть полуживотный образ жизни? Что дух, совесть, сердце, высший разум, высшая триада спит. То, что делает человека человеком, спит. О какой свободе может говорить такой человек. Он раб тела и своих желаний, примитивных желаний.  Соблазны окружают человека со всех сторон. И в этом рабстве он упивается всем спектром изощренных страстей, совершая ради этого порою и преступления. Ибо он хочет все и сейчас. Он попробовал и то, и это, и пускается во все тяжкие. Но расплата неминуема. В результате — болезни, войны, грабежи, обман, лицемерие, коррупция, подлость и низость. Идет полным ходом уничтожение духовного мира, разграбление природных ресурсов, загрязнение и уничтожение природы, притеснение одних народов другими, господство небольшой группы циничных хищников над миллионами. Все хотят быть богатыми, но никто не хочет быть честным. Это тупик, это самоуничтожение и рабство, а не свобода. Это рабство в угоду низких страстей, на которые постоянно ведутся люди. Посмотрите вокруг и вы увидите, что эта зараза расползлась по всему миру. Это даже нельзя назвать кратковременной свободой даже в тот момент, когда реализуются их желания. Они все равно остаются рабами этих желаний. Это иллюзия свободы.
Рабы еды, рабы желаний,
Рабы комфорта и сетей,
Как много времени пропало
Для высших целей и людей!
Кроме того, мы забываем о карме. Работу космического закона никто отменить не может. Закон причин и следствий четко регулирует в течение жизни все варианты приемлемых действий. Сила действия равна силе противодействия. Но существует и свободная воля, свобода выбора, неприемлемые действия. Кто запретит человеку солгать или броситься  в пропасть? Совесть, как сердечный советник, может подсказать, но часто ли люди слушают этот голос? Совершая неразумное действие, человек навлекает на себя еще более страшные беды: человек солгавший будет оболган, предавший – будет предан, бросившийся в пропасть – не избавится от страданий, а наоборот, увеличит их многократно, как в тонком мире, так и в следующей жизни, при следующем рождении, родившись, к примеру, калекой. Это и является веским основанием того, что все религии причисляют самоубийство к большому греху.
Но карма может быть и положительной, когда человек стремиться жить честно, стремится к добру, имеет еще и духовные потребности. Тогда к нему притягиваются хорошие люди и хорошие обстоятельства. Человек управляя своими поступками по правилам совести может даже стать владыкою своей кармы. Это ли не истинная свобода.   
«Для существа нравственного нет блага без свободы, но эту свободу дает не Государь, не Парламент, а каждый самому себе, с помощью Божиею». Карамзин.
«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь». Чехов.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса:
– Христианство понимает свободу как свободу от греха. Если дух человека свободен от греха, тогда он действительно свободен. Ведь свобода – это не дозволение творить то, что хочешь. Цель духовной борьбы, в конечном счете, и заключается в достижении победы над своей греховностью и в обретении свободы духа. Когда человек свободен от греха, его душа чиста пред Богом. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8)
И вот, что написано в Учении Жизни.
«Как согласить существование свободной воли с воздействиями, о которых много говорилось? Свободная воля существует и никто не будет отрицать ее, но постоянно можно замечать какие-то несоответствия с действиями и мышлением Сил надземных. Дело в том, что воля может быть гармоничной с Силами Высшими и или хаотичной, нарушая созидание. Плачевно наблюдать, что воля хаотичная преобладает среди людей. Она не улучшается от формального образования. Свобода воли есть прерогатив человека. Но без гармонии с Силами Высшими она становится бедствием.
Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества.
Также не забудем о бешенстве свободной воли, такая болезнь издавна отмечена и может вести к погибельным следствиям. Человек воображает, что он имеет ничем не ограниченную волю и, таким образом, начинает нарушать основные законы. Воля ценна, когда она сгармонизирована законами бытия. Многие не понимают этого, ибо для них воля должна быть необузданной. Но опытный житель знает, что воля и свобода уже живут в законности, иначе мы из набата будем пытаться услышать благовест.
Люди как бы поделились на два непримиримых стана. Любители свободной воли называют последователей Учителей ретроградами, но последователи руководства зовут разрушителями любителей свободной воли. Таково недоразумение, которое отнимает у людей лучшие возможности. Нужно искать обстоятельство, которое могло бы покрыть крайности общим куполом. Легко представить жизнь в беспредельности, под таким куполом соединятся многие понятия. Найдутся меры, которые покажут ничтожество произвольных делений.
Нужно, чтобы истинный учитель поощрял свободную волю, и разумный ученик, именно напрягая свободную волю, оценил бы значение учителя. Можете заметить, как многократно Мы возвращаемся к противоположениям учительства и свободной воли. Люди нуждаются в особом примирении этих неделимых понятий. Лучшее будущее зависит от гармонии противоположений. Кто не желает понять это спасительное условие, должен принять многие страдания. Учитель не может переродить упрямство ученика, если он не приложит усилий доброй воли. Но добрая воля и есть свободная воля.
Мыслитель указывал, что добро, и свобода, и красота живут под одной кровлей.
Мыслитель предупреждал: «Не обратите светлый дар свободной воли в безумие».
Свобода познавания есть участие в эволюции. Каждый препятствующий свободе познавания есть враг эволюции».
И здесь мы понимаем, что понятие свободы имеет непосредственное отношение к проблеме добра и зла. Либо прекрасная дорога к свету, либо гнетущая тропа во тьму.
Духовная свобода есть вход в мир Надземный.
Мы знаем, что космос в переводе с греческого означает мир, вселенную, порядок, украшение. Высший разум создал космос по законам великой гармонии. В противном случае космос моментально бы разрушился. Если мы хотим быть счастливы и жить в гармонии, то нам необходимо изучать эти прекрасные закономерности и на их основе строить земную жизнь. И именно в этом ключе необходимо понимать свободу, как освобождение от рабства низких, деструктивных мыслей и образа жизни. Самонадеянность примитивного поведения может закончиться катастрофой.
Истинная свобода — это свобода духа, это руководство высшей триады над низшей, а не наоборот, это законное управление высшего низшим. Не должен слуга управлять хозяином, разрушительно, когда примитивное управляет высшим. Верный жизненный принцип, когда высшее занимает свое истинное место согласно иерархии миров. Это уже беспредельная, вечная свобода. Вот почему Будда отказался от трона и богатства, Христос от власти над всем миром (искушение в пустыне) и все святые следовали этому.
Перечислить все грани свободы невозможно, так как они бесчисленны, но даже абсолютная свобода потенциально доступна, если человек сливается с Абсолютом.


Рецензии