Попугаи в картинах старых мастеров
К середине XVII века европейцы были знакомы с многими видами попугаев, а некоторых из них содержали в неволе.Наверное, мы никогда бы об этом не узнали, если бы не картины так называемых малых голландцев XVII века - художников-бытописателей повседневных будней бюргерской жизни.
Их вдохновляли незначительные события и сценки из жизни их современников, и они с дотошной документальностью описывали их нравы, одежды, мебель, интерьеры жилищ. Встречаемся мы на картинах «малых голландцев» и с попугаями, где они отнюдь не главные, а второ- и третье-степенные персонажи, и зачастую просто являются деталью интерьера, в котором разыгрывается занимавшая художника сцена. Но тем важнее для нас эти свидетельства о подлинных условиях жизни этих птиц.
Итак, судя по картинам второй половины XVII века, в это время для содержания крупных попугаев использовали металлические кованные клетки цилиндрической формы с вертикальными прутьями, скрепленными несколькими горизонтальными полосами металла. Клетка имела сплошную металлическую дверку, подобную печной заслонке, и оканчивалась круглым куполом с точеной массивной ручкой. Такая клетка могла стоять на столе на круглых ножках-шарах.
Попадая из родного жаркого климата в северную Голландию, где помещения согревались топкой (а значит, сильно остывали за ночь), подвешенные к темной и душной притолотке в тесной клетке, часто на сквозняке, лишенные полноценного питания, они томились и быстро угасали. Но корабли из заморских стран регулярно входили в гавани Амстердама, привозя новых узников для освободившихся железных клеток…
Как и большинство элементов в жанровых картинах, да и портретов, эти птички символ – они подчеркивают статус владельцев.
Действительно, владение попугаем было признаком статуса - редкие животные подчеркивали богатство. Импортированные из Африки и Азии, птицы присоединились к жемчужным ожерельям, персидским коврам, шубам и другим знакам престижа в этих картинах.
Свидетельство о публикации №218050200534